СЕМЬЯ. ДЕНЬГИ. БУДУЩЕЕ.

Автоматический обмен налоговой информацией: что ждет украинцев

Автоматический обмен налоговой информацией: что ждет украинцев
Getty Images/Global Images Ukraine
Ольга Онуфрийчук
2019-07-31 12:28
529
Партнер проекта: Henley & Partners

Обмен финансовой информацией между налоговыми органами разных стран – очередной шаг в борьбе с уклонением от уплаты налогов с использованием оффшоров.

Возможное присоединение Украины к такой инициативе активно обсуждается последние два года. Family Office вместе с партнером Henley & Partners разбирался, что ждет украинцев, имеющих зарубежные счета, в случае осуществления такого обмена, и что можно предпринять для оптимизации налогообложения в данной ситуации.

Суть вопроса: что такое автоматический обмен информацией

Автоматический обмен информацией (или Automatic Exchange of Information, AEOI) – это международная система договоренностей, позволяющая стране получать информацию о финансовых активах своих налоговых резидентов за пределами страны. Основная задача обмена, как не сложно догадаться – борьба с уклонением от уплаты налогов.

Обмен информацией осуществляется с помощью ряда технических решений (ведь подобного рода данные должны быть надежно защищены) и в соответствии с Единым стандартом отчетности (Common Reporting Standard, CRS), разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Положения CRS регулируют процесс сбора и обмена информацией о финансовых счетах между налоговыми органами различных стран. В настоящий момент инициативу поддержали более 100 стран, в том числе практически все оффшорные юрисдикции, а также популярные среди украинцев Великобритания, Кипр, Мальта и Швейцария. В 2018 году 90 из ста стран, которые обязались начать автоматический обмен информацией о финансовых счетах в 2017-м или 2018 году, сделали это. Полный список стран, активировавших обмен информацией, можно посмотреть на сайте ОЭСР. По последним данным этой организации, юрисдикции передают сведения о 47 млн оффшорных счетов на общую сумму почти €5 трлн.

Важный момент: государства обмениваются данными на добровольной основе. А это значит, что получить информацию, к примеру, о «лакомых» счетах в швейцарских банках удастся далеко не всем странам. Например, Швейцария не торопится обмениваться данными с уже присоединившейся к автоматическому обмену информацией Россией, обосновывая свои сомнения тем, что конфиденциальность предоставленной информации может быть нарушена, а сама информация может быть использована не по назначению.

Как это работает

Финансовые учреждения страны, участвующей в обмене (а это не только банки, но и брокеры, депозитарии, трасты, некоторые страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды), на ежегодной основе собирают информацию о счетах своих клиентов. Если клиент является налоговым резидентом другой юрисдикции, то информация о нем передается в страну его налогового резидентства. Также налоговые органы получают аналогичную информацию о своих налоговых резидентах из юрисдикций, в которых у резидентов открыты счета. Если раньше такую информацию можно было получить только по индивидуальному запросу, то теперь все происходит в автоматическом режиме.

Какая информация передается

Обмену подлежит информация по финансовым счетам (например, банковские счета, вклады, счета депо), если держателем таких счетов является физическое или юридическое лицо, в том числе компании, трасты, частные фонды.

По физическим лицам передается следующая информация:

• ФИО;

• адрес;

• страна налогового резидентства;

• дата и место рождения;

• ИНН;

• номер банковского счета /договора (или его эквивалент);

• название и идентификационный номер финансового учреждения (например, наименование и реквизиты банка);

• баланс счета по состоянию на конец года (или на дату закрытия счета, если счет был закрыт в течение года);

• другая информация: суммы процентов по вкладу, суммы купонного дохода по облигациям, выплаты по векселям и договорам страхования и др.

По юридическим лицам передается следующая информация:

• наименование;

• адрес;

• страна налогового резидентства;

• ИНН;

• номер банковского счета /договора (или его эквивалент);

• название и идентификационный номер финансового учреждения (например, наименование и реквизиты банка);

• баланс счета по состоянию на конец года (или на дату закрытия счета, если он был закрыт в течение года);

• другая информация: суммы процентов по вкладу, суммы купонного дохода по облигациям, выплаты по векселям и договорам страхования и др.

В вопросе обмена информацией по юридическим лицам важно различать активные и пассивные организации. Если пассивные доходы — дивиденды, проценты, роялти — составляют менее 50 % всех совокупных доходов организации или менее 50 % активов организации составляют активы, приносящие пассивный доход, такая организация относится к категории активных. Во всех остальных случаях юрлицо относят к категории пассивных.

Информация в отношении счета активной организации передается только в страну налогового резидентства этой организации, тогда как информация о пассивной организации передается в страну налогового резидентства этой организации и дополнительно – в страну налогового резидентства контролирующего лица/бенефициара этой организации.

Как автоматический обмен повлияет на украинцев

Автоматический обмен затронет жизнь налоговых резидентов Украины, которые имеют иностранные банковские счета в странах, обменивающихся с Украиной налоговой информацией, и/или являются контролирующими лицами / бенефициарами пассивных иностранных организаций.

То есть надо быть готовым к тому, что информация об остатках средств на зарубежных банковских счетах станет доступной налоговым органам Украины, которые непременно сравнят ее с данными, указанными в вашей налоговой декларации. В случае наличия расхождений неудобных вопросов не избежать. Так что не задекларировать свои инвестиционные доходы уже не получится: банки дадут информацию по распределенным в пользу украинских бенефициаров доходам налоговикам, что приведет к налогообложению таких поступлений в полном объеме.

Если же иностранные активы задекларированы и все необходимые налоги по ним уплачены – проблем не будет.

Когда Украина может присоединиться к обмену

По состоянию на середину 2019 года Украина неоднократно заявляла о намерении присоединиться к автоматическому обмену налоговой информацией. От официальных лиц уже звучали заявления о присоединении к CRS и осуществлении первого обмена уже в сентябре 2020 года – якобы именно тогда должен состояться обмен данными за 2019 год.

Однако недостаточно только выразить желание, для конкретных действий Украиной должна быть проделана большая подготовительная работа. Законодательство любой страны – участницы CRS должно регламентировать порядок предоставления информации налоговым органам и порядок обеспечения защиты передаваемой информации, а также необходимо внедрить технические решения (IT-структуру) для обмена данными. Таким образом, если Украина не может обеспечить защиту передаваемых данных, то другие государства не станут обмениваться с ней информацией (помните пример с Россией?).

Первые шаги на пути адаптации законодательства Украина уже сделала: 21 июня 2018 года Верховная Рада приняла Закон Украины «О валюте и валютных операциях», который устанавливает обязанность Кабмина и НБУ в шестимесячный срок разработать и подать на рассмотрение ВР законопроекты о разовом декларировании зарубежных активов физических лиц, а также о международном сотрудничестве Украины в сфере налогообложения, в том числе в вопросах внедрения международных стандартов автоматического обмена финансовой информацией.

И хотя точная дата, когда будут имплементированы все необходимые изменения, неизвестна, украинцам следует всерьез задуматься над созданием структуры владения иностранными активами. В то же время необходимо помнить, что даже сейчас украинские налоговые органы уполномочены обращаться с индивидуальным запросом в налоговые органы других стран за информацией в отношении конкретных лиц.

Как избежать последствий автоматического обмена налоговой информацией

Вариантов не так много:

1. Перевести активы в страну, которая не присоединилась к автоматическому обмену информацией. Такой вариант поможет лишь выиграть время, так как целью внедрения обмена является покрытие всех стран. Исключением пока могут быть только США, которые согласно закону FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) требуют у иностранных финансовых учреждений отчитываться о вкладах граждан и налоговых резидентов США в налоговую службу США, но собирают такую информацию только в свою пользу, не высказывая особого желания делиться информацией об активах иностранных граждан на своей территории.

2. Закрыть все иностранные счета и ликвидировать зарубежные активы.

3. Сменить налоговое резидентство. Если стать налоговым резидентом другой страны, украинские налоговые органы не заинтересуются вами, а также снизятся риски раскрытия личной информации.

Каждая страна имеет свое определение налогового резидентства. На это могут влиять время, проведенное в стране (общее правило – 183 дня в году), наличие недвижимости, семейные или бизнес-связи. Стать налоговым резидентом другой страны можно и с помощью программ получения вида на жительство (ВНЖ) или гражданства через инвестиции.

Например, Кипр предлагает две инвестиционные программы: получение ВНЖ и гражданство через инвестиции. Вид на жительство можно получить за инвестиции от €300 тыс., гражданство – от €2,5 млн. Процесс получения паспорта по Инвестиционной программе Кипра занимает чуть больше 6 месяцев. Недомицилированные резиденты получают налоговые льготы на протяжении 17 лет после переезда на Кипр (например, освобождение от подоходного налога и освобождение от налога на пассивный доход, даже если источник выплаты находится на острове).

На Мальте также действуют две инвестиционные программы. Программа получения гражданства дешевле, чем на Кипре: размер необходимых инвестиций начинается от €1 млн. Однако процесс получения паспорта дольше – около 14 месяцев. Для получения ВНЖ через инвестиции необходимо инвестировать от €350 тыс. Налоговые резиденты, не имеющие домициля на Мальте, облагаются налогами только на доходы, полученные на острове. Если заявитель постоянно проживает на Мальте по программе, к нему применяется специальный льготный налоговый статус. В этом случае иностранный доход, переведенный на Мальту, облагается по сниженной ставке 15%.

Иностранные граждане могут получить ВНЖ Португалии за инвестиции от €250 тыс. Программа неоднократно признавалась одной из лучших в рейтинге инвестиционных программ Henley & Partners благодаря срокам и качеству обработки заявлений, требованиям к инвестициям и уровню жизни в стране. Для новых налоговых резидентов действует специальный налоговый режим non-habitual resident regime, который предусматривает освобождение от уплаты налога на различные виды доходов, полученных за пределами страны, в том числе от работы по найму, пенсий, процентов, дивидендов, роялти.

Автоматический обмен информацией – это новая реальность современного мира. Если ранее санкции на финансовые институты налагались за раскрытие банковской тайны, то сегодня санкции используются как давление на тех, кто не готов к сотрудничеству по обмену финансовой информацией. Несмотря на годы бурных обсуждений и сложности внедрения, автоматический обмен налоговой информацией уже обеспечил высоконалоговым странам дополнительные поступления в бюджет, а потому процесс обмена будет набирать обороты. У украинцев же осталось не так много времени, чтобы адаптироваться к изменяющимся условиям ведения бизнеса.