ср
  • 17
  • чт
  • 18
  • пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • пт
  • 10
  • сб
  • 11
  • вс
  • 12
  • пн
  • 13
  • вт
  • 14
  • ср
  • 15
  • чт
  • 16
  • пт
  • 17
  • сб
  • 18
  • Цвет скорости: самые быстрые произведения искусства

    Цвет скорости: самые быстрые произведения искусства
    BMW AG
    21 января 2019 11:35
    1367

    Благодаря техническому совершенству и дизайнерскому изяществу отдельные автомобили стали такими же надежными размещениями средств, как и произведения искусства. А вот автомобили коллекции BMW ArtCars сами по себе представляют непосредственную художественную ценность. Расписанные звездами contemporary art, они являются отражением современной культуры. Детальнее рассказывает наш автор Сергей Суховский.

    Первая автомобильная гонка прошла в 1894 году и всполошила не только прессу, но и мир изящных искусств. Она стала и новым вызовом, и тотемом - имеющихся на тот момент у художников и скульпторов приемов явно было недостаточно, чтобы передать скорость, драматизм гонки и сам феномен мобильности. А гоночная техника служила примером современной скульптуры. Со временем, подобно футуристам и кубистам, стали различать целое направление картистов (от англ. cartistis), использующих автомобили как арт-объекты.

    Александр Кальдер, 1975 г. BMW 3.0 CSL. Фото: BMW AG

    Начало коллекции BMW ArtCars положил в 1975 году искусствовед и аукционист Эрве Пулен. В свободное от изящных искусств время парижанин баловался гонками, достигнув высшего для гонщика-любителя уровня - марафона 24 heures du Mans. Доходы от галереи позволяли не бегать, как другие пилоты, с протянутой рукой по спонсорам и благодетелям. А дружба с самыми востребованными творцами - не ломать голову, как раскрасить с иголочки новый и потому девственно белый кузов BMW 3.0 CSL. Пулен презентовал автомобиль своему другу и клиенту, модернисту Александру Кальдеру в виде ... чистого полотна. И автор знаменитого Mobile, привыкший изобретать собственные формы, буквально загорелся возможностью перенести свой неповторимый стиль кинетического искусства на реальный объект с помощью красок. И даже затребовал накануне гонки спорткар в свою мастерскую, серьезно сократив экипажу тренировочную программу. Нужно отметить и прозорливость немцев, застраховавших чужой автомобиль на миллион дойчмарок ($430 тыс.), причем именно как произведение искусства.

    В итоге как пилот Пулен провалился, сойдя на 9-м часу гонки из-за поломки карданного вала. А вот как ньюсмейкер стал едва ли не главным триумфатором марафона - даже непрофильные СМИ живописали о его CSL как о "самом быстром произведении искусства, несущемся сквозь ночь". Баварцы тут же выкупили спорткар для своей музейной экспозиции, положив тем самым начало и коллекции ArtCars, и многолетнему сотрудничеству с Пуленом, предложив тому выступить за заводскую команду на новейшем BMW 3.5 CSL Turbo и в качестве пилота, и в качестве антрепренера.

    Фрэнк Стелла, 1976 г. Фото: BMW AG

    На этот раз выбор француза пал на другого американца, мастера постживописной абстракции Фрэнка Стеллу. Если на момент работы над арт-каром Кальдер находился на излете своей карьеры, то Стелла пребывал в самом зените славы. Начиная как чертежник и оформитель, он пронес любовь к миллиметровке, калькам, схемам, разрезам и прихотливо-криволинейной технике через все свое творчество. И расчертил CSL как одну большую выкройку с некоей линией, по которой "хотел бы разрезать автомобиль и затем собрать его в новой форме".

    BMW 3.0 CSL 1976 г. Фото: BMW AG

    И хотя на этот раз автомобиль не продержался в суточной гонке и трех часов - Пулен даже не успел сесть за руль - пресса уделила "миллиметровке" куда больше внимания, чем непосредственным конкурентам. Плюс принялась гадать - кто же будет следующим "приглашенным автором". В том, что cartist стал глобальным трендом в среде художников, сомнений не было даже у Sport Illustrated.

    Рой Лихтенштейн, 1977 г. Фото: BMW AG

    Так и случилось - над третьим арт-каром работал один из зачинателей американского поп-арта Рой Лихтенштейн. Будучи сам приличным иллюстратором и журнальным графиком, он придумал масштабировать картинки из комиксов (причем не только своих) до размеров батальных полотен, перерисовывая растр и применяя технологии мультипликации и промышленной печати. «Я хотел нарисовать линии в виде дороги, показывающие путь машине с проносящимся мимо пейзажем, - рассказывал Лихтенштейн на презентации, нет, не в Ле-Мане, а в парижском Центре Помпиду. - Видны даже небо и солнечный свет, а динамика передана с помощью benday dots и «скоростных линий" родом из комиксов". И да, наконец-то арт-кар добрался до финиша - на 9-м месте, победив в своем классе.

    Энди Уорхол, 1979 г. Фото: BMW AG

    Ставки на следующего автора принимали даже букмекерские конторы. Впрочем, гадать было нечего - на вершине поп-арта уже давно обосновался Энди Уорхол, описывать регалии и техники которого не хватит ни места, ни времени. В свое время он сделал себе имя работами, отражающими эпоху потребления - баночный суп, гамбургер, бутылка колы и др. При этом художник изображал исключительно товары американского производства. И сделал исключение лишь для немецких автомобилей, нарисовав в общей сложности сорок "мерседесов". Но увидев новейший BMW M1, невероятно броский даже в статике, Уорхол тут же приступил к работе. Его предшественники несколько месяцев тратили на эскизы на масштабных (1:10-1:18) моделях, а собственноручно ставили на кузовах лишь подписи, доверяя роспись натуры подмастерьям. У Уорхола же макетные прорисовки заняли 23 минуты, после чего он лично раскрасил и сам автомобиль, и запасные кузовные панели. Причем наносились краски, как водится, самыми разными техниками, включая фаланги самого мэтра.

    BMW M1 group 4 racing version, 1979 г. Фото: BMW AG

    «Движущееся в пространстве произведение искусства — это новое слово, новое явление в живописи, сущность красоты которого открывалась в динамике движения. Я пытался нарисовать, как выглядит скорость. Когда машина движется на большой скорости, все линии и цвета смазываются». И дополнительная скорость помогла - Пулен финишировал на "эмке" шестым, после чего BMW, как обычно, выкупил спорткар и присвоил ему музейный инвентарный номер.

    Однако продолжения гоночной экспансии не последовало. С одной стороны, интересы баварцев сместились от марафонов в сторону Формулы-1, а значит рассчитывать на конкурентоспособный BMW "лемановцам" больше не приходилось. С другой - дополнительные килограммы краски и лака не лучшим образом сказывались на весе и аэродинамике гоночных автомобилей. С третьей стороны - даже страховые суммы таких автомобилей исчислялись семизначными цифрами, не говоря уже об их эстимейтах. Одним словом, немцы готовы были продолжать, но без риска разбить арт-кар в гонке. И начиная с 1980 года подавляющее большинство расписанных великими художниками BMW колесило по свету исключительно в трейлерах, "наматывая километры на кардан" разве что при погрузке-выгрузке перед очередной выставкой современного искусства. Искусства, доступного к пониманию как часть уличной и бытовой культуры. Тем не менее за право экспонировать арт-кары боролись, борются и будут бороться самые лучшие площадки - лондонский Tate Modern, парижский Лувр, нью-йоркский музей Гуггенхайма, берлинский Kunst-Werke и др.

    Все модели серии BMW Art Cars

    Год

         Художник

    Модель

    1975

    Александр Кальдер     

    BMW 3.0 CSL

    1976

    Фрэнк Стелла

    BMW 3.0 CSL

    1977

    Рой Лихтенштейн

    BMW 320i Turbo

    1979

    Энди Уорхолл

    BMW M1

    1982

    Эрнст Фукс

    BMW 635 CSi

    1986     

    Роберт Раушенберг

    BMW 635 CSi

    1989

    Майкл Дж. Нельсон

    BMW M3

    1989

    Кен Доун

    BMW M3 Gr. A

    1990

    Матазо Каяма

    BMW 535i

    1990

    Цезарь Манрике

    BMW 730i

    1991

    А. Р. Пенк

    BMW Z1

    1991

    Эстер Малангу

    BMW 525i

    1992

    Сандро Киа

    BMW M3 GTR

    1995

    Дэвид Хокни

    BMW 850 CSi

    1999

    Дженни Хольцер

    BMW V12 LMR

    2007

    Олафур Элиассон

    BMW H2R

    2009

    Робин Родэ

    BMW Z4

    2010

    Джефф Кунс

    BMW M3 GT2

    2016

    Джон Балдессари

    BMW M6 GTLM

    2017

    Цао Фэй

    BMW M6 GT3