пн
  • 8
  • вт
  • 9
  • ср
  • 10
  • чт
  • 11
  • пт
  • 12
  • сб
  • 13
  • вс
  • 14
  • пн
  • 15
  • вт
  • 16
  • ср
  • 17
  • чт
  • 18
  • пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • Как начиналось телевидение: история украинского ТВ

    Как начиналось телевидение: история украинского ТВ
    Ксения Панченко для Family Office
    25 октября 2018 12:56
    1844

    Телевидение называют чудом ушедшего века. Сейчас многим сложно себе представить жизнь без возможности смотреть любимую телепередачу, а каких-нибудь 70 лет тому назад у наших соотечественников такой возможности не было. И это при том, что Киев был среди десяти столиц мира, где началось развитие современного телевидения.

    Family Office продолжает серию материалов, посвященных истории телевидения в Украине. Ранее мы рассказали о посещении Киевской телевизионной башни, одной из самых высоких в мире. Сегодня Екатерина Гутгарц рассказывает об истории самого телевидения.

    Первая телепередача на украинском телевидении вышла в эфир 1 февраля 1939 года. В течение 40 минут телезрители могли созерцать портрет известного революционера Серго Орджоникидзе с титрами, содержащими его краткую биографию. Дальнейшему развитию украинского телевидения помешала Вторая мировая война. И лишь 5 ноября 1951 года на украинском телевидении был показан первый фильм. Им стал «Алитет уходит в горы» режиссера Марка Донского, рассказывающий о жестокой эксплуатации жителей далекой Чукотки американскими колонизаторами и счастливом их избавлении с приходом советской власти. И сюжет первой телепередачи, и первый телевизионный фильм были выбраны не по содержанию, а по качеству носителя. Тем не менее, при показе фильма «Алитет уходит в горы» не обошлось без курьезов. Оказалось, что пленка была заправлена неверно, поэтому главный герой и его собаки передвигались в обратном направлении, еще и вверх тормашками. Несмотря ни на что, телевизионщикам удалось оперативно все исправить, и первая украинская телетрансляция фильма успешно состоялась.

    Кстати, пленку, на которой были записаны первые кинофильмы и телепередачи, сами телевизионщики называли «живая душа». И не только потому, что она передавала "живое" изображение, а потому, что при ее производстве использовались переработанные связки и кости настоящих животных. Слой желатина наносился на пленку для придания ей прочности. Поговаривают, что известный производитель фотопленок «Кодак» для этой цели даже создал специальную ферму, где выращивали быков.

    Примечательно, что изобретателем телевидения, которому удалось создать первый полностью электронный телевизор, был также наш соотечественник – Борис Грабовский, сын поэта Павла Грабовского. Свое изобретение Грабовский назвал телефот. Это был первый прибор, передававший движущееся изображение объекта с помощью беспроводной системы. Первый аппарат был собран изобретателем у себя дома, в Ташкенте, в 1928 году. В одной комнате стоял прообраз современной телекамеры, перед которой жена Грабовского двигала рукой, а в другой комнате это изображение выводилось на экран. Официальное испытание прибора прошло перед специальной комиссией там же, в Ташкенте. Прямо на улице аппарат заснял проезжающий трамвай и передавал это изображение в другое место. К сожалению, при перевозке телефота в Ленинград прибор был разбит, а денег на создание нового у изобретателя не было. Впоследствии другие ученые воспользовались сведениями патента Грабовского для создания современного телевизора.

    Первый советский телевизор "КВН-49" также производился в Киеве, на заводе «Маяк». Свое название прибор получил от имени трех создателей – инженеров Кенигсона, Варшавского и Николаевского, но в народе аббревиатуру расшифровывали по-другому: «Купил, включил, не работает». Несмотря на это, первый телевизор быстро стал популярным у киевлян. В 1951 году в Киеве было продано всего несколько сотен телевизоров, а в 1952-м – уже несколько тысяч. Поговаривали, что приобретение «КВН» - неплохой способ борьбы с одиночеством. К счастливому обладателю этого аппарата на телепросмотры сходились все соседи и знакомые. И это при том, что "КВН-49" мог транслировать всего три канала, имел экран диаметром меньше, чем у ноутбука, а изображение было настолько маленьким, что его приходилось увеличивать с помощью специальной линзы. Для лучшего эффекта линзу заполняли дистиллированной водой или глицерином. Но некоторые соотечественники решили пойти еще дальше и стали прикреплять к линзе разноцветные фильтры. Таким образом, создавалось впечатление цветного изображения, хотя выглядела подобная «раскрашенная» картинка несколько чуднò.

    Если «КВН» был недешевым удовольствием, то другой популярный аппарат – «Ленинград Т-2» – обходился его владельцам еще дороже. «Ленинград Т-2» представлял собой модель 2 в 1: радиоприемник и телевизор. Причем экран телевизора был скрыт специальной подвижной шторкой. Так родители могли не волноваться, что дети разобьют драгоценную технику, например, мячом.

    Но главным на украинском телевидении всегда была не техника, а личности. Причем харизматичных было предостаточно. Взять хотя бы первых женщин-дикторов украинского телевидения. Ими были Новела Серапионова, Елена Николаева и Ольга Даниленко. Все три актрисы пришли на телевидение примерно в одно и то же время. Даже они не могли точно ответить на вопрос, кто же из них был первой женщиной-диктором на украинском телевидении. Если Новела Серапионова в скором времени вернулась в театр, то Елена Николаева и Ольга Даниленко посвятили телевидению значительную часть своей жизни. В одном из интервью Елена Николаева вспоминала, как она попала на телевидение. Пришла наниматься помощником режиссера, но в этой роли руководству телестудии она оказалась не нужна. А когда актрису попросили показать зубы, бойкая актриса предложила показать еще и копыта. Именно этот нрав так понравился директору, что Николаеву утвердили в качестве диктора. Драматической актрисе работа диктора была не очень по душе, к тому же работать было непросто – приходилось заучивать много текста, ведь суфлеров на телевидении тогда не было. Дикторшам нужно было еще и выглядеть с иголочки, и это при очень маленькой зарплате (55 рублей). Елена Николаева вспоминала, чтов ее гардеробе имелись три украинские кофточки, рубашка с гипюровым воротничком и темный пиджак, поэтому чтобы выглядеть в кадре всегда по-новому, дикторши меняли воротнички, иногда даже вплетали в них живые цветы. Уже потом потребовали, чтобы прически им делали в известной киевской парикмахерской «Черемшина». А готовиться к эфирам тогдашним телезвездам приходилось, сидя на скамеечке в диспетчерской – без окон и вентиляции. Тем не менее, Ольга Даниленко, например, была настолько предана телевидению, что вскоре после увольнения и перевода на радио просто зачахла и умерла.

    Не обходилось на телевидении и без курьезов. Так, однажды во время телеспектакля в прямом эфире вместо голоса Елены Николаевой раздался… собачий лай. Оказывается «шумовик», который должен был имитировать лай в эфире, «вступил» раньше времени. Для того, чтобы имитировать приглушенный собачий лай, «шумовика» накрыли двумя одеялами. Сам он не видел, что происходит в студии, но должен был вступить по сигналу помощника режиссера. Но случилось так, что помощница случайно задела звуковой шнур и «шумовик» залаял раньше времени. А когда его начали трясти, чтобы он перестал, залаял еще громче. А тут еще и звукорежиссер с перепугу отключил микрофон диктора и, наоборот, прибавил звук в микрофоне «шумовика». Только представьте, какой картинкой наслаждались телезрители — диктор открывает рот, а вместо слов из ее уст громкий лай.

    Еще одной знаковой персоной на украинском телевидении, безусловно, был Петр Ефимович Вескляров (настоящее имя – Пинхас Хаймович Вескляр), он же – дед Панас. Именно под этим псевдонимом актер более 20 лет (с 1962-го по 1986 год) читал детям украинские сказки сначала на радио, а потом в передаче «На добраніч, діти». Его традиционное обращение «Добрий вечір вам, малятка, любі хлопчики й дівчатка!» настолько запомнилось телезрителям, что часто используется и по сей день. Передачу Петр Вескляров всегда вел в украинской вышиванке. По воспоминаниям сослуживцев, сорочку эту Вескляров принес из дома, телевидение тогда было бедным – ни костюмеров, ни гримеров у знаменитого деда Панаса не было. Утверждения о том, что Вескляров использовал в эфире ненормативную лексику и мог приложиться к бутылке перед эфиром, являются не более, чем мифами. Но то, что дед Панас любил в эфире импровизировать – чистая правда. Говорят, он никогда не работал по сценарию и иногда так увлекался, что мог начать рассказывать одну сказку, а закончить уже другой. Тем не менее маленькие телезрители от деда Панаса были без ума – письма на его имя в телецентр приходили тоннами.

    Телецентр "Карандаш"

    Кстати, о самом телецентре. Известный киевский телецентр «Карандаш» на улице Мельникова строился в течение 1983-1992 годов, но достроен так и не был. В первоначальном проекте архитектора А. Комаровского присутствовал крутящийся кино-концертный зал перед центральным входом, на крыше должен был функционировать ресторан, а в знаменитой стеклянной пирамиде на самом верху планировали расположить открытую кухню этого самого ресторана. Сейчас вход в телецентр осуществляется фактически через боковой "черный" коридор. Многие склонны верить, что причиной такой судьбы телецентра явилось его месторасположение - ведь фактически он находится на месте старого еврейского кладбища. Но похоже, что на самом деле все гораздо прозаичнее – на строительство элементарно не хватило денег. 

    Тем не менее, с 1993 года «Карандаш» функционирует как полноценный телецентр. Сегодня в 24-этажном здании площадью 87 500 кв. м располагаются четыре телеканала, среди которых UA:ПЕРШИЙ. Комплекс включает в себя 9 блоков аппаратно-студийного комплекса, 17 видеоаппаратных комплексов, 6 телевизионных студий, 14 залов для репетиций, 4 зала для кинопросмотра, цехи для изготовления костюмов и декораций, а также музей телевидения. Кстати, вход в сам телецентр свободный, посетителям не нужно предъявлять пропуск или показывать какой-либо документ. При желании можно посетить креативное пространство, где возможно послушать интересные лекции или посетить мастер-классы; воспользоваться услугами свободной библиотеки; посетить специальную фотозону, где почувствовать себя звездой на обложке журнала; выпить ароматный кофе. Там же были организованы фан-зоны Евровидения и Олимпийских игр. Для желающих в телецентре проводятся экскурсии с посещением музея телевидения, одной из телестудий и смотровой площадки на крыше.

    Сегодня для просмотра любимой телепередачи достаточно экрана смартфона, и делать это можно где угодно, а не только дома, сидя у телевизора. Да и вообще, интернет упорно вытесняет телевидение. Но в 50-х годах прошлого века телевидение было настоящим чудом. Семьи и соседи собирались вместе перед телеэкраном, вместе болели за любимые команды во время спортивных соревнований. Главное же - не стоит преуменьшать роль телевидения как доступного средства массовой информации как в ХХ веке, так и в ХХI столетии.


    Фото: Ксения Панченко для Family Office