СЕМЬЯ. ДЕНЬГИ. БУДУЩЕЕ.

Волшебное зеркало Одесской оперы: новый «Маскарад» и современная «Богема»

Волшебное зеркало Одесской оперы: новый «Маскарад» и современная «Богема»
Олег Владимирский
2018-11-01 11:24
246
Представляем читателям эксклюзивный материал Family Office об истории и современности Одесской оперы. Ранее мы рассказывали о жизни Львовского оперного театра. Сегодня поговорим о том, чем и как живут опера и балет Южной Пальмиры. А увидеть воочию закулисье Одесского театра оперы и балета можно на страничке Family Office в Facebook.

Одесский национальный академический театр оперы и балета вошел в свой 209-й сезон, сразу же отмеченный несколькими радостными событиями. С большим успехом состоялся Четвертый международный фестиваль «Бархатный сезон в Одесской опере» с участием звездных гастролеров.

Прекрасному зданию театра исполнился 131 год. Это уже второе сооружение, поскольку в 1873 году, через 64 года после открытия, Городской театр был полностью уничтожен пожаром. «Картина вырвавшегося наружу и бушевавшего на свободе пламени была поистине грандиозной. Колонны катились по площади, как бы в погоне за публикой, пришедшей посмотреть на пожар», – писал автор книги «Старая Одесса» Александр Дерибас. От Городского театра остался только пепел.

Год спустя муниципалитет объявил конкурс на проект нового храма искусств, который соответствовал бы последнему слову театральной техники и стал бы равным лучшим европейским образцам. В результате строительство было поручено венским архитекторам Фердинанду Фельнеру и Герману Гельмеру, которые уже создали театры в Вене, Будапеште и других городах Европы. Проект Фельнера и Гельмера не был проработан в деталях, и сами зодчие в период строительства в Одессу не приезжали. Поэтому многое пересмотрели и усовершенствовали местные архитекторы Феликс Гонсиоровский, Александр Бернардацци и Юрий Дмитренко. Открытие нового здания состоялось 1 октября 1887 года. И когда Фердинанд Фельнер по случаю окончания строительства посетил объект, то назвал его лучшим театром в мире.

Для одесситов (и не только) он и является лучшим. 

Среднее количество спектаклей в год – 240, среднее количество зрителей за сезон – 220 тыс. И не будет преувеличением сказать, что почти каждый турист, прибывающий в город, обязательно посещает Одесскую оперу. За этими цифрами – огромный труд всего коллектива.

Сезон открылся, и тут же донеслось эхо прошлых успехов: поставленный в 2017 году балет «Судьбы» на музыку Юлии Гомельской получил высокую оценку экспертов-профессионалов. Балет, отражающий трагизм сегодняшних событий на востоке нашей страны, был создан именно в Одесской национальной опере. Автором идеи выступила генеральный директор театра Надежда Бабич, хореограф-постановщик балета «Судьбы» Сергей Кон написал либретто, одесский композитор Юлия Гомельская создала музыку специально для этого проекта (увы, трагический случай оборвал ее жизнь до премьеры). Заместитель министра культуры Украины Юрий Рыбачук в разгар «Бархатного сезона» привез в Одессу для Сергея Кона приз - балет «Судьбы» стал победителем в конкурсе на премию Анатолия Шекеры (1935—2000), народного артиста Украины, долгие годы проработавшего в Киевской опере.

Новые постановки

Новый сезон – новые вызовы, которые ставит перед коллективом театра пришедший сюда в марте главный режиссер Евгений Лавренчук. На «Бархатном сезоне» фурор среди публики и украинских театральных критиков, музыковедов вызвал концерт «Последний романтик» из произведений Рихарда Штрауса, в котором труд солистов, хора, балета и оркестра театра во главе с главным дирижером Александру Самоилэ предстал в аскетичном обрамлении. Лишенное кулис и задника пространство сцены оформил главный художник театра Игорь Анисенко. Программу чуть провокативно, с искрящейся фантазией, подал в своем режиссерском решении Евгений Лавренчук. Может, отбросить творческие сомнения и поставить оперу «Кавалер роз» целиком?

«Есть в планах «Кавалер роз» и даже «Саломея», но… Вот в гештальт-терапии есть понятие закрытого и незакрытого гештальта. Выплыть сейчас на уровне какого-то изысканного и даже уместного репертуара можно и было бы легко. Но непроработанным гештальтом будет постановка классических опер. Мне бы не хотелось, чтобы возникало такое мнение: «Ну, «Травиата» - это понятно, а вот тут – что-то интересное!», чтобы были спектакли в репертуаре, где есть классика и «нормальная» режиссура, а есть «вот такое все», от музыкального материала до постановки. А хотелось бы на классическом материале показать, как можно сделать, когда это идет не вразрез с вердиевским замыслом, партитурой. Более того, чем буду я точнее к партитуре, тем больше в этом будет новаторства. И вот тогда, когда мы поставим несколько спектаклей из золотой коллекции («Травиата», «Богема», «Тоска», «Чио-Чио-Сан»), мы сможем приучить людей к хорошему воплощению классики, сможем экспериментировать с репертуаром. Опять-таки, Рихард Штраус – не такой уж и эксперимент. Экспериментом была бы десятидневная опера Джона Кейджа, совершенно атональные сочинения, тот же Альбан Берг. А Рихард Штраус – это классическая музыка, странно даже говорить, готовы мы к нему или не готовы, уже сотню лет как все готовы. В этом даже есть какая-то пошлость, понимаете? Удивление за счет модернового столетней давности композитора. Слушательский опыт надо формировать и учитывать; наверное, я не хотел бы в Граце или Зальцбурге делать «Травиату», а здесь и сейчас не могу перешагнуть и идти дальше экспериментировать с материалом, а не с воплощением этого материала", - резюмирует Лавренчук.

У балетной труппы – свои даты и свои задумки

«В этом году мы отмечаем очень интересную дату: 7 декабря исполняется 95 лет балетной труппе нашего театра, – говорит художественный руководитель балета Одесской оперы, народная артистка Украины Елена Барановская. – В этот день состоялась премьера «Лебединого озера», поставленная силами уже действующей на тот момент труппы. Но 7 декабря значительная часть балетной труппы будет на гастролях, так что отметим юбилей чуть позже. Запланированы гастроли в США и Канаде с балетами «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», также в Италию нас пригласили со «Спящей красавицей», в Голландию и Бельгию (гастроли тут стали для нас уже традиционными) везем «Щелкунчика». А 29 и 31 декабря по традиции в нашем зале покажем «Щелкунчик». Продолжаем работать над репертуаром, «чистить» хореографический текст, потому что если этим не заниматься, все может прийти в упадок. Работаем над программой концерта, посвященного 95-летию. Все-таки это такая дата, мимо которой нельзя пройти. Для нас это праздник. В концерте будут номера из балетов, которые не идут в нашем репертуаре и, конечно, номера современной хореографии. Проведем уже ставший традиционным конкурс дуэтов, планируем на весну, некоторые готовятся уже сейчас. По результатам прошлогоднего конкурса скажу, что в выученных для него партиях дуэты выступили достойно. На идею первого конкурса дуэтов откликнулись две пары. Это Виктория Бережная и Юлиан Марченко, которые подготовили «Пахиту», второй образовавшийся дуэт - Кристина Павлова и Руслан Талипов (Муза и композитор в «Шопениане»). С обеими парами работали педагоги-репетиторы - народная артистка Украины Наталья Барышева и заслуженный артист Украины Юрий Карлин. Также над восстановлением балета трудились педагоги-репетиторы народный артист Украины Михаил Петухов, заслуженная артистка Украины Нина Стоян и Лидия Ферулева. Хочется обновить «Щелкунчик» и хореографически, и дать ему новое декорационное обрамление, но займемся этим, видимо, в будущем сезоне».

Художник в театре – это Фигаро, который то здесь, то там, он необходим и оперной труппе, и балетной

«Будем пробовать какие-то новые подходы к сценографии, - делится главный художник театра Игорь Анисенко. – Один из них был опробован на концерте «Последний романтик» из произведений Рихарда Штрауса: полное отсутствие кулис и задников, полная откровенность со зрителем. В то же время театр закупил новую "одежду" сцены фирмы Peroni, которая хороша в первую очередь тем, что на ней не будет складок, создающих так называемый паразитический свет. Все пошито ровно, из светопоглощающего материала. Это такая «темная лошадка», которую зритель не видит, но которая имеет огромное значение для художественного результата.

В новом балете «Маскарад» используем так называемое «волшебное зеркало». Я слышал, такое "зеркало" есть в Киеве в Театре на Подоле, но оно там небольшое. С этим материалом работают в Европе с 2010 года. Интересное "зеркало", современный технологический материал, позволяющий одновременно создавать несколько уровней пространства. Мы приобрели это "зеркало", исходя из решения сценографии, не ради эффекта, оно позволяет нам расширить свои технические возможности. Думаю, оно нам пригодится и в дальнейших работах. Сейчас пытаемся его понять и поработать с ним. Опять же, оно прекрасно отражает звук, это цельная пленка. 

"Зеркало" – основной элемент сценографии «Маскарада», но там будут и вспомогательные объекты. Задача – не проиллюстрировать ситуацию, а раскрыть саму суть происходящего, это принцип современной сценографии. Общий сценографический принцип – светоотражающие материалы, нереальные пространства. Проекция тянет за собой ряд проблем с дорогостоящей техникой. Будем использовать ее дозированно, как элемент. В «Маскараде» игральная комната, там, само собой, накурено, будет дым - испарение сухого льда, абсолютно безвредно и очень эффектно, но этим эффектом лучше не злоупотреблять.

Мы с Антоном Литвиновым разрабатываем новый проект по «Богеме» - я как сценограф, он как режиссер. Это будет принципиально новое решение. Все будет происходить в современной городской среде. Тема вневременная, эти события могли происходить здесь и сейчас, и в Париже начала ХХ века, и в Нью-Йорке начала ХХI века».

«Маскарад» - это вообще одесский продукт, - вступает в разговор заведующий балетной труппой, заслуженный артист Украины Гарри Севоян. - Был фильм-балет, созданный при участии лучших на то время театров, и, что отрадно - Одесский театр вошел в их число. Ведущий солист и балерина были из Мариинского театра, Никита Долгушин, танцевавший партию Арбенина, был из Москвы, Рафаэль Авникян из Ереванского театра и наша труппа балетная. И местом действия служил наш театр. Снимали со стороны Английского фойе, снимали интерьеры театра. Постановщиками выступили Наталья Рыженко и Виктор Смирнов-Голованов. Я уверен, «Маскарад» понравится одесситам. А если все сложится так, как мы задумываем, то о нем должны заговорить далеко за пределами Украины. Мы отошли от привязанности к конкретной эпохе, не конкретизируем и место событий – все могло быть в Австрии, Польше и даже в Одессе, конечно».

Воспитывать своего зрителя Одесская опера начинает с детских лет – в репертуаре есть оперы «Белоснежка и семь гномов», «Изумрудный город», балет «Чиполлино», в планах – создание балета «Капитошка», а еще будет продолжение нашумевшего образовательного цикла прошлого сезона «Путешествие в оркестр». Оригинальный репертуар для любого театра очень важен, сейчас только в Одесском национальном театре оперы и балета идет опера-балет Губаренко «Вий». Кроме того, уникальной балетной «фишкой» Одессы уже стали «Судьбы», и «Маскарад» дополнит этот ряд весьма достойно. В ноябре Львов увидит поставленную в Одессе Василием Вовкуном оперу Верди «Набукко», в дни рождественских праздников в Национальной опере в Киеве принимали «Спящую красавицу» - руководитель театра Надежда Бабич считает внутренние связи и обмен гастролями среди национальных театров Украины очень нужным и плодотворным делом. Качественный рывок всего коллектива под ее началом (Надежда Матвеевна приняла театр в 2010 году) не заметить невозможно - интерес западных импресарио тому доказательство. Театру есть что предложить городу, стране, миру в своем волшебном зеркале сцены.

Текст: Мария Гудыма

Фото: Дмитрий Скворцов, Олег Владимирский, Юрий Литвиненко