ср
  • 17
  • чт
  • 18
  • пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • пт
  • 10
  • сб
  • 11
  • вс
  • 12
  • пн
  • 13
  • вт
  • 14
  • ср
  • 15
  • чт
  • 16
  • пт
  • 17
  • сб
  • 18
  • Будущее нерезидентов в бизнес-схемах украинских предпринимателей

    Владимир Гаркуша
    Управляющий партнер K.A.C. Group Corporate Lawyers & Tax Advisors
    04 марта 2019 11:20
    949

    На минувшей неделе я выступал с докладом на конференции WealthPro Ukraine, организованной BOSCO. Эта конференция уже много лет проходит в Киеве и стала популярной площадкой, на которой собираются профессиональные производители услуг по регистрации компаний в разных юрисдикциях, услуг в финансовом секторе, бизнес-эмиграции и пр.

    Как правило, это зарубежные представители конференции. Их цель понятна — найти покупателя, желательно «оптового». Украинские участники — это представители консалтинговых и юридических компаний, которые хотят услышать о новых продуктах зарубежных коллег и получить от них лучшие цены.

    Кроме того, конференция BOSCO — это отличная возможность актуализировать свои предложения и продукты с учетом современных законодательных тенденций.

    Три ключевых вывода, которые я бы сделал на основе услышанных докладов, дискуссий, а также собственного опыта:

    • Открытие нерезидентной компании или банковского счета и подготовка программы по бизнес-эмиграции сегодня является штучным, индивидуальным продуктом. Они, как и газеты, уже давно не расходятся большим тиражом.

    • Производимый за рубежом продукт в Украине профессиональные юристы, аудиторы и налоговые консультанты продают как составляющую разработанных ими корпоративных, налоговых и экспортно-импортных схем. Большая часть работы по продаже продукта лежит именно на них.

    • Таким образом, нашим зарубежным коллегам стало очевидно, что через интернет, рекламу или даже личную встречу с потенциальным клиентом зарубежную компанию или банковский счет они самостоятельно продать не смогут.

    Чтобы понять почему иностранным провайдерам бизнес-услуг сложно ориентироваться в украинских реалиях, давайте ознакомимся с современной практикой владения и управления финансовыми потоками, движением товаров, активами в Украине.

    На протяжении многих лет мы помогаем нашим клиентам строить оптимальную структуру управления/владения бизнесами с точки зрения безопасности и налоговой оптимизации в рамках правового поля. Сегодня с имплементацией плана BEPS и прочих международных стандартов в законодательную базу Украины к этим задачам добавились:

    • Решение вопросов правовой легализации гражданина Украины в качестве бенефициара бизнесов в Украине и за рубежом. Возможно, с учетом того, что бизнесы появились не сегодня.

    • Планирование на перспективу доходов граждан Украины — бенефициаров нерезидентных компаний.

    «Управление бизнесами» в контексте экспортно-импортных операций осуществляется через европейские структуры. Такие компании должны быть удобны с точки зрения налоговой оптимизации и льготных требований к substance. Также они должны соотноситься с украинскими условиями относительно: списков оффшорных юрисдикций КМУ; операций, относящихся к контролируемым; перечня НБУ сомнительных операций; условий ТЦО; наличия конвенции об устранении двойного налогообложения. Например, с Венгрией и Швейцарией.

    Правовая легализация бенефициара

    Так или иначе, сегодня или завтра налоговому резиденту Украины придется идентифицировать себя как бенефициара нерезидентной компании.

    Для этого существуют такие варианты:

    — договор дарения акций;

    — покупка акций за доходы, полученные за рубежом (з/п, продажа предметов искусства, пр.);

    — покупка акций нерезидента в рамках е-декларации ($50 тыс.);

    — покупка акций компаний, которые котируются на зарубежных финансовых площадках. Речь о лондонской и варшавской площадках, некоторые клиенты с удовольствием этим воспользовались.

    С учетом переходного периода данные формы решения задач еще какое-то время будут существовать. Но грядущие законодательные новации заставят с ними считаться в 2019-2020 годах и моделировать упомянутые схемы под новые условия.

    Еще с 2014 года наши законодатели подбираются к полноценному внедрению правил относительно КИК и CRS (выявление незадекларированных активов и доходов и налогообложения на уровне бенефициаров).

    Пока что мы находимся в выгодном «подвешенном» состоянии: правила КИК и CRS пока не интегрированы в законодательство Украины, нет автоматического обмена информацией, нет определения «места эффективного управления и центра жизненных интересов». Такая тихая «контрдеоффшоризация» озвучена даже президентом: «Закон о налоге на выведенный капитал будет рассматриваться после выборов президентских и парламентских».

    За истекший год и сейчас большая часть причин, влияющих на использование нерезидентных структур украинскими бизнесменами, были как раз нерезидентного происхождения:

    — «падеж» прибалтийских банков и побег клиентов в другие страны (Польша, Чехия и т. д.);

    — substance;

    — требования к бенефициарам — как по месту регистрации, так и в банках.

    Исходя из нашей и клиентской практики за истекший год реально влияли на схемы с использованием нерезидентных структур в Украине такие законодательные нормы:

    — относительно ТЦО, особенно контролируемых операций (доход 50 млн грн, оборот 5 млн грн, связанные лица — нерезиденты, торговля через комиссионера, список КМУ);

    — новации руководства НБУ относительно либерализации валютного рынка (е-декларации при инвестировании, порог контролируемых операций, покупка акций нерезидента за гривны, возможность конвертации задолженности перед нерезидентом в корпоративные права);

    — усиление требования НБУ в отношении предъявления информации по бенефициарам (физическим лицам) нерезидентов — контрагентов украинских компаний.

    Кроме того, существует ряд законодательных новаций, которые вступают в силу или планируются ко вступлению и которые реально отразятся на работе нерезидентов в Украине:

    1. Блок из восьми постановлений НБУ, принятых в начале февраля, который обещает валютный контроль 365 дней, е-лимиты по инвестициям за рубеж вместо индивидуальных лицензий, отмена регистрации кредитов от нерезидентов.

    2. С 1 марта планируется снижение порога обязательной продажи валюты до 30%.

    3. Вступивший в силу Закон «О валюте» (возможная амнистия капиталов).

    4. Закон о налоге на выведенный капитал. Выводит из-под контроля фискалов прибыль. Интересен в контексте операций, относящихся к выводу капитала (20%): перестрахование, дивиденды, зарубежные инвестиции.

    5. Закон о КИК. После имплементации правил BEPS в законодательство Украины абсолютно ожидаемый закон. Должен был вступить в силу 1 января 2019-го, впрочем, имплементация первого этапа BEPS должна была наступить весной прошлого года.

    Каким образом нам нужно менять подходы к использованию нерезидентных структур?

    Собственно, в определении степени необходимости использования нерезидентных структур в бизнес-схемах украинских бизнесменов идет борьба между страхом и болью. Поскольку есть понимание того, что свое «бенефициарство» рано или поздно открыть придется. И формировать легальные доходы нужно уже с учетом своего «бенефициарства».

    Однако, есть обоснованные опасения за сохранность своих бизнес-активов в Украине (политические риски, давление со стороны контролирующих и правоохранительных органов). Добавьте сюда ненадежную банковскую систему, меняющееся, мало предсказуемое законодательство — и картина страданий будет ясна.

    Каковы же альтернативные варианты выхода из правового поля Украины бенефициаров, когда они используют нерезидентные структуры для управления и владения бизнесами в Украине?

    1. Использование профессиональных номиналов. Уже сложно и дорого.

    2. «Размытие» пакетов акций до 25%, когда нет возможности определить бенефициара.

    3. Смена налоговой резидентности (ОАЭ, Кипр, Мальта). Но есть проблемы с идентификацией места жизненных интересов.

    4. Аннуитетные страховые полисы.

    5. «Зонтичные» структуры (фонды, трасты).

    6. Портфельные инвестиции посредством оффшорных банков. Полный «уход» в оффшор.

    Вопреки перечисленному, я все-таки верю в будущее нерезидентов в бизнес-схемах украинских предпринимателей. Возможно, не такое продолжительное, как нам бы хотелось.

    Именно здесь и находятся точки пересечения для зарубежных и отечественных специалистов. Именно поэтому только комплексный продукт способен соответствовать современным задачам клиента. Вот лишь некоторые варианты симбиоза отечественных провайдеров бизнес-услуг с иностранными компаниями:

    1. Бухгалтерский аутсорсинг нерезидентных и украинских компаний, принадлежащих одному и тому же бенефициару.

    2. Аудит таких компаний.

    3. Отчетность по ТЦО, в перспективе КИК.

    4. Логистика товарно-денежных потоков клиента с учетом украинского и зарубежного законодательств.

    5. Представительство интересов бенефициара в схемах владения активами в Украине посредством нерезидентной структуры. Кстати, более недели назад окончился срок подачи отчетности по недвижимости, находящейся в собственности нерезидента.

    6. Корпоративный секретарь (обязательный для всех публичных акционерных обществ).

    6. Отдельная статья — адвокаты: налоговая адвокатура, сопровождение проверок ГФС, обжалование их решений, представительство в судах. Теперь это могут делать только адвокаты.

    7. Аутсорсинг при составлении пакета документов при открытии зарубежной компании, банковского счета, подачи информации для получения вида на жительство, бизнес-эмиграции и пр.

    В заключение упомяну один-единственный номер документа: директивой 7160/18 Совет Европы обязал налоговых консультантов и юристов уведомлять о потенциально агрессивных схемах налогового планирования своих клиентов. До 2020 года эта норма должна быть имплементирована в национальное законодательство европейских стран. Вы догадываетесь, насколько филигранной и профессиональной должна теперь стать работа юристов, аудиторов и налоговых консультантов в данной сфере?