чт
  • 11
  • пт
  • 12
  • сб
  • 13
  • вс
  • 14
  • пн
  • 15
  • вт
  • 16
  • ср
  • 17
  • чт
  • 18
  • пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • пт
  • 10
  • сб
  • 11
  • вс
  • 12
  • Дельта судьбы

    Александра Кенна
    советник компании Savva & Associates (S&А), Кипр/Лондон
    18 июля 2019 14:10
    886
    Партнер проекта: Savva & Associates

    О том, как воспитать в ребенке ответственность и целеустремленность и при этом не давить на него – раздумья Александры Кенны, советника компании Savva & Associates (S&А).

    Александра Кенна – «наш» человек в Лондоне и на Кипре – стала другом редакции Family Office и снова делится с нами своими размышлениями на важные темы. В этот раз — о воспитании.

    Несколько принципов, которые я поняла из собственного опыта проб и ошибок и позаимствовала у моих родителей. А еще помогло изучение восточной философии. Эти принципы мне помогали в воспитании дочери. Сейчас ей 21 год, и она изучает антропологию в лондонском университете, одновременно подрабатывая в пабе.

    Она, как и многие другие, пытается найти смысл своей жизни и себя в ней. Она пробует и ищет, подумывает уйти из университета и учиться на инструктора по йоге. Затем, возможно, создать центр, где будут не только непосредственно занятия йогой, а и вегетарианское кафе, тренинги по саморазвитию. Если она все серьезно обдумает и решит это сделать, то я ей с этим помогу.

    Итак, если кратко:

    • Не давить нравоучениями, не поучать, а показывать правильные решения своим примером. Можно слегка намекнуть. Если постоянно навязывать детям, что делать или запрещать, то они либо взбунтуются и будут многое воспринимать в штыки, сбегут от нас. Либо превратятся в пассивных людей, которые не могут самостоятельно думать и боятся принимать решения.

    • Не поощрять леность, бездействие, а помогать им быть активными, вместе заниматься спортом, вплоть до утренней зарядки, поддерживать активность и движение.

    • Приучать к дисциплине, самоконтролю. Но не поучая, а своим примером. Как мы можем от детей ожидать пунктуальности – если сами часто опаздываем, порядка в их комнате – если сами разбрасываем вещи, дисциплины – если сами часто делаем что-то потому, что хочется и нравится, а не то, что надо?

    • Учить отзывчивости, думать и заботиться о других, не быть зацикленным на себе, быть дружелюбными. Опять же, это срабатывает не тогда, когда мы давим на детей нравоучениями и лекциями, а если мы сами создаем дома и в отношениях с окружающими атмосферу заботы, любви, терпимости и взаимопомощи.

    • Не заваливать детей своими эмоциями и чрезмерной опекой, не душить их нашей привязанностью. Заботиться, но не переживать до состояния стресса, от которого хочется сбежать подальше.

    • Учить их думать самостоятельно. Помогать развивать интеллект – способность логически, рационально мыслить, способность контролировать свои желания и управлять чувствами. Как? Не воспринимать все как бесспорные истины, как данность. Соответственно, не руководствоваться стадным чувством – делать как все или исходя из того, что подумают другие. Поощрять детей задумываться о любом аспекте жизни, поступке: почему это так? зачем? разумно ли это? почему?

    • Побольше заниматься математикой, читать книги, которые заставляют думать. Все это поможет развивать интеллект, накачать его мышцы, что впоследствии в жизни очень поможет с принятием решений, самоконтролем, даст возможность справляться с эмоциями и сохранять душевное спокойствие, несмотря ни на что. То же самое важно и для взрослых.

    • Следует помогать детям расти оптимистами в нашем сложном мире – всегда напоминать детям (и в первую очередь себе!), что поверх темных туч над головой всегда ясное голубое небо и яркое солнце. Кто-то видит в парке грязную лужу, кто-то – отражение цветущих каштанов. Это не означает, что человек наивен, смотрит на все через розовые очки. Надо быть готовым к проблемам, но не ожидать их, и в то же время не быть к ним безразличными. Омар Хайям замечательно написал: “Один не разберет, чем пахнут розы. Другой из горьких трав добудет мед”.

    • Детям важно попробовать найти в жизни высокую цель, идеал. Это даст направление их действиям, они не будут разбрасываться в разные стороны. А когда в такой цели есть элемент альтруизма, это поможет детям не быть зацикленными на себе, что сделает их жизнь счастливой.

    • Важно давать детям возможность изучать и заниматься тем, что им интересно, что по душе – не навязывать престижные, хорошо оплачиваемые профессии. Когда мы занимаемся тем, что нам интересно, к чему у нас предназначение, то и учеба, и работа в радость, и утром встаешь, предвкушая интересный день, и с радостью ждешь понедельника или возвращения на работу из отпуска.

    Я так и стараюсь жить. А еще по принципу: отбросить переживания и сожаления о прошлом, беспокойство о будущем и быть в настоящем. Прошлое ушло, и нет смысла в нем копошиться, разве что с целью извлечения уроков, чтобы не повторять ошибок. Будущего еще нет, а беспокойство о нем только создает ажиотаж и вытягивает энергию. Мы свое будущее создаем сейчас, своими мыслями и действиями. Всегда действует причинно-следственная связь. Если мысли и действия позитивные, то и последствия в будущем будут позитивными.

    Конечно, это легко сказать себе и детям – совершать только хорошие поступки. Мы не святые, и нередко бывает, что и мы, и дети совершаем поступки, о которых потом сожалеем. Почему это происходит у нас, взрослых, и что делать – это тема другого блога. Что касается детей, когда они совершают “нехорошие” поступки – это значит непосредственно перед этим у ребенка была “нехорошая” мысль. Например, у брата возникла мысль ударить сестренку, потому что она взяла его игрушку, и он сестру ударил. То есть, как бы банально это не звучало, плохие мысли приводят к плохим поступкам, а хорошие мысли – к хорошим.

    Поэтому нам нужно помочь ребенку менять его мысли на положительные. Как? Учить их на своем примере позитивным ценностям жизни – как важно делиться, отдавать, помогать, заботиться о других, сочувствовать. Читать им сказки, добрые рассказы. Давать смотреть добрые фильмы, знакомить с историями, где сильные и добрые герои преодолевают разные препятствия и побеждают. Обсуждать с детьми, а как бы поступил в различных жизненных ситуациях, с которыми сталкивается ребенок, его любимый положительный герой.

    Попытаться, насколько это возможно, ограничить в жизни детей прием отрицательного сырья, которое проникает в них из окружающего мира – телевидения, музыки, литературы, интернета, соцсетей, от сверстников и взрослых. Это сырье может впитываться и откладываться в ребенке в виде осадка, «слоя» которого постепенно влияют на формирование человека.

    Полностью оградить ребенка от негатива мы не сможем, но чем больше доброго, положительного материала наши дети впитывают извне, тем больше положительных “слоев” будет в них откладываться, тем больше будет накапливаться положительных отпечатков от полученных впечатлений. Это поможет ребенку со временем сформироваться в позитивного, доброго, энергичного человека, думающего, сильного взрослого, который сможет, не унывая, а храбро, с улыбкой, справляться со всем, что ставит нам на пути жизнь и приносить радость и позитив в жизнь других.

    Знаете, у каждого своя судьба. Она многогранна и имеет много больших дорог, похожих на скоростные шоссе, и множество преодолевающих разные преграды русел, водопадов, ручейков, которые делают жизненный путь каждого из нас похожим на дельту реки — великолепно узорную и такую же затейливую. И по какому из предложенных провидением путей наш ребенок пойдет и достигнет того результата, который и будет его судьбой, зависит и от него самого, и от нас.