пт
  • 12
  • сб
  • 13
  • вс
  • 14
  • пн
  • 15
  • вт
  • 16
  • ср
  • 17
  • чт
  • 18
  • пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • пт
  • 10
  • сб
  • 11
  • вс
  • 12
  • пн
  • 13
  • Кого спасет налог на выведенный капитал?

    Татьяна Кузьмич
    адвокат, управляющий партнер АК «Прайм» K.A.C. Group
    10 апреля 2019 12:26
    1041

    Свежая налоговая статистика заставляет снова вернуться к вопросу о возможной отмене налога на прибыль (НП). Точнее, о его возможной замене на налог на выведенный капитал (НнВК).

    Итак, только первые три месяца этого года, по данным Офиса крупных налогоплательщиков Государственной фискальной службы, принесли в бюджет страны 19,3 млрд грн — чуть меньше, чем в прошлом году (20,7 млрд грн). По итогам за 2018 год, по данным того же источника, крупный бизнес задекларировал 77,4 млрд грн НП, что на 9,5% больше, чем в предыдущий период. 

    Замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал предусмотрена в законопроекте, поданном президентом Украины в конце 2018 года. Потери, вроде, были бы и невелики, если смотреть на относительные показатели, однако в абсолютных цифрах — это миллиарды гривен. По различным оценкам, речь идет о 30-40 млрд грн, которых наш с вами бюджет может не досчитаться. Судя по сообщениям в СМИ, рассмотрение законопроекта может состояться уже 11 апреля 2019 года.

    Чем отличается налог на прибыль от налога на выведенный капитал? Налог на прибыль, проще говоря, это когда облагается вся прибыль, а на выведенный капитал — только те денежные средства, которые выводятся из бизнеса. Аргументы сторонников замены известны. Основные: чрезмерная административная нагрузка со стороны фискальных органов, что стимулирует коррупцию и невысокий вклад в бюджет от этого налога.

    Часто в пример приводят Эстонию и Грузию, совершивших подобный переход. Акцент делается на том, что неизбежное падение сборов по этой статье в первый год компенсируется в следующие несколько лет, поскольку налог на выведенный капитал дает возможность компаниям увеличить оборотный капитал.

    Очень интересно сравнение с европейскими неофитами, а по сути — экономическими "карликами": Эстонией, Грузией, Латвией. Собственно, у Грузии и Латвии опыта пока и нет. Сейчас у них происходит притирка изменившегося правового поля к экономическим реалиям. Уровень ставок налогов на прибыль и на выведенный капитал в этих странах сопоставим с украинским — 18% и 15% соответственно. Примечательно, что из-за изменений — замены налога на прибыль — их бюджеты "просели" примерно на 5%. Природа не терпит пустоты, и естественно, недобор по налогу на прибыль был скомпенсирован поступлениями по другим статьям: акцизы, пошлины, увеличение штрафов за налоговые нарушения (Эстония, Грузия), финансовая поддержка ЕЭС (Латвия). К сожалению, я не видела информации о системе компенсации потерь бюджета от отмены налога на прибыль в Украине. Бизнес, рассчитывающий сэкономить 3% на налоге на прибыль, может получить, к примеру, удар в виде увеличения НДС. И кто сказал, что это будут не те же 3%, а может и больше, ведь скупой, как известно, платит дважды.

    Кроме того, по моему мнению, ожидать, что налог на выведенный капитал снизит число взаимодействия с налоговой, как минимум, странно. Фискальные органы будут и далее проводить проверки, только вопросы расхождений станут решаться уже не только с ними, но и в судах.

    В Эстонии, на которую ссылаются мои оппоненты, налог на прибыль сменили налогом на распределяемую прибыль уже довольно давно. И вот что примечательно: этой эстонской новацией прежде всего воспользовались предприниматели из РФ и Украины. Очень удобно: компания и банковский счет в одной стране, налога на прибыль нет. А распределять ее никто и не собирался: прибыль инвестировалась в какие-то фантомные услуги, товары и др. И это при том, что в Эстонии очень жесткое законодательство, регулирующее потребление. Гражданину Эстонии нужно предоставить справку о доходах при покупке любого товара дороже микроволновки, не говоря уже об автомобиле или оплате учебы ребенка. В Украине, без соответствующего законодательства по контролю за потреблением и учитывая традиции отечественного бизнеса, можем получить аналогичную ситуацию.

    Хочу также упомянуть, что налог на выведенный капитал у нас предусматривает налогообложение роялти, страховых платежей в пользу нерезидентов. Со всех трибун лидеры мнений говорят о необходимости преодоления Украиной комплекса сырьевого придатка: мол, зарабатывать нужно на добавленной стоимости, выстраивая цепочку от поля до конечного потребителя через переработку. Сложно ожидать приток инноваций в страну при обложении роялти максимальной ставкой НнВК. Что ж, в любом случае международные конвенции об избежании двойного налогообложения (к компетенции которых относится регулирование налогов на пассивные доходы) превалируют над национальным законодательством.

    Из глубоких патриотических побуждений я, конечно, разделяю цель, которую преследует проект закона, заменяя налог на прибыль налогом на выведенный капитал. Нам всем хочется жить в процветающем государстве, в которое инвестируются и реинвестируются ресурсы. Вот даст ли проект ожидаемый эффект?