Комплаенс для VIP: что нужно знать клиенту
Немного истории
Если говорить об антикоррупционном комплаенсе, началось все сравнительно недавно, каких-то 55 лет назад, когда Верховный суд американского штата Делавэр отменил принцип, по которому менеджмент компании несет ответственность за структуру, обязанную мониторить соблюдение требований законодательства. Спихнув с себя эту ношу, менеджмент компаний с облегчением вздохнул, но оказалось, что все не так просто. В середине 70-х годов прошлого столетия грянуло расследование Комиссии по ценным бумагам США, которое обнаружило более 400 компаний, совершивших незаконные выплаты госслужащим-иностранцам, политикам, политическим партиям. Сумма выплат превысила $300 млн! Спектр нарушений — самый разнообразный: от взяток до так называемых мотивационных выплат. В частности, Уотергейтский скандал вскрыл не только факты подкупа иностранных должностных лиц, но и таких монстров-выгодоприобретателей, как Mobil, EXXON, Phillips Petroleum.
Судебная система Соединенных Штатов не слишком быстро приняла нужное решение — только в 1977 году был принят закон «О борьбе с коррупцией за рубежом», а в 1996-м Канцелярский суд упомянутого штата признал, что все же руководство компании должно отвечать за внутренние нарушения. Закреплен этот правовой норматив был вообще уже в нашем столетии, в 2006 году, Верховным судом.
ХХІ столетие стало точкой отсчета и для ужесточения требований к финансовой отчетности компаний — в 2002 году был принят закон Сарбейнса — Оксли как следствие многочисленных корпоративных коррупционных скандалов. Были утверждены новый режим контроля за финансовой деятельностью компаний и механизм регулирования их в целом. Позиции внутренних информаторов укрепил закон Додда — Фрэнка, принятый в 2010 году, а также британский закон «О борьбе со взяточничеством». С того времени и стали комплаенс-службы обязательными для всех компаний, имеющих зарубежные активы.
Простыми словами
Что же такое комплаенс и зачем он нужен? Как я уже говорила, это прежде всего инструмент создания конкурентных преимуществ. Помните, как у Джона Рокфеллера: «Заработайте репутацию, и она будет работать на вас». В действительности модное слово комплаенс — это новый шаг в управлении бизнесом, а именно: способность и потребность действовать согласно правовым нормам, корпоративным стандартам и правилам. Подчас в процессе зарабатывания денег некоторые бизнесмены пытаются обойти закон, не обращать внимание на этические нормы. Родом из 90-х, украинский предприниматель только сейчас по-настоящему начинает осознавать, насколько в построении (переформатировании) структуры важны ценностно ориентированный подход, прозрачность и системность.
Если же обратиться от теории к практике, то мы еще лет пять назад начали направлять сотрудников на обучение по антикоррупционному, корпоративному комплаенсу. Разработали и предложили клиентам услугу корпоративного секретаря на аутсорсинге. Если честно: слова модные, потребность бизнеса прежняя. И сводится она к следующему: чтобы механизм работал как часы, его нужно периодически обслуживать, вовремя подзавести, смазать маслом, банально пыль сдуть, сверить показания с эталоном. Тоже самое с бизнес-структурами: поставить получение ценностно ориентированного дохода, обеспечить надежных поставщиков, стабильный поток покупателей, подбор и обучение персонала недостаточно. Достаточно всю эту махину мониторить и тормошить в плановом порядке, напоминая о принятых добровольно обязательствах. Важно сделать так, чтобы каждый ежеминутно помнил, зачем он пришел в компанию, насколько разделяет принятые ценности и политики, и главное — насколько этим ценностям соответствует. К этому идеалу стремимся. Результат стремлений: слаженная команда, повышение рентабельности, отсутствие доначислений-штрафов-пеней, легкое прохождение транзакций, получение кредитов, выход на международные инвестплощадки, повышение доверия клиентов и расширение доли на рынке.
Не экономьте на комплаенс-офицерах! Они рождают дополнительную стоимость)