пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • пт
  • 10
  • сб
  • 11
  • вс
  • 12
  • пн
  • 13
  • вт
  • 14
  • ср
  • 15
  • чт
  • 16
  • пт
  • 17
  • сб
  • 18
  • вс
  • 19
  • пн
  • 20
  • Второе дыхание: как повысить привлекательность бизнеса в глазах инвестора?

    Наталья Ульянова
    блогер
    01 августа 2018 14:35:35
    2942

    Глава практики по трансформации бизнеса компании "Делойт" в Украине Наталия Ульянова рассказывает читателям Family Office о лайфхаках в отношениях с инвесторами.

    Любой собственник бизнеса рано или поздно задумывается о привлечении инвестиций. Аргументы для этого могут быть совершенно разные: начиная с потребности нарастить обороты и повысить рентабельность и заканчивая желанием освоить новые рынки или наладить поставки своей продукции за рубеж.

    Тем не менее, зачастую поиск инвестора и заключение с ним успешной сделки становятся практически неразрешимыми задачами. Это связано с тем, что многие украинские компании непрозрачны и закрыты. У них отсутствует отстроенная система корпоративного управления, налаженные производственные процессы, не упорядочен документооборот, есть проблемы со структурой собственности и репутацией. Но это не приговор, если владельцы компании понимают, что им необходимо прекратить «прятать деньги», а следует заняться осознанной трансформацией бизнеса.

    Первый ее этап – это комплексный аудит. Он подразумевает комплекс мер по оценке сильных и слабых сторон компании, анализу ее производственных мощностей, персонала, материальных и финансовых ресурсов, финансового состояния, структуры собственности и репутации. Все это дает возможность воссоздать реальную картину проблем в бизнес-модели, просчитать затраты на их устранение и разработать поэтапную стратегию перестройки компании в зависимости от выбранной цели.

    Один из важнейших элементов трансформации – повышение юридической прозрачности и защищенности бизнеса. Для этого необходимо навести порядок в документообороте и при возможности перевести его в электронный формат, выявить и устранить пробелы в бухгалтерской и финансовой отчетности, вычистить дебиторскую и кредиторскую задолженность, что поможет снизить долговую нагрузку на бизнес и высвободить дополнительные ресурсы на развитие. Очень важно избавиться от судебных тяжб (если таковые имеются). Они препятствуют нормальной деятельности компании и вредят ее репутации.

    Особое внимание следует уделить оптимизации производственных и бизнес-процессов путем интенсификации и автоматизации, внедрения разнообразных IT-решений, ужесточения контроля качества и стандартизации. Ведь потенциальный инвестор непременно будет изучать активы и мощности, задействованные в выпуске продукции. Если они морально устарели, изношены, используются нерационально, это скорее всего отпугнет инвестора, так как он понимает, что будет вынужден вложить в переоснащение производства немалую сумму.

    Нередко менеджмент в компании тоже является своеобразным «балластом», который тянет бизнес на дно. Это может происходить из-за сложной структуры управления, бюрократизации принятия решений, слабой мотивации персонала. Чтобы избавиться от этого «груза», необходимо децентрализовать управление и деперсонифицировать контроль. Это может выражаться: в разработке стратегии с конкретными KPI и четкими сроками их достижения; построении эффективной матрицы продаж; разработке и внедрении систем бюджетирования, проектного управления, оперативного контроля, управления себестоимостью и прибылью; в четком делегировании полномочий и ответственности на уровне топ-менеджмента.

    Большая работа предстоит и в части трансформации структуры собственности. Особенно это касается тех компаний, которые планируют привлекать инвестиции для расширения своей деятельности за пределы Украины. Как известно, глобальное налоговое законодательство за последние годы претерпело большие изменения. Прежде всего, речь идет об усилении курса на антиоффшоризацию мировой экономики, борьбу с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (так называемый план BEPS). Причем, как известно, с 2017 года к BEPS присоединилась и Украина. И хотя украинские власти внедряют пока что лишь базовые положения этого плана, это в любом случае накладывает определенные ограничения на структурирование сделок и взаимодействие с нерезидентами.

    В частности, Верховная Рада еще в конце 2016 года внесла поправки в Налоговый кодекс, которыми ужесточила правила трансфертного ценообразования и подходы к определению контролируемых сделок, требования к контролируемым операциям, проводимым с нерезидентами. Вдобавок к этому правительство в начале 2018 года обновило список государств (территорий), операции с которыми признаются контролируемыми. Он пополнился 15-ю новыми юрисдикциями, и их общее количество возросло до 80.

    Соответственно, структура владения должна быть понятной как партнерам, так и контролирующим органам. И при этом полностью соответствовать нормативно-правовым требованиям, которые предъявляются властями тех юрисдикций, где представлена компания и ее интересы. Без выполнения этих требований инвестор на компанию даже не посмотрит.

    Кроме всего прочего, бизнесу и его собственникам важно обладать безупречной репутацией, которая серьезно влияет на инвестиционную привлекательность. Одни из ее составляющих –  публичность и открытость. Они обеспечивают узнаваемость бренда, торговой марки, формируют устойчиво положительное восприятие компании. Также управление имиджем может быть направлено на решение более специфических задач. Например, на привлечение новых партнеров по бизнесу, и выстраивание с ними стабильных взаимоотношений, на восстановление доверия потребителей, создание публичного образа топ-менеджеров и акционеров компании.

    В итоге реализация упомянутых мероприятий позволить сделать бизнес максимально понятным и открытым перед клиентами, подрядчиками, партнерами, властями и налоговыми структурами, что, в свою очередь, существенно повысит шансы на привлечение инвестиций.

    И хотя в Украине прозрачность еще не стала трендом, такой подход к ведению бизнеса уже во многих странах считается стандартом. Ведь контрагенты должны быть уверены в надежности своих партнеров, банки стремятся знать, кто их клиент, инвесторам важно понимать, во что они вкладывают свои деньги и какой будет окупаемость таких вложений, а контролирующие органы, со своей стороны, хотят убедиться в том, что налогоплательщик ведет деятельность, беспрекословно придерживаясь требований законодательства.