СЕМЬЯ. ДЕНЬГИ. БУДУЩЕЕ.

26 октября - "Кармен" в Национальной опере

26 октября - "Кармен" в Национальной опере
Александр Рудяченко
2018-10-23 15:46
62

26 октября 2018 года в Национальной опере Украины слушателю-гурману подадут популярную оперу Кармен Жоржа Бизе. Музыкальные фрагменты из творчества этого французского композитора сегодня преследуют аудиторию в современном кино, драматическом театре, включая бродвейский мюзикл, в фортепианных транскрипциях для филармоний и даже в сносных образчиках ресторанной музыки. Секрет простой: даже увертюра Кармен начинается ярко и чисто, будто в солнечный день вы сладко проснулись в испанской Севилье. А рядом - она…

Чтобы женщина была красива, надо, как говорят испанцы, чтобы дама совмещала тридцать если. Или, если угодно, чтобы ее можно было определить десятью прилагательными, каждое из которых применимо к трем ее частям. Например, три вещи у нее должны быть черными: глаза, веки и брови; три - тонкими: пальцы, губы, волосы. И так далее.

***

Кому, как не главной солистке Национальной оперы Украины, лучшей исполнительнице центральной женской партии Анжелине Швачке (меццо-сопрано) знать об этом. У примы имеется персональный рекорд в этой опере: партию Кармен народная артистка Украины (2012), лауреат Национальной премии им. Тараса Шевченко (2016) исполнила уже более ста раз, в 20 различных постановках, во многих странах мира. И неизменно что-то новое, всякий раз по-цыгански разное открывал певице шедевр Жоржа Бизе.

Не только меломаны, но любое открытое сердце начинает тревожно стучать, когда оркестр играет тему судьбы, что для Кармен по сути - ее неистовая любовь. У каждой примы – собственный жизненный опыт, как у каждого постановщика – личный взгляд на партитуру. Именно поэтому можете послушать Кармен десяток раз подряд, а услышать каждый раз иной спектакль. По крайней мере такой, что разительно отличается - и режиссерской концепцией, и подачей образа.

***

Признаться, так было не всегда. 3 марта 1875 года в парижском Théâtre National de l’Opéra-Comique публика впервые познакомилась с одним из величайших музыкально-сценических произведений XIX века - оперой в четырех актах Carmen Жоржа Бизе (Alexandre César Léopold Georges Bizet; 1838-1875), либретто к которой по мотивам одноименной новеллы Проспера Мериме написали драматурги Анри Мельяк и Лудовико Галеви. Премьера закончилась… полным провалом. Даже искушенные в зрелищах парижане оказались не готовы к площадному реализму на сцене, где в будничных событиях появились низы общества, а центральной героиней стала цыганка (Кармен) и, как писала тогдашняя пресса, совращенный проституткой капрал (драгун Хозе).

Хотя тот шедевр и открыл новую главу в истории оперного искусства, Жоржа Бизе до глубины души потряс ужасный прием оперы. По одной из версий, именно из-за душевной травмы в возрасте 37 лет композитор покинул сей мир 3 июня 1875 года в парижском пригороде Буживаль.

На самом деле все было не так трагично, как полагал автор… В течение года в парижской Опера Комик жгучую Кармен дали 37 раз, а умер-то Жорж Бизе, скорее всего, не от творческого горя, а от профессионального заболевания ведущих сидячий образ жизни - эмболии, т. е. закупорки кровеносного сосуда. Впрочем, когда талант уходит в полном расцвете творческих сил - это всегда невосполнимая утрата, в том числе для мировой классической музыки.

***

Одним из первых среди великих современников Жоржа Бизе музыку Кармен оценил Петр Чайковский, написав 16-19 июля 1880 года в письме к своему (не музе и не любовнице, а "теневому" спонсору) Н.Ф. фон Мекк: “Кармен” Бизе. По-моему, это в полном смысле шедевр, т. е. одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в полнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Это обаятельно и прелестно от начала до конца… Я убежден, что лет через десять “Кармен” будет самой популярной оперой в мире".

И эти слова оказались пророческими. Не случайно восторженным поклонником Бизе стал немецкий философ Фридрих Ницше, увидевший во французском маэстро опору в своей драматической борьбе с Вагнером и всем вагнеризмом. Иными словами, в борьбе, в которой трагический персональный разрыв двух творческих личностей огромного темперамента и эгоцентризма неотделимо сплелся со столкновением философских идей. Черным по белому герр Ницше так и написал: "Я почти уверен, что “Кармен” - лучшая из существующих опер. Пока мы живы, она будет оставаться в репертуарах Европы".

***

Национальная опера Украины – тому не исключение. Тем более, что времена изменились и последние три-четыре года отправиться в Киев, дабы в ложе послушать оперу, стало модным.

И опять таки - 26 октября 2018 года есть повод. За дирижерский пульт станет приглашенный маэстро Андрей Юркевич, наш соотечественник из Зборова, который по окончании Львовской национальной музыкальной академии им. Н.В. Лысенко снискал славу за рубежом. Именно он стал первым украинским дирижером, приглашенным в знаменитую венскую государственную оперу Wiener Staatsoper.

Последние десять лет, чтобы послушать Андрея Юркевича за пультом выдающихся оперных театров мира, следовало лететь за границу. Он дирижировал оркестрами в Liceu (Барселона) и Королевском театре (Мадрид), Берлинской государственной опере и Цюрихском оперном театре, Опере Сан-Франциско и Римском оперном театре, Оперном театре Монте-Карло и Королевской опере La Monnaie в Брюсселе, театре Massimo в Палермо и Муниципальном театре Сантьяго (Чили).

Четыре сезона назад этот перечень был дополнен еще одним важным пунктом - должностью главного дирижера Национальной оперы Польши (Teatr Wielki Opera Narodowa) в Варшаве, едва ли не самого амбициозного оперного театра Европы. На родине наблюдать за филигранной работой Юркевича над симфоническими или оперными партитурами можно нечасто. Поэтому приглашение признанного во всем мире дирижера в Киев в этом сезоне станет настоящим подарком украинским поклонникам оперы.

***

И – вместо программки:

Главные партии 26 октября 2018 года в опереКармен исполняют: Анжелина Швачка (Кармен, цыганка), Сергей Пащук (Хозе, сержант), Ольга Нагорная (Микаэла, невеста Хозе), Вячеслав Базыр (Эскамильо, тореадор), Андрей Гонюков (Цунига, капитан), Юрий Горынь (Моралес, сержант), Александр Бойко (Данкайро, контрабандист), Руслан Танский (Ремендадо, контрабандист), Татьяна Хараузова (Мерседес, цыганка), Светлана Годлевская (Фраскита, цыганка).

В спектакле участвует хор мальчиков Муниципальной академической мужской хоровой капеллы им. Л.Н. Ревуцкого. Хормейстер - заслуженная артистка Украины Аида Зайцева.

Постановочный состав: дирижер-постановщик - Владимир Кожухарь; режиссер-постановщик - Николай Кузнецов; художник-постановщик - Андрей Злобин; художник по костюмам - Анна Ипатьева; хормейстер-постановщик - Лев Венедиктов; балетмейстер-постановщик - Виктор Яременко.


Уже вкушаю, как Хозе будет пылко шептать: "Я тебя прошу, образумься! Послушай! Все прошлое позабыто. А между тем ты же знаешь, что ты меня погубила; ради тебя я стал вором и убийцей. Кармен, моя Кармен! Дай мне спасти тебя и самому спастись с тобой".


Снимок любезно предоставлен пресс-службой Национальной оперы Украины.