пн
  • 15
  • вт
  • 16
  • ср
  • 17
  • чт
  • 18
  • пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • пт
  • 10
  • сб
  • 11
  • вс
  • 12
  • пн
  • 13
  • вт
  • 14
  • ср
  • 15
  • чт
  • 16
  • 9 декабря — Венский Штраус-оркестр: зима в вихре вальса

    9 декабря — Венский Штраус-оркестр: зима в вихре вальса
    Александр Рудяченко
    04 декабря 2018 16:40
    883

    Венский Штраус-оркестр выступит на сцене МЦКИ “Октябрьский дворец” с воздушной концертной программой “Венская страсть”.

    Для удобства зрителей в Киеве состоятся два концерта, в 14:30 и 18:00, которые на самом деле — единственные в Украине. Дирижер – неутомимый маэстро Питер Гут. В четырех пьесах, что приятно отметить, мы услышим украинскую певицу (сопрано), прелестную солистку Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества Анну Зарецкую. О замечательном коллективе и его неизменном руководителе — в материале постоянного автора Family Office Александра Рудяченко.

    ***

    По старой венской традиции, заложенной еще Иоганном Штраусом-отцом, Питер Гут (1943) дирижирует скрипкой вместо палочки, вовлекая любую аудиторию в музыкальное преставление! Именно так в свое время управляли оркестрами Иоганн Штраус-сын и его младшие братья Йозеф и Эдуард.

    В 1959-1979 годах в телевизионных новогодних концертах призабытую манеру вспомнил и возобновил концертмейстер Венского филармонического оркестра и скрипач Вилли Босковски (1909-1991), а Питер Гут незамедлительно ее подхватил и развил.

    С той поры виртуозной руке дирижирующего солиста-скрипача подчинилось 200 оркестров мира, включая Королевский филармонический оркестр (Лондон), Симфонический оркестр NHK (Токио), Симфонический оркестр Сан-Франциско, оркестр Тонхалле (Цюрих), Английский камерный оркестр и добрый десяток других. Знает маэстро прекрасно и нашу страну, ведь в австрийских коллективах сегодня играют многие украинские музыканты высокого класса.

    Почему получилось именно у этого дирижера? — удивлялись многие. Ведь подобного формата оркестров в Австрии полсотни. Только в Вене примерно 30 подобных оркестров, а в крупных австрийских городах — по два-три коллектива.

    Между тем, как и достопочтенный король вальса Иоганн Штраус (1804-1849), Питер Гук может открыть секрет: «Настоящая любовь — это не безумное танго страсти. Настоящая любовь — сокровенная мелодия нежности и ласки едва прижатых двух сердец, оттого и легко звучащих в унисон, под звуки чарующего вальса».

    ***

    Представлю 75-летнего маэстро украинской публике. Высшее музыкальное образование венец Питер Гут получил в Венском университете музыки и исполнительского искусства, затем в течение 1967-1970 годов занимался в классе №8 Московской консерватории у самого Давида Ойстраха. Среди однокашников и близких приятелей в то время появились Гидон Кремер, Владимир Спиваков и Михаил Майский, с которыми австриец периодически затевает совместные проекты.

    В качестве солиста международного уровня Питер Гут дебютировал вместе с Венским трио (Vienna Trio), заняв в 1961 году первое место на Х Международном музыкальном конкурсе ARD (Internationaler Musikwettbewerb der ARD) в Мюнхене, Бавария.

    Далее, набираясь сценического опыта, он руководил многочисленными составами, включая ансамбль Иоганна Штрауса Венского симфонического оркестра, оркестр “Симфонетта” Венского радио, ансамбль “Венские струны” и Венский квартет Иоганна Штрауса. Кроме того, Питер Гут выступал дирижером в новых постановках оперетт в крупнейших оперных театрах планеты.

    ***

    Пришло время, и в 1978 году Питер Гут вместе с гобоистом Гербертом Ведралом основал фестивальный Венский Штраус-оркестр, поставив целью воссоздать оригинальное звучание классической венской музыки. С годами задача была с блеском выполнена и коллектив не только стал официальным оркестром Вены, но в 2000-м получил право эксклюзивно 1 января открывать в Большом зале Wiener Konzerthaus знаменитый новогодний концерт, чья телетрансляция ведется для многомиллионной публики 90 стран.

    В качестве дирижера Питер Гут впервые выступил в 1982 году. Последующие полтора десятилетия стали поисками собственной манеры и стилистического почерка. Однако уже в 1999-м английский журнал “Граммофон” (Gramophone), полностью посвященный классической музыке, назвал именно венского музыканта “самым стильным в мире последователем Штрауса наших дней”. Его несравненные стиль, шарм и страсть превратили Питера Гута во всемирно известного артиста и… шоумена, который считается опытным переводчиком венской классической музыки — Штраус, Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт, а заодно и истинным хранителем европейской музыкальной культуры.

    - Скажите, маэстро, а Вам скрипка не мешает дирижировать?

    - Ну, я это все время делаю. У нас в Австрии, в Вене, это традиция. Иоганн Штраус-отец тоже играл на скрипке, и его три сына также. Мой отец был одним из первых джазовых музыкантов Австрии, а мать — оперной певицей. Поэтому с детства я слышал музыку. Человек из Австрии, человек из Вены, он с молоком матери впитывает традиции.

    - Ребенку было трудно это повторять?

    - Мне нетрудно. В пять лет я уже играл на скрипке. Просто нужно знать определенные приемы. Конечно, это непросто — играть самому и давать вступление, но если есть немного опыта, то это все получается легко.

    ***

    Интересно, что австрийский музыкант не зациклен исключительно на национальной музыке; дискография здесь уже насчитывает несколько десятков пластинок. Ее богатство разнообразит пластинка с музыкой датского “Штрауса с Севера” Ханса Кристиана Лумбю (1810-1874). За тот диск Питер Гут получил британскую премию Music Retailers Award, а его записи с Симфоническим оркестром Венского радио признаны лучшими записями музыки Штрауса на немецком рекординговом лейбле Marco Polo, издающем исключительно премьеры музыки конца XIX — начала XX века.

    В столице Австрии музыкант был художественным директором телевизионного “Оперетта-гала” в Вене, служил концертмейстером симфонического оркестра Венского радио, занимался преподавательской деятельностью. Затем пришла воистину мировая слава. С 1992 года Питер Гут возглавляет фестиваль Венской оперетты в Японии, с 1995-го руководит постановками оперетт Иоганна Штрауса на мадридском телевидении и постоянно приглашается как музыкальный руководитель постановок опер и оперетт в различные театры мира.

    26 апреля 2006 года вице-мэр Грет Ласка преподнесла Питеру Гуту в городской ратуше орден “Золотой Знак Почета за заслуги перед Веной”, вручаемый магистратом австрийской столицы. В приветственной речи заместитель градоначальника слов не жалела: «Когда вы берете в руки скрипку, мы внемлем музыкальному посланию. Кроме того, вы приближаете национальную музыку к нам, слушателям. В мгновение ока проносится искра, и вот уже любовью к вам полыхает вся Вена».

    ***

    Маэстро улыбнулся и, поблагодарив магистрат, предоставил слово музыке. Присутствующие на торжественной церемонии услышали, что в Австрии возникла еще одна музыкальная династия, так как два сына дирижера сыграли в составе квинтета Funjazztics несколько классических пьес: старший Максимилиан Гут (1986) — на фортепиано, а младший Себастьян (1989) — на саксофоне.

    С нескрываемым интересом маэстро-отец следил за исполнением и… улыбался свежему прочтению вечно молодой классики: европейский лоск, венский блеск!

    Для сыновей это дорогого стоило. На самом деле музыка для них — это увлечение, хобби, тогда как в жизни Максимилиан — успешный предприниматель, а Себастьян – профессиональный бизнес-консультант. За 58 лет бесконечной концертной карьеры отца даже скупую похвалу из уст музыканта такого экстра-класса следовало принимать как знак с небес.

    ***

    - Маэстро, а каким был концерт, который больше всего запомнился лично Вам?

    - На профессиональной сцене я с 17 лет. Трудно сказать… Менеджер как-то рассказал, что в Австрии и за рубежом я уже отыграл шесть тысяч концертов, в том числе две тысячи — с венской музыкой.

    - А какой из них больше всего врезался в память?

    - Было это в год столетия со дня смерти Иоганна Штрауса-сына, в 1999-м. В рамках серии “Американские концерты” разные музыканты выступили на гала-концерте “Салют, Вена!”, который транслировался по ТВ из Золотого зала венского музыкального театра Wiener Musikverein.

    - Почему?

    - Да там даже ведущим был… легендарный американский киноактер Грегори Пек.

    ***

    Оркестр под управлением истинного знатока творчества семьи Штраусов снискал международное признание оригинальной интерпретацией венской музыки, широким репертуаром классических произведений, а также сочинений династии Штраусов, прочих мастеров венской оперетты.

    Этой осенью прославленный коллектив, начиная с 26 ноября, стартовал на азиатско-европейской трассе концертом в Баку. Закончится турне только 13 января грядущего года в зале Concert Hall японского города Сакура, префектура Тоба. В итоге — 39 концертов, 33 города.

    В коллективе — выдающиеся, опытные музыканты, которые уже давно играют друг с другом: блистательный скрипач, музыкальный директор Вилли Бюхлер, гобоист Герберт Ведрал и др. Благодаря этому, а также высоким художественным стандартам, которых придерживаются музыканты, Венский Штраус-оркестр занимает лидирующую позицию, опережая многочисленные коллективы, выступающие в этом жанре.

    Великие мыслят иначе, не так как дилетанты. Как говаривал “Наполеон” австрийской музыки, как за глаза называли Иоганна Штрауса-отца: «Я не стараюсь создавать музыку лучше своих коллег. Я стараюсь создавать музыку лучше, чем я писал когда-либо».

    ***

    Программа выступления в Киеве 9 декабря 2018 года включает как популярные классические произведения, так и менее известные изящные мелодии, музыкальные шутки, полные забавных неожиданностей, и музыкальные отрывки из оперетт. Дирижер управляет оркестром настолько живо, виртуозно и эмоционально, что даже зрители начинают поддаваться его влиянию – и тогда все становится одним целым, большой Музыкой, в исполнении которой участвует каждый в зале.

    - Что Вы ожидаете от украинской публики?

    - Всегда приятно выступить перед образованной публикой, а именно таким мне представляется украинский слушатель. Ваши ценители музыки весьма воспитаны, образованны и взыскательны. Чувствуется, украинский слушатель ценит настоящую музыку, а это самое главное для меня. Не везде встречаешь именно такой прием. Для меня как музыканта это удовольствие — выступать перед такой публикой.

    - А какие подарки цените Вы сами?

    - Просто обожаю теплый прием! Для нас, музыкантов, самый лучший подарок — это аплодисменты зрителей. Мы работаем для них и радуемся, когда зритель доволен.

    ***

    Не зря великий знаток смысла жизни, понимавший толк и в мире, и в воле как проявлении его, любивший поплясать до неприличного Фридрих Ницше утверждал: «День прожит зря, если я не танцевал». Господа, 9 декабря в Октябрьском дворце вам представится такая возможность. Венский Штраус-оркестр привезет прелестную программу. Не раскрывая всех сюрпризов, сообщу: в первом отделении безраздельно будут властвовать оба Штрауса — отец и старший сын.

    А еще в Киеве прозвучат увертюра к оперетте “Ночь в Венеции”, быстрая полька “Электрофор”, входная песня графини из оперетты “Венская кровь”, вальсы “Венские сладости”, “Песня любви”, “Крестьянская полька”, чардаш Розалинды из оперетты “Летучая мышь” и многие другие чарующие нас звуки венской музыки. Предполагается даже, что будут танцевать все. Жду на танцполе.

    Благодарим Михаила и Наталью Гумировых за содействие в подготовке интервью.

    Фото: из личного архива Питера Гута