чт18
пт19
сб20
вс21
пн22
вт23
ср24
чт25
пт26
сб27
вс28
пн29
вт30
ср1
чт2
пт3
сб4
вс5
пн6
вт7
ср8
чт9
пт10
сб11
вс12
пн13
вт14
ср15
чт16
пт17
сб18
вс19
Мечты сбываются: фильмы Бернардо Бертолуччи
28 сентября 2018 11:41:22
794
Автор «Последнего танго в Париже», «Мечтателей», «Маленького Будды» Бернардо Бертолуччи пришел в кино, чтобы не заниматься поэзией — территорией, принадлежавшей его отцу. Бертолуччи — обладатель всех возможных наград в мире кино — только «Последний император» получит 9 "Оскаров". Но гордиться 46-летний режиссер будет не премиями, а тем фактом, что Американская киноакадемия поощрила самое большое знамя коммунизма в истории.
Сегодня режиссеру — 77, и он продолжает снимать фильмы о первой любви и бунте. Творческий путь Бернардо Бертолуччи начался в итальянской Парме. Его отец, поэт Аттилио Бертолуччи, воспитывал сына в духе понимания литературы и высокой культуры. Еще подростком его поддержал бессмертный Пьер Паоло Пазолини. При первой встрече 13-летний Бертолуччи принял Пазолини за вора. «Ему, автору фильмов о ворах и проститутках, должно было польстить, что его самого приняли за вора», — шутил Бертолуччи в одном из интервью. Будучи высочайшего мнения о творчестве юноши, Пазоллини стал наставником Бертолуччи. «Впервые мы понимаем, какой может быть поэзия будущих поколений», — так отзывался киноклассик о стихах Бертолуччи, который вскоре был введен в круг итальянского кинематографа в роли ассистента.
Решение стать режиссером Бертолуччи принимает, посмотрев фильм Феллини «Сладкая жизнь» — о буднях модного журналиста. Именно во время тайного просмотра этой ленты (официальные показы могли иметь проблемы с цензурой) Бернардо Бертолуччи подумал, что тоже мог бы реализовать себя в кино. Как и большинство талантливых людей мира искусства, он скажет потом, что в какой-то момент перестал понимать, где начинается кино и заканчивается жизнь — и наоборот.
Поэзия в красном
«Кинематограф помогает упорядочить тот хаос, который существует внутри меня и вокруг меня», — говорит юный Бертолуччи, который, кроме страсти к поэзии и кинематографу, разделит с Пазолини политические взгляды, став убежденным коммунистом и изобличителем итальянского фашизма. Как Пазолини, показывающий в «100 днях Содома» всю внутреннюю подноготную психологии и традиций фашистов в Италии, так и Бертолуччи изобличает ужас трансформации человека в нечеловека и чудовище под воздействием идеалов фашизма. Эта тематика глубоко раскрыта в его картинах, таких как «Конформист», «Стратегия паука», саге «20 век» с молодыми Жераром Депардье, Дональдом Сазерлендом и Робертом де Ниро. Автор получает удовлетворение от того, что молодежь, посмотрев эти фильмы, начинает чувствовать страх и отвращение к фашизму.
Сегодня режиссеру — 77, и он продолжает снимать фильмы о первой любви и бунте. Творческий путь Бернардо Бертолуччи начался в итальянской Парме. Его отец, поэт Аттилио Бертолуччи, воспитывал сына в духе понимания литературы и высокой культуры. Еще подростком его поддержал бессмертный Пьер Паоло Пазолини. При первой встрече 13-летний Бертолуччи принял Пазолини за вора. «Ему, автору фильмов о ворах и проститутках, должно было польстить, что его самого приняли за вора», — шутил Бертолуччи в одном из интервью. Будучи высочайшего мнения о творчестве юноши, Пазоллини стал наставником Бертолуччи. «Впервые мы понимаем, какой может быть поэзия будущих поколений», — так отзывался киноклассик о стихах Бертолуччи, который вскоре был введен в круг итальянского кинематографа в роли ассистента.
Италия 1960-х — роскошное время и лучшее место для начала творческой карьеры в кинематографе. Даже в случае неудачи можно поработать в одном цехе с Роберто Росселини, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони. В творческий круг Бертолуччи и Пазолини входили итальянский писатель, классик Альберто Моравио и его супруга писательница Эльза Моранте. Они обсуждали любые политические идеи и любые эксперименты, например опыты Эльзы с пейотлем на Юкатане.
Решение стать режиссером Бертолуччи принимает, посмотрев фильм Феллини «Сладкая жизнь» — о буднях модного журналиста. Именно во время тайного просмотра этой ленты (официальные показы могли иметь проблемы с цензурой) Бернардо Бертолуччи подумал, что тоже мог бы реализовать себя в кино. Как и большинство талантливых людей мира искусства, он скажет потом, что в какой-то момент перестал понимать, где начинается кино и заканчивается жизнь — и наоборот.
Поэзия в красном
«Кинематограф помогает упорядочить тот хаос, который существует внутри меня и вокруг меня», — говорит юный Бертолуччи, который, кроме страсти к поэзии и кинематографу, разделит с Пазолини политические взгляды, став убежденным коммунистом и изобличителем итальянского фашизма. Как Пазолини, показывающий в «100 днях Содома» всю внутреннюю подноготную психологии и традиций фашистов в Италии, так и Бертолуччи изобличает ужас трансформации человека в нечеловека и чудовище под воздействием идеалов фашизма. Эта тематика глубоко раскрыта в его картинах, таких как «Конформист», «Стратегия паука», саге «20 век» с молодыми Жераром Депардье, Дональдом Сазерлендом и Робертом де Ниро. Автор получает удовлетворение от того, что молодежь, посмотрев эти фильмы, начинает чувствовать страх и отвращение к фашизму.
Самой монументальной картиной режиссера станет снятый в Китае «Последний император». Это — история последнего китайского императора, закончившего свою жизнь садовником (кстати, после этого исторического факта странно звучит, когда историки из Франции и России, зверски казнившие своих королей и императоров, называют азиатов дикарями). «Последний император» получит 9 "Оскаров", «Золотой глобус», «Сезар» и другие международные знаки признания. Сам же автор назовет фильм лучшим способом раскрыть над миром огромное знамя в честь коммунизма.
«Страсть управляет мирами»
О революционной теме в своих картинах, снятых в мирной Европе, Бертолуччи говорил как о значимости напоминания о свободе. «Важно, чтобы молодежь чувствовала, что кино нужно изобретать каждый раз сначала. Мы делаем кино, потому что мы свободны, а свободны мы — потому что делаем кино». Бунт, воспеваемый Бернардо Бертолуччи, не без чувства удовлетворения для автора приводит к жестким реакциям со стороны властей.
«Страсть управляет мирами»
О революционной теме в своих картинах, снятых в мирной Европе, Бертолуччи говорил как о значимости напоминания о свободе. «Важно, чтобы молодежь чувствовала, что кино нужно изобретать каждый раз сначала. Мы делаем кино, потому что мы свободны, а свободны мы — потому что делаем кино». Бунт, воспеваемый Бернардо Бертолуччи, не без чувства удовлетворения для автора приводит к жестким реакциям со стороны властей.
Всемирную известность Бертолуччи получил в 31 год, сняв номинанта на две премии Оскар «Последнее танго в Париже». Это кинооткровение о романе героев пожилого Марлона Брандо и молодой Марии Шнайдер станет объектом для выражения ненависти бюрократии и поборников морали. Фильм будет запрещен к показу в пяти странах мира. Самого Бертолучии и Марлона Брандо арестуют по обвинению в нарушениях норм общественного приличия. За «Последнее танго в Париже» Бертолуччи будет лишен права голоса в Италии. Мария Шнайдер скажет после накала страстей при показах: «Только когда фильм был снят, мы с Марлоном поняли, как хитро Бертолуччи нас поимел». Акты ненависти к этой ленте и воспеванию красоты тела в других картинах Бертолуччи продолжатся. Кто бы мог подумать, что фильм «Последнее танго в Париже» будет сожжен недоброжелателями в 1990-х годах! Что итальянское телевидение запретит к показу киноновеллу «Ускользающая красота» 1996 года с дебютанткой Лив Тайлер в главной роли — сделав фильму лучшую из возможных реклам.
Побег, бунт, поиск — эти темы становятся еще одним мотивом, пронизывающим произведения режиссера. В хорошо знакомых публике «Мечтателях» — о Париже времен молодежной революции. В киноленте «Под покровом небес» с Джоном Малковичем — о семейной паре, потерявшейся в Южном Марокко. В «Луне» — об оперной певице, спасающей своего сына от наркотиков. В «Маленьком Будде» — сказке о реинкарнации тибетского ламы в маленького мальчика из современного Сиэтла с Киану Ривзом в роли самого Будды. Здесь важно сказать, что Бертолуччи становится или заигрывается тем, над чем работает: во время съемок «Маленького Будды» он уже называл себя не только коммунистом, но немного — буддистом. Премьера фильма прошла перед одним единственным зрителем — Далай-Ламой.
Бернардо Бертолуччи — один из величайших режиссеров мира и один из величайших свободолюбцев мира. Пересмотрев все его картины, понимаешь, что речь в них идет в равной степени о революции внутренней — и о справедливости, которая должна торжествовать в финале. Новейший фильм Бертолуччи из доступных — еще одна фреска о юношеском отшельничестве: «Ты и я», 2012 год. В фильме режиссер возвращается к вопросам поиска своего места и побега молодости, согласной на все ради искреннего счастья. Герои, словно сам мир, готовы к постоянным обновлениям, новизне. Как говорит Бертолуччи: «Учиться — значит меняться. А мне очень нравится меняться».
Понравилась эта статья?
Подпишись на нашу Рассылку И Получай Все Самое Интересное На E-mail!