СЕМЬЯ. ДЕНЬГИ. БУДУЩЕЕ.

Мечты сбываются: фильмы Бернардо Бертолуччи

Мечты сбываются: фильмы Бернардо Бертолуччи
Маргарита Яковлева (Ормоцадзе)
2018-09-28 11:41:22
49
Автор «Последнего танго в Париже», «Мечтателей», «Маленького Будды» Бернардо Бертолуччи пришел в кино, чтобы не заниматься поэзией — территорией, принадлежавшей его отцу. Бертолуччи — обладатель всех возможных наград в мире кино — только «Последний император» получит 9 "Оскаров". Но гордиться 46-летний режиссер будет не премиями, а тем фактом, что Американская киноакадемия поощрила самое большое знамя коммунизма в истории.

Сегодня режиссеру — 77, и он продолжает снимать фильмы о первой любви и бунте. Творческий путь Бернардо Бертолуччи начался в итальянской Парме. Его отец, поэт Аттилио Бертолуччи, воспитывал сына в духе понимания литературы и высокой культуры. Еще подростком его поддержал бессмертный Пьер Паоло Пазолини. При первой встрече 13-летний Бертолуччи принял Пазолини за вора. «Ему, автору фильмов о ворах и проститутках, должно было польстить, что его самого приняли за вора», — шутил Бертолуччи в одном из интервью. Будучи высочайшего мнения о творчестве юноши, Пазоллини стал наставником Бертолуччи. «Впервые мы понимаем, какой может быть поэзия будущих поколений», — так отзывался киноклассик о стихах Бертолуччи, который вскоре был введен в круг итальянского кинематографа в роли ассистента.

Италия 1960-х — роскошное время и лучшее место для начала творческой карьеры в кинематографе. Даже в случае неудачи можно поработать в одном цехе с Роберто Росселини, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони. В творческий круг Бертолуччи и Пазолини входили итальянский писатель, классик Альберто Моравио и его супруга писательница Эльза Моранте. Они обсуждали любые политические идеи и любые эксперименты, например опыты Эльзы с пейотлем на Юкатане.

Решение стать режиссером Бертолуччи принимает, посмотрев фильм Феллини «Сладкая жизнь» — о буднях модного журналиста. Именно во время тайного просмотра этой ленты (официальные показы могли иметь проблемы с цензурой) Бернардо Бертолуччи подумал, что тоже мог бы реализовать себя в кино. Как и большинство талантливых людей мира искусства, он скажет потом, что в какой-то момент перестал понимать, где начинается кино и заканчивается жизнь — и наоборот.

Поэзия в красном

«Кинематограф помогает упорядочить тот хаос, который существует внутри меня и вокруг меня», — говорит юный Бертолуччи, который, кроме страсти к поэзии и кинематографу, разделит с Пазолини политические взгляды, став убежденным коммунистом и изобличителем итальянского фашизма. Как Пазолини, показывающий в «100 днях Содома» всю внутреннюю подноготную психологии и традиций фашистов в Италии, так и Бертолуччи изобличает ужас трансформации человека в нечеловека и чудовище под воздействием идеалов фашизма. Эта тематика глубоко раскрыта в его картинах, таких как «Конформист», «Стратегия паука», саге «20 век» с молодыми Жераром Депардье, Дональдом Сазерлендом и Робертом де Ниро. Автор получает удовлетворение от того, что молодежь, посмотрев эти фильмы, начинает чувствовать страх и отвращение к фашизму.


Самой монументальной картиной режиссера станет снятый в Китае «Последний император». Это — история последнего китайского императора, закончившего свою жизнь садовником (кстати, после этого исторического факта странно звучит, когда историки из Франции и России, зверски казнившие своих королей и императоров, называют азиатов дикарями). «Последний император» получит 9 "Оскаров", «Золотой глобус», «Сезар» и другие международные знаки признания. Сам же автор назовет фильм лучшим способом раскрыть над миром огромное знамя в честь коммунизма.

«Страсть управляет мирами»

О революционной теме в своих картинах, снятых в мирной Европе, Бертолуччи говорил как о значимости напоминания о свободе. «Важно, чтобы молодежь чувствовала, что кино нужно изобретать каждый раз сначала. Мы делаем кино, потому что мы свободны, а свободны мы — потому что делаем кино». Бунт, воспеваемый Бернардо Бертолуччи, не без чувства удовлетворения для автора приводит к жестким реакциям со стороны властей.



Всемирную известность Бертолуччи получил в 31 год, сняв номинанта на две премии Оскар «Последнее танго в Париже». Это кинооткровение о романе героев пожилого Марлона Брандо и молодой Марии Шнайдер станет объектом для выражения ненависти бюрократии и поборников морали. Фильм будет запрещен к показу в пяти странах мира. Самого Бертолучии и Марлона Брандо арестуют по обвинению в нарушениях норм общественного приличия. За «Последнее танго в Париже» Бертолуччи будет лишен права голоса в Италии. Мария Шнайдер скажет после накала страстей при показах: «Только когда фильм был снят, мы с Марлоном поняли, как хитро Бертолуччи нас поимел». Акты ненависти к этой ленте и воспеванию красоты тела в других картинах Бертолуччи продолжатся. Кто бы мог подумать, что фильм «Последнее танго в Париже» будет сожжен недоброжелателями в 1990-х годах! Что итальянское телевидение запретит к показу киноновеллу «Ускользающая красота» 1996 года с дебютанткой Лив Тайлер в главной роли — сделав фильму лучшую из возможных реклам.

Побег, бунт, поиск — эти темы становятся еще одним мотивом, пронизывающим произведения режиссера. В хорошо знакомых публике «Мечтателях» — о Париже времен молодежной революции. В киноленте «Под покровом небес» с Джоном Малковичем — о семейной паре, потерявшейся в Южном Марокко. В «Луне» — об оперной певице, спасающей своего сына от наркотиков. В «Маленьком Будде» — сказке о реинкарнации тибетского ламы в маленького мальчика из современного Сиэтла с Киану Ривзом в роли самого Будды. Здесь важно сказать, что Бертолуччи становится или заигрывается тем, над чем работает: во время съемок «Маленького Будды» он уже называл себя не только коммунистом, но немного — буддистом. Премьера фильма прошла перед одним единственным зрителем — Далай-Ламой.

Бернардо Бертолуччи — один из величайших режиссеров мира и один из величайших свободолюбцев мира. Пересмотрев все его картины, понимаешь, что речь в них идет в равной степени о революции внутренней — и о справедливости, которая должна торжествовать в финале. Новейший фильм Бертолуччи из доступных — еще одна фреска о юношеском отшельничестве: «Ты и я», 2012 год. В фильме режиссер возвращается к вопросам поиска своего места и побега молодости, согласной на все ради искреннего счастья. Герои, словно сам мир, готовы к постоянным обновлениям, новизне. Как говорит Бертолуччи: «Учиться — значит меняться. А мне очень нравится меняться».