пн
  • 15
  • вт
  • 16
  • ср
  • 17
  • чт
  • 18
  • пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • пт
  • 10
  • сб
  • 11
  • вс
  • 12
  • пн
  • 13
  • вт
  • 14
  • ср
  • 15
  • чт
  • 16
  • Keep calm and carry on - 2018

    Keep calm and carry on - 2018
    Фото: iStock by Getty Images | Коллаж: Family Office
    04 декабря 2018 12:02
    1420
    Что означает военное положение для самых богатых граждан Украины и людей, чей крупный бизнес связан с Украиной.

    Family Office узнал о возможных последствиях военного положения (ВП) для самых состоятельных украинцев. Мы опросили юристов о реальном влиянии ВП и возможных подзаконных актов для тех, кто, даже владея несколькими гражданствами и счетами в разных странах, свой основной бизнес связал с Украиной.

    26 ноября парламент по представлению президента ввел военное положение в областях, граничащих с Россией и непризнанным Приднестровьем. Особый правовой режим будет действовать 30 дней. Намерена ли власть продлевать его - неизвестно, как и то, какими из обширных полномочий может и захочет воспользоваться. Как правило, к подобного рода потрясениям особенно чувствителен именно бизнес. Поэтому Family Office решил выяснить у правоведов, чем может быть чревато военное положение для крупного бизнеса и их владельцев.


    Виктор Мороз, управляющий партнер АО «Suprema Lex»

    Содержание правового режима военного положения, порядок его введения и отмены, а также гарантии прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц определяются положениями Закона Украины «О правовом режиме военного положения».

    Этот закон предусматривает - ни много, ни мало, а 24 возможные меры правового режима военного положения. Часть из них непосредственно затрагивает интересы крупного бизнеса. 

    Из них большого бизнеса и его бенефициаров могут коснуться:

    - использование мощностей и трудовых ресурсов для потребностей обороны;

    - принудительное отчуждение имущества, находящегося в частной собственности (с последующим возмещением стоимости такого имущества);

    - введение комендантского часа;

    - особый режим въезда и выезда, ограничения свободы передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движения транспортных средств;

    - проверка документов, проведение досмотра вещей, транспортных средств, служебных помещений и жилища граждан;

    - запрет или ограничение выбора места пребывания или места проживания;

    - запрет торговли оружием, сильнодействующими химическими и отравляющими веществами, а также алкогольными напитками и веществами, изготовленными на спиртовой основе;

    - особый режим производства и реализации лекарственных средств, которые имеют в своем составе наркотические вещества, психотропные вещества и прекурсоры;

    - регулирование работы телекоммуникационных и полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, телерадиоцентров;

    - в случае нарушения требований или невыполнения мер правового режима военного положения изъятие у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан телекоммуникационного оборудования, телевизионной, видео – и аудиоаппаратуры, компьютеров, а также, в случае потребности, других технических средств связи;

    - устранение с должностей руководителей предприятий, учреждений и организаций за ненадлежащее выполнение ими определенных Законом Украины «О правовом режиме военного положения» обязанностей и назначение исполняющих обязанности руководителей.

    Хотя закон о военном положении и предусматривает возмещение стоимости изъятого имущества, порядок такого возмещения четко не урегулирован. В частности, могут быть разночтения с оценкой реальной стоимости изъятого имущества.

    Введение комендантского часа может влиять как на сотрудников, обеспечивающих работу предприятий, так и на собственников предприятий, которые не смогут свободно перемещаться. При этом особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения и движения транспортных средств могут создавать определенный дискомфорт для бизнес-активностей. При этом, фактически любого человека или любое транспортное средство, которое покажется военным подозрительным, смогут остановить и досмотреть.

    Риски для конкретных сфер бизнеса 

    Так, риски запрета есть для ликеро-водочных предприятий, которые, кстати, активно и вполне успешно работают в таких областях с военным положением, как Запорожская и Одесская. Могут быть ограничения и для херсонских, николаевских и винницких аграриев, например, производящих пестициды и другие отравляющие или сильнодействующие химические вещества.

    К фармацевтическому бизнесу может быть применен особый режим производства, предусматривающий приоритетность оборонного заказа и ограничения по количеству товаров, производимых для потребления населением. Работа различных телекоммуникационных предприятий может быть строго регламентирована военными администрациями.

    А вот нарушение требований военных администраций и военнослужащих ВС Украины о выполнении вышеперечисленных мер военного положения вообще может привести к устранению директора того или иного предприятия с должности и замене его исполняющим обязанности от военной администрации. Фактически - такое себе узаконенное рейдерство.

    Кроме того, и в Указе президента Украины «О введении военного положения» предусмотрена возможность ограничения конституционного права на предпринимательскую деятельность.

    То есть фактически завтра в одной из 10 областей, в которых введено военное положение, к собственнику какого-либо завода могут прийти представители военной администрации, являющиеся по сути подчиненными верховного главнокомандующего (по совместительству президента Украины), и объяснить, что заводом будет руководить их человек. Поскольку, например, завод не хочет отдавать линию производства для нужд обороны. Особенно эффективен данный прием будет при отсутствии собственника бизнеса в стране.

    Правда, президент как гарант Конституции Украины с трибуны парламента заверил, что подобных нарушений гарантированных Конституцией прав не будет. Хотелось бы ему верить…

    Собственники большого бизнеса, ведущего внешнеэкономическую деятельность, могут столкнуться с рядом валютных ограничений. Так, может быть введен запрет на осуществление валютных операций со страной-агрессором и ее союзниками. Осуществление валютных операций с другими странами может быть ограничено только через уполномоченные банки, определенные НБУ. Валютная выручка должна будет продаваться в полном объеме. Кроме того, может быть введено ограничение на количество валютных счетов – не более одного для каждого физического или юридического лица. Однако, пока такие ограничения не вводятся.

    Полагаю, что более всего последствия военного положения ощутят представители рыбного бизнеса. Также могут сократиться объемы перевалки через порты Бердянск и Мариуполь, что будет очень болезненно, в частности для экспортеров зерна.

    С XIX века с введением военного режима столкнулась 81 страна ‒ от США, Китая, Канады и Японии до Ливии, Сирии и Турции. Примечательно, что на сегодняшний день в США военное положение запрещено Конституцией (статья 1), за исключением восстания или ситуации, угрожающей безопасности государства. А самыми свежими примерами государств, в которых вводилось военное положение, являются Турция (июль 2016 – июль 2018 года) и Филиппины (май 2017 года – текущий момент). Вводилось военное положение и в Польше в начале 1980-х на 586 дней, и в Югославии в 1999 году, и в Израиле в 2006 году на 33 дня, и в Грузии в 2008 году на 25 дней. Дольше всего в новейшей истории военное положение продлилось в Египте – 25 лет. Во всех вышеперечисленных странах военное положение было сопряжено с арестами несогласных с властью, национализацией и реквизицией предприятий и имущества, ограничениями по въезду и выезду из страны и другими лишениями и ограничениями основоположных прав.

    Безусловно, необходимость обороны суверенитета государства должна минимально ограничивать права граждан и бизнеса, однако если от таких ограничений зависит жизнь человека, необходимо следовать принципу «KEEP CALM and love your country».


    Ирина Низькаяюрист ЮФ «Мисечко и Партнеры»

    Закон «О правовом режиме военного положения» предусматривает ряд ограничений, которые непосредственно могут отобразиться на украинском бизнесе, а именно:

    · возможность использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменять режим их работы, проводить другие изменения производственной деятельности, а также условий труда в соответствии с законодательством о труде;

    · возможность принудительно отчуждать имущество, находящееся в частной собственности для нужд государства в условиях правового режима военного положения в установленном законом порядке и выдавать об этом акт о принудительном отчуждении имущества. Акт подписывается собственником имущества или его законным представителем и уполномоченными лицами военного командования и органа, который согласовал решение о принудительном отчуждении имущества, или военного командования либо органа, принявшего такое решение, и скрепляется печатями военного командования и/или указанных органов. Также украинское законодательство предусматривает порядок проведения оценки такого имущества;

    · устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность с расквартирования военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, личного состава службы гражданской защиты, эвакуированного населения и размещения воинских частей, подразделений и учреждений;

    · отстранять от должностей руководителей предприятий, учреждений и организаций за ненадлежащее исполнение ими определенных Законом «О правовом режиме военного положения» обязанностей и назначать исполняющих обязанности руководителей указанных предприятий, учреждений и организаций;

    · устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движение транспортных средств;

    · запрещать торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе;

    · устанавливать особый режим в сфере производства и реализации лекарственных средств, которые имеют в своем составе наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, другие сильнодействующие вещества, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины.

    Указанные ограничения не вводятся автоматически, их применение должно быть мотивированным, и оно оформляется решением военного командования.

    Перечисленные ограничения, в первую очередь, повлияют на прибыль предприятий, которая может уйти в минус; на клиентскую базу, которая может существенно сократиться. Из самых неблагоприятных прогнозов - предприятие может разориться.

    Из перечисленных выше ограничений законодательство предусматривает обязательную компенсацию лишь за принудительное отчуждение имущества, но стоит учесть, что здесь тоже есть свои подводные камни:

    · компенсация стоимости принудительно отчужденного имущества осуществляется в течение пяти лет после отмены военного положения за счет средств государственного бюджета Украины. Учитывая то, что статьи госбюджета, которые предусматривают государственную компенсацию по тем или иным вопросам, часто остаются без финансирования, такая компенсация может растянуться на более длительный срок;

    · если после отмены правового режима военного положения имущество, которое было принудительно отчуждено, сохранилось, а бывший собственник или уполномоченное им лицо настаивает на возвращении имущества, такое возвращение осуществляется в судебном порядке. А судебный порядок - не самый быстрый способ решения проблемы, процесс может затянуться на годы в силу загруженности судов.

    Также стоит учесть, что такие ограничения/запреты могут вводиться на территориях, где введено военное положение. Остальные территории на сегодняшний день функционируют в обычном режиме. На сегодняшний день, если отношения между Украиной и Россией не усугубятся, то опасаться будет нечего.

    Украинское военное положение характеризуется некой пассивностью: сейчас осуществляются в основном подготовительные меры на случай потенциального официального вторжения России. Какие-либо ограничения, предусмотренные законодательством о военном положении, для предпринимателей не вводились и реальные предпосылки к их применению пока отсутствуют.


    Михаил Можаев, управляющий партнер юридической фирмы «Можаев и Партнеры»

    С одной стороны, если быть наивным или недальновидным, можно сослаться на слова президента Украины о том, что введение военного положения никак не коснется любого бизнеса на территории, где введено то самое военное положение, и якобы далее можно спокойно вести бизнес.

    Но, с другой стороны, есть Закон Украины «О правовом режиме военного положения», который является обязательным для всех (!) юридических и физических лиц в Украине и устанавливает конкретные меры правового режима военного положения. Эти меры детально описаны в ст. 8 названного Закона и, мягко говоря, предусматривают практически безграничные полномочия военного командования и военных администраций на территории, где введено ВП.

    Возьмем среди всех полномочий, например, такие права военной администрации и одновременно обязательства для собственника или же руководителей бизнеса, как пункт 3: использование мощностей и трудовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменение режима их работы, проведение других изменений производственной деятельности, а также условий труда в соответствии с законодательством о труде. 

    Или же пункт 4: принудительное отчуждение имущества, находящегося в частной или коммунальной собственности, изымание имущества государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений для нужд государства в условиях правового режима военного положения в установленном законом порядке и выдача об этом соответствующих документов установленного образца.

    В истории ВП крупные промышленные заводы, работающие на гражданское общество, по приказу военного командования в одно мгновение полностью перепрофилировали свое производство для нужд армии, а собственники и руководители бизнеса должны были беспрекословно подчиниться военному командованию, иначе лишились бы не только своего годами выстраиваемого бизнеса, но и собственной жизни. При этом, как показывает мировая практика, последствия такого перепрофилирования и видоизменения бизнеса, а также выдача каких-либо гарантий со стороны государства никак не обеспечивает собственникам бизнеса сохранение переданного имущества и ресурсов, а также получение справедливой сатисфакции в будущем (после окончания военного положения) в случае уничтожения или повреждения их имущества.

    Приведу один очень яркий пример, описанный в книге мирового лидера и управленца всех времен и народов Коносуке Мацусита (японский бизнесмен, основатель Matsushita Electric, известной своей бытовой электроникой под брендами Panasonic, Technics, National). В период стремительного расцвета его компании между Японией и Китаем началась война. Википедия пишет: "На его компанию было оказано давление со стороны государства с целью производства товаров для военных нужд. За время свершившихся войн Matsushita Electric Industrial потеряла 32 фабрики и офисы, главным образом, в Токио и Осаке. К счастью, главный офис и основная фабрика были спасены, но компания понесла серьезные потери и восстанавливалась фактически на пустом месте. Сам Коносуке смог избежать преследований как военный преступник благодаря петиции, подписанной более чем 15 тысячами сотрудников".

    Это яркий пример, как в период военного положения государство может, пользуясь правами, наделенными его законами, полностью уничтожить любой бизнес и любого собственника, списывая все потери на «необходимость» военного положения.