Миссия выполнима: как бизнес из зоны АТО смог переехать в другие области Украины
Около 6000 тысяч компаний являются мигрантами из Донецкой и Луганской областей с начала конфликта в 2014 году. Из них около 5000 тысяч компаний из Донецкой области и лишь 1000 компаний из Луганской. Чаще всего новым местом жительства для предпринимателей-беженцев становился Киев, потом - Харьков, третье место поделили Днепр и Одесса. Family Office узнал подробности переезда.
С момента оккупации Крыма и начала военных действий на Донбассе Украина приняла более 1,5 млн внутренних беженцев. Немалая часть покинувших неподконтрольные Украине территории - представители малого и крупного бизнеса. Им то и пришлось испытать самый сильный стресс. Ведь нужно было не просто начинать жизнь с чистого листа на новом месте, а попытаться воссоздать быстро и заново то, на что когда-то в родном Донецке или Луганске ушли годы жизни. Удалось ли им это или все же дважды в одну реку не войдешь?
Среди множества ярких витрин на фасаде старого здания в центре столицы затерялась неприметная, на первый взгляд, вывеска "Каприкорн. Товары для активного отдыха". И если вы не активный путешественник или любитель экстремального отдыха, то скорее всего просто пройдете мимо надписи "Каприкорн". Но если же вы хоть раз в жизни собирали походный рюкзак или ныряли на глубину с аквалангом, то обязательно соблазнитесь тем, чтобы заглянуть внутрь, где вас гарантированно встретят искренней улыбкой, приятными ценами и сделают все, чтобы ваше следующее путешествие прошло максимально ярко, безопасно и комфортно. Потому что у ребят, которые работают в этом небольшом магазинчике, есть одно непоколебимое правило: "Клиент - Бог, а его желание - закон".
Правило это появилось с первого дня открытия магазина, а точнее с осени 2014-го, когда молодому донецкому предпринимателю Максиму Дуднику и его подчиненным приходилось выбивать себе место под солнцем в кишащей конкурентами столице. "Без коллектива точно бы ничего не получилось. Мы старались делать такие вещи, которые не делают в других магазинах, были очень рады любому посетителю - и люди это чувствовали. Я читал иногда посты в FB в стиле "Зашел в новый магазин - ребята молодцы, меня так еще нигде не обслуживали". Причем, писали это не на нашей странице или не для нас, а просто человек у себя на странице, но оказывалось, что у нас есть какие-то общие друзья, и я видел пост", - вспоминает сегодня владелец "Каприкорна".
Фото: @capricorn.com.ua/fb.com
До начала войны в родном Донецке Максим владел самым крупным в регионе магазином туристического снаряжения, собственной школой дайвинга, центром проката спортивного снаряжения и компанией по организации поездок для дайвинга по всему миру. С переездом в Киев направления бизнеса пришлось сильно масштабировать: "Нам пришлось очень сократить направления деятельности - по сути, мы вернулись к тому, что было десять лет назад: снаряжение для туризма-альпинизма и горнолыжная одежда. Обучение дайвингу и прокат снаряжения отпали еще при переезде, у меня не было времени и возможности, плюс к магазину с нуля еще искать бассейн и организовывать обучение дайвингу - тоже с нуля. Организация поездок по миру для занятий дайвингом, чем я занимался последние года четыре в Донецке - тоже закончилась: ни у меня, ни у моих прошлых клиентов (в основном дончан и луганчан) не было настроения и финансов на такой отдых". На момент приезда в столицу в кармане Максима оставалось ровно 5000 грн. Этих денег не хватало даже на оплату аренды маленького помещения. Помогли неравнодушные люди.
"Я в начале согласился арендовать помещение магазина и принести деньги через три дня, а потом начал их искать. Часть денег я нашел просто через пост в Facebook с просьбой о помощи. Также очень помогли люди, которые скинулись деньгами на переезд и первый месяц аренды. Часто это были вообще незнакомые мне люди. Тронуло, что небольшую сумму дал и отказался потом принимать обратно директор магазина нашего же направления, которому при переезде мы становились как бы конкурентами", - делится Максим.
Первые полгода, вспоминает Максим, они с женой жили в состоянии того, что если клиентов будет мало, то бизнес нужно полностью и навсегда закрывать.
"Помогли друзья в Киеве - знакомые и незнакомые люди распространяли наши визитки в секциях скалолазания, горнолыжных школах, клубах и других скоплениях наших покупателей. При этом делали это абсолютно бесплатно: "появился новый магазин - обратите внимание, хорошие ребята". Без этого мы бы не протянули первый год - пока о нас хоть как-то узнали", - вспоминает Дудник.
Сергей Черненко. Фото: из личного архива
Если основная проблема малого предпринимательства заключалась в большинстве случаев в том, чтобы наработать новую клиентскую базу, то у крупных игроков бизнеса основная задача - клиентскую базу именно сохранить. О своем опыте нам согласился рассказать глава крупнейшего в стране Первого украинского международного банка (ПУМБ).
"Потеря этого региона была тяжелым вызовом не только с точки зрения сохранения операционной деятельности банка, но и с точки зрения сохранения отношений с клиентами и сотрудниками. Банк понес большие финансовые потери – порядка 30% от кредитного портфеля приходилось суммарно на Донецкую, Луганскую области и Крым. В 2014-2015 годах нам пришлось активно наращивать резервы. В 2015 году мы отчислили рекордные 4,8 млрд грн. В этом вопросе банк проявил очень консервативный подход – мы откладывали даже больше, чем было нужно. Тем не менее, такой подход был полностью оправдан – ПУМБ сохранил титул надежного банка и доверие клиентов", - рассказывает Сергей Черненко, глава правления ПУМБ.
"Одной из сложнейших задач при переезде, - вспоминает Черненко, - стал переезд в кратчайшие строки дата-центра из Донецка в Киев".
Во время этой операции банк не прекратил обслуживать транзакции ни на один день, приостановившись лишь на 45 минут в ночь с пятницы на субботу. Также основателям удалось перевезти более 1000 сотрудников банка из восточного в другие регионы Украины, предоставив им рабочие места и частично компенсировав аренду жилья.
Отдельным ударом по бизнесменам из зоны АТО стала одновременная чистка финансовой системы, которая проходила по всем банкам страны. В 2014-2017 годах НБУ закрыл более 80 банков. Многие предприниматели столкнулись с тем, что на фоне военных действий и переезда они не могут вернуть свои деньги из банков, и даже забрать средства, которые размещались для выплаты зарплаты своим сотрудникам-переселенцам. Журналисты Family Office в то время лично помогали нескольким бизнесменам забрать из банков деньги, которые предназначались для зарплат их сотрудникам - беженцам из Донецка и Луганска. В этих сложнейших условиях родной для выходцев с Донбасса ПУМБ стал одним из приятных исключений.
"Управляющая компания АО «СКМ» перевезла всех пожелавших выехать — а это более 100 человек - в Киев: для нас на первом месте была и остается безопасность людей. И мы верим, что именно такое решение было правильным и своевременным. Управляющие компании других бизнесов, входящих в SCM, также перевезли своих сотрудников – в Киев, Днепр, Запорожье и Мариуполь.Чтобы помочь сотрудникам максимально быстро адаптироваться на новом месте, в Киеве компания по решению акционера Рината Ахметова взяла на себя поиск и аренду жилья, определение детей сотрудников в детские сады и школы, обеспечила медицинской страховкой в столичных лечебных учреждениях", - комментирует события 2014 года пресс-служба SCM.
Свое плечо
Какой бы ни был бизнес - малый или большой - наши герои на своем примере доказывают одно важное правило. В кризисных ситуациях главное - окружать себя правильными людьми и не бояться рисковать.
Очень большое позитивное влияние на переезд оказывает участие мигрантов в различных организациях и общинах. Например, многие из еврейской общины Донбасса выбрали миграцию не в Израиль, США или Германию, хотя такая возможность была, а остались в Украине. Сегодня центр их духовной жизни — синагога раввина Пинхаса Вышедски на Подоле в Киеве. Почти все члены этой общины после переезда в Киев смогли справиться с обстоятельствами и даже создать новые бизнесы и новые рабочие места.
Многие из переехавших с Донбасса предпринимателей добились настоящего успеха в самых разных сферах деятельности. "За три с половиной года мы привлекли новых покупателей, в том числе постоянных. Мы стали одним из лучших туристических магазинов Киева, в пятерке лучших из примерно сорока аналогичных магазинов - точно, в тройке - наверное. По некоторым направлениям ассортимента - в двойке. Без коллектива и друзей мы бы точно не справились, спасибо всем людям, которые нам помогали", - резюмирует Максим Дудник.