чт
  • 11
  • пт
  • 12
  • сб
  • 13
  • вс
  • 14
  • пн
  • 15
  • вт
  • 16
  • ср
  • 17
  • чт
  • 18
  • пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • пт
  • 10
  • сб
  • 11
  • вс
  • 12
  • Миссия выполнима: как бизнес из зоны АТО смог переехать в другие области Украины

    Миссия выполнима: как бизнес из зоны АТО смог переехать в другие области Украины
    @darina.zlatieva/fb.com
    11 октября 2018 15:43:51
    1530

    Около 6000 тысяч компаний являются мигрантами из Донецкой и Луганской областей с начала конфликта в 2014 году. Из них около 5000 тысяч компаний из Донецкой области и лишь 1000 компаний из Луганской. Чаще всего новым местом жительства для предпринимателей-беженцев становился Киев, потом - Харьков, третье место поделили Днепр и Одесса. Family Office узнал подробности переезда.

    С момента оккупации Крыма и начала военных действий на Донбассе Украина приняла более 1,5 млн внутренних беженцев. Немалая часть покинувших неподконтрольные Украине территории - представители малого и крупного бизнеса. Им то и пришлось испытать самый сильный стресс. Ведь нужно было не просто начинать жизнь с чистого листа на новом месте, а попытаться воссоздать быстро и заново то, на что когда-то в родном Донецке или Луганске ушли годы жизни. Удалось ли им это или все же дважды в одну реку не войдешь?

    Среди множества ярких витрин на фасаде старого здания в центре столицы затерялась неприметная, на первый взгляд, вывеска "Каприкорн. Товары для активного отдыха". И если вы не активный путешественник или любитель экстремального отдыха, то скорее всего просто пройдете мимо надписи "Каприкорн". Но если же вы хоть раз в жизни собирали походный рюкзак или ныряли на глубину с аквалангом, то обязательно соблазнитесь тем, чтобы заглянуть внутрь, где вас гарантированно встретят искренней улыбкой, приятными ценами и сделают все, чтобы ваше следующее путешествие прошло максимально ярко, безопасно и комфортно. Потому что у ребят, которые работают в этом небольшом магазинчике, есть одно непоколебимое правило: "Клиент - Бог, а его желание - закон".

    Правило это появилось с первого дня открытия магазина, а точнее с осени 2014-го, когда молодому донецкому предпринимателю Максиму Дуднику и его подчиненным приходилось выбивать себе место под солнцем в кишащей конкурентами столице. "Без коллектива точно бы ничего не получилось. Мы старались делать такие вещи, которые не делают в других магазинах, были очень рады любому посетителю - и люди это чувствовали. Я читал иногда посты в FB в стиле "Зашел в новый магазин - ребята молодцы, меня так еще нигде не обслуживали". Причем, писали это не на нашей странице или не для нас, а просто человек у себя на странице, но оказывалось, что у нас есть какие-то общие друзья, и я видел пост", - вспоминает сегодня владелец "Каприкорна".

    Фото: @capricorn.com.ua/fb.com

    До начала войны в родном Донецке Максим владел самым крупным в регионе магазином туристического снаряжения, собственной школой дайвинга, центром проката спортивного снаряжения и компанией по организации поездок для дайвинга по всему миру. С переездом в Киев направления бизнеса пришлось сильно масштабировать: "Нам пришлось очень сократить направления деятельности - по сути, мы вернулись к тому, что было десять лет назад: снаряжение для туризма-альпинизма и горнолыжная одежда. Обучение дайвингу и прокат снаряжения отпали еще при переезде, у меня не было времени и возможности, плюс к магазину с нуля еще искать бассейн и организовывать обучение дайвингу - тоже с нуля. Организация поездок по миру для занятий дайвингом, чем я занимался последние года четыре в Донецке - тоже закончилась: ни у меня, ни у моих прошлых клиентов (в основном дончан и луганчан) не было настроения и финансов на такой отдых". На момент приезда в столицу в кармане Максима оставалось ровно 5000 грн. Этих денег не хватало даже на оплату аренды маленького помещения. Помогли неравнодушные люди.

    "Я в начале согласился арендовать помещение магазина и принести деньги через три дня, а потом начал их искать. Часть денег я нашел просто через пост в Facebook с просьбой о помощи. Также очень помогли люди, которые скинулись деньгами на переезд и первый месяц аренды. Часто это были вообще незнакомые мне люди. Тронуло, что небольшую сумму дал и отказался потом принимать обратно директор магазина нашего же направления, которому при переезде мы становились как бы конкурентами", - делится Максим. 

    Первые полгода, вспоминает Максим, они с женой жили в состоянии того, что если клиентов будет мало, то бизнес нужно полностью и навсегда закрывать. 

    "Помогли друзья в Киеве - знакомые и незнакомые люди распространяли наши визитки в секциях скалолазания, горнолыжных школах, клубах и других скоплениях наших покупателей. При этом делали это абсолютно бесплатно: "появился новый магазин - обратите внимание, хорошие ребята". Без этого мы бы не протянули первый год - пока о нас хоть как-то узнали", - вспоминает Дудник. 

    Сергей Черненко. Фото: из личного архива

    Если основная проблема малого предпринимательства заключалась в большинстве случаев в том, чтобы наработать новую клиентскую базу, то у крупных игроков бизнеса основная задача - клиентскую базу именно сохранить. О своем опыте нам согласился рассказать глава крупнейшего в стране Первого украинского международного банка (ПУМБ).

    "Потеря этого региона была тяжелым вызовом не только с точки зрения сохранения операционной деятельности банка, но и с точки зрения сохранения отношений с клиентами и сотрудниками. Банк понес большие финансовые потери – порядка 30% от кредитного портфеля приходилось суммарно на Донецкую, Луганскую области и Крым. В 2014-2015 годах нам пришлось активно наращивать резервы. В 2015 году мы отчислили рекордные 4,8 млрд грн. В этом вопросе банк проявил очень консервативный подход – мы откладывали даже больше, чем было нужно. Тем не менее, такой подход был полностью оправдан – ПУМБ сохранил титул надежного банка и доверие клиентов", - рассказывает Сергей Черненко, глава правления ПУМБ. 

    "Одной из сложнейших задач при переезде, - вспоминает Черненко, - стал переезд в кратчайшие строки дата-центра из Донецка в Киев".

    Во время этой операции банк не прекратил обслуживать транзакции ни на один день, приостановившись лишь на 45 минут в ночь с пятницы на субботу. Также основателям удалось перевезти более 1000 сотрудников банка из восточного в другие регионы Украины, предоставив им рабочие места и частично компенсировав аренду жилья.

    Отдельным ударом по бизнесменам из зоны АТО стала одновременная чистка финансовой системы, которая проходила по всем банкам страны. В 2014-2017 годах НБУ закрыл более 80 банков. Многие предприниматели столкнулись с тем, что на фоне военных действий и переезда они не могут вернуть свои деньги из банков, и даже забрать средства, которые размещались для выплаты зарплаты своим сотрудникам-переселенцам. Журналисты Family Office в то время лично помогали нескольким бизнесменам забрать из банков деньги, которые предназначались для зарплат их сотрудникам - беженцам из Донецка и Луганска. В этих сложнейших условиях родной для выходцев с Донбасса  ПУМБ стал одним из приятных исключений. 

    Крупнейшая бизнес-группа региона - SCM Рината Ахметова - окончательно покинула родной Донбасс летом 2014 года. Самой сложной задачей, которая возникла во время переезда, руководство считает эвакуацию сотрудников. Каждый сотрудник компании, который захотел выехать из Донецкого региона, независимо от занимаемой должности, получил полную поддержку и содействие со стороны SCM, а именно компенсацию аренды жилья и предоставление медицинской страховки. Эти компенсации всем выехавшим сотрудникам SCM выплачиваются и по сей день.

    "Управляющая компания АО «СКМ» перевезла всех пожелавших выехать — а это более 100 человек - в Киев: для нас на первом месте была и остается безопасность людей. И мы верим, что именно такое решение было правильным и своевременным. Управляющие компании других бизнесов, входящих в SCM, также перевезли своих сотрудников – в Киев, Днепр, Запорожье и Мариуполь.Чтобы помочь сотрудникам максимально быстро адаптироваться на новом месте, в Киеве компания по решению акционера Рината Ахметова взяла на себя поиск и аренду жилья, определение детей сотрудников в детские сады и школы, обеспечила медицинской страховкой в столичных лечебных учреждениях", - комментирует события 2014 года пресс-служба SCM.

    Свое плечо

    Какой бы ни был бизнес - малый или большой - наши герои на своем примере доказывают одно важное правило. В кризисных ситуациях главное - окружать себя правильными людьми и не бояться рисковать.

    Очень большое позитивное влияние на переезд оказывает участие мигрантов в различных организациях и общинах. Например, многие из еврейской общины Донбасса выбрали миграцию не в Израиль, США или Германию, хотя такая возможность была, а остались в Украине. Сегодня центр их духовной жизни — синагога раввина Пинхаса Вышедски на Подоле в Киеве. Почти все члены этой общины после переезда в Киев смогли справиться с обстоятельствами и даже создать новые бизнесы и новые рабочие места.

    Многие из переехавших с Донбасса предпринимателей добились настоящего успеха в самых разных сферах деятельности. "За три с половиной года мы привлекли новых покупателей, в том числе постоянных. Мы стали одним из лучших туристических магазинов Киева, в пятерке лучших из примерно сорока аналогичных магазинов - точно, в тройке - наверное. По некоторым направлениям ассортимента - в двойке. Без коллектива и друзей мы бы точно не справились, спасибо всем людям, которые нам помогали", - резюмирует Максим Дудник.