Почему контейнерный терминал Hutchison Ports не будет иметь успех в Украине?
Запускать в Украину очередной
контейнерный оператор для того, чтобы построить очередной контейнерный
терминал нет смысла, считает директор Института проблем рынка и
экономико-экологических исследований НАН Украины Алексей Котлубай.
По его словам, в Украине нет
перспектив для увеличения объемов контейнерных перевозок, а такие операторы,
как Hutchison Ports, должны приходить со своим грузопотоком. Однако в данном
случае этого не произойдет, поскольку контейнерные грузы обходят Украину, в
частности по причине запутанной системы оформления на границе, передают
Украинские новости.
"Контейнерный оператор
захочет убрать нашего экономического уполномоченного оператора, поставить
иностранного. Об этом давно говорит Всемирная таможенная организация - надо
запретить украинским таможенникам оформлять импорт через украинского
таможенного оператора. Это должен быть тот оператор, который отправляет груз
из-за границы. Этот груз должен проходить по зеленому коридору и тогда не будет
прямого контакта и нельзя будет стяжать деньги с грузовладельцев. Это
общемировая практика. У нас же всеми силами пытаются этому
противодействовать", - подчеркнул Котлубай.
Эксперт также раскритиковал условия Мининфраструктуры, которые ведомство выставило Hutchison Ports. В частности, требование вложить $5 млн инвестиций на протяжении 5 лет в развитие порта "Черноморск". По мнению Котлубая, в портовой сфере - это ничтожные суммы.
"Когда мы продавали Черноморский судостроительный завод, тогда был договор, что голландцы инвестируют $20 млн в развитие завода. Но ни копейки никто не инвестировал. Но и не в этом дело. Что такое $20 млн? В такой завод или в порт? Это ничто! Корабль, который строится на заводе, стоит $60 млн. То же и в порту. Подходные каналы, акватория – это все огромные суммы. Те $5 млн - это копейки", - резюмировал эксперт.
Президент Центра рыночных реформ Украины Владимир Лановой считает подобные требования МИУ к иностранному арендатору неуважением к Украине.
"Капиталисты всегда хотят отхватить все и подешевле. А мы должны отстаивать свои интересы. Поэтому нельзя соглашаться на такие мелкие предложения. $5 млн - это небольшое помещение с оборудованием, где что-то делают, клепают, шьют. Это несерьезно. Нас покупают по дешевке, считают, что мы аборигены и не знаем себе цены, не знаем ценностей мировых рынков, не знаем, сколько аналогичные объекты стоят в мире. Мы же не аборигены. Все же надо себя уважать", - заявил Лановой.
Напомним, Hutchison Ports подала в ФГИУ заявки на аренду имущества ГП МТП "Черноморск" в тылу причалов №1-6 и на аренду самих причалов №1-6.Отделение ФГИУ в Одессе готовит проведение тендера. Однако, по данным Фонда, конкурса может и не быть, если никто более, кроме Hutchison Ports, не изъявит желания в нем участвовать. В таком случае единственный заявитель автоматически получит право на аренду портовых мощностей.