чт21
пт22
сб23
вс24
пн25
вт26
ср27
чт28
пт29
сб30
вс31
пн1
вт2
ср3
чт4
пт5
сб6
вс7
пн8
вт9
ср10
чт11
пт12
сб13
вс14
пн15
вт16
ср17
чт18
пт19
сб20
вс21
Синагога «сахарного короля»
Wikipedia
28 августа 2018 16:16:25
2502
В конце августа центральная синагога украинской столицы, известная как синагога Бродского, отпраздновала свое 120-летие. Это историческое и сакральное место всегда было одним из центров духовной жизни евреев Киева и Украины. Среди причин - то, что киевская хоральная синагога была синагогой личности, а именно самого харизматичного и суперуспешного бизнесмена Бродского, как говорит крупный генеолог Надя Липес. Если бы в царской России издавали журнал Forbes, то Лазарь Бродский точно не сходил бы с его страниц, и дело тут не только в деньгах, но и в предпринимательской смекалке, граничащей с гениальностью.
В советское время, по словам члена общины синагоги Бродского Давида Мильмана, в этом здании по сфабрикованному обращению трудящихся устроили клуб кустарей, потом кинотеатр и театр кукол. Хотя это место не только высокого религиозного, но и исторического значения. Говорят, по данным архивных документов, которые показывал Мильман, среди прихожан был сам великий Шолом-Алейхем, который в списках членов общины того времени фигурирует под своей фамилией Рабинович.Во времена независимой Украины синагога была восстановлена усилиями главного раввина Украины Моше Реувена Асмана и его супруги Ханны Асман. Они принадлежат к направлению иудаизма ХАБАД, которое сегодня является одним из самых активных и влиятельных в мире. Оно было основано раввином Шнеуром Залманом из Ляд, также известным как Альтер Ребе. Например, сегодня среди знаменитых современников, принадлежащих к этой ветке иудаизма - дочь президента Дональда Трампа Иванка и ее муж Джаред Кушнер.
Киевский историк и журналист Михаил Кальницкий специально для Family Office написал историю синагоги и ее легендарного основателя, промышленника Бродского.
Знаменитый сахарозаводчик Лазарь Бродский 120 лет назад предоставил киевским иудеям монументальный молитвенный дом.
«Добро» дал Петербург
В конце позапрошлого века евреи составляли заметную часть населения Киева. Иудейская община охватывала купцов и ремесленников, врачей и адвокатов, инженеров и литераторов, музыкантов и певцов… Среди них были крупнейшие предприниматели, владельцы бизнеса с многомиллионными оборотами. Именно в Киеве обосновался Лазарь (Элиэзер) Израилевич Бродский, игравший ведущую роль в отечественной свеклосахарной промышленности. В 1897 году царь Николай II присвоил Лазарю Бродскому звание коммерции советника – согласно официальной формулировке, «по всеподданнейшему докладу Министерства финансов о полезной деятельности на поприще отечественной торговли и промышленности».
Внешний вид синагоги Бродского был выдержан в формах средневековой романской архитектуры, а главный зал эффектно оформили под готику, с ажурным узором арок-нервюр, опиравшихся на два ряда пилонов. Теперь, правда, этот интерьер существенно изменился: в результате реконструкций советского времени, когда синагога Бродского была помещением Театра кукол, зал стал более коротким и приземистым. На уровне второго этажа вдоль стен проходила обширная галерея для женщин; здесь же был устроен специальный зал для брачных церемоний.
Одним из первых значительных событий в новой синагоге оказалось именно бракосочетание, состоявшееся в октябре 1898 года. Дочь Лазаря Бродского Клара вышла замуж за Владимира Гинцбурга – сына Горация Гинцбурга, крупного банкира, промышленника и общественного деятеля, лидера еврейской общины Санкт-Петербурга. В свое время великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг I с согласия царя Александра II пожаловал Гинцбургам баронский титул. Теперь баронессой стала и Клара Бродская, а Владимир Гинцбург присоединился к клану «сахарных королей».
Свадебный обряд проходил под чудесное хоровое пение. Наличие собственного хора давало основание синагоге Бродского называться хоральной. Многие певчие были талантливыми исполнителями – среди них, к примеру, выдающийся еврейский музыкальный деятель Моше-Михаэль Мильнер.
Любопытную страничку истории синагоги Бродского представляет ее официальный статус в разные времена. После открытия синагоги Лазарь Израилевич позаботился о том, чтобы передать здание со всем имуществом из своей частной собственности в распоряжение иудейской общины. Но в начальный период эта акция получила несколько неожиданное правовое оформление.
Киевлянам сообщили, что Лазарь Бродский предоставил все права на синагогу… Киевской еврейской больнице. Теперь хозяйственное правление молитвенного дома должно было арендовать здание у больницы, выплачивая ежегодно 6 тыс. руб. Эта сумма шла на нужды детского корпуса еврейской больницы, ранее устроенного Лазарем и его женой Саррой Бродскими.
Зачем же потребовалось такое посредничество? Очевидно, фундатор синагоги стремился к максимальной юридической надежности своего пожертвования. Не было стопроцентной уверенности, что власти все-таки не попытаются закрыть новый молитвенный дом, поставив тем самым под сомнение дальнейшую судьбу его имущества. В то же время еврейская больница в Киеве действовала уже давно (с 1862 года), ее статус юридического лица считался бесспорным. Таким образом, что бы теперь ни случилось с синагогой, новое здание оставалось в распоряжении городской еврейской общины. Параллельно на прихожан синагоги возлагалась обязанность выплачивать в качестве цдаки (благотворительного пожертвования) арендную плату в пользу детского корпуса больницы.
Однако после того, как осенью 1904 года Лазаря Бродского не стало, в его завещании прозвучали новые распоряжения насчет синагоги и больницы. Согласно последней воле мецената, право собственности на синагогальное здание переходило к хозяйственному правлению (уже показавшему на то время свою жизнеспособность). Но и больница материально не пострадала – для пополнения ее бюджета Лазарь Израилевич отписал усадьбу с доходным домом, купленным по соседству с синагогой, по Малой Васильковской (Шота Руставели), 15.
С тех пор прошло немало лет. Хоральная синагога претерпела тяжкие времена гонений на религию, переходы к новым хозяевам, реконструкции. Лишь на исходе прошлого века она вновь стала иудейским домом собраний и молитв. Официально ее теперь именуют Центральной синагогой, но среди киевлян по-прежнему бытует название синагога Бродского.
«Добро» дал Петербург
В конце позапрошлого века евреи составляли заметную часть населения Киева. Иудейская община охватывала купцов и ремесленников, врачей и адвокатов, инженеров и литераторов, музыкантов и певцов… Среди них были крупнейшие предприниматели, владельцы бизнеса с многомиллионными оборотами. Именно в Киеве обосновался Лазарь (Элиэзер) Израилевич Бродский, игравший ведущую роль в отечественной свеклосахарной промышленности. В 1897 году царь Николай II присвоил Лазарю Бродскому звание коммерции советника – согласно официальной формулировке, «по всеподданнейшему докладу Министерства финансов о полезной деятельности на поприще отечественной торговли и промышленности».
Тем не менее, киевским евреям приходилось сталкиваться с серьезными проблемами, связанными с национальной политикой в Российской империи. Еще в 1827 году император Николай I посчитал нужным исключить Киев из так называемой черты еврейской оседлости. Хотя последующие изменения в законодательстве были более либеральны и позволяли селиться в городе отдельным категориям иудеев, их потребность в культурных и религиозных учреждениях была ограничена жесткими рамками правительственных инструкций. К примеру, в июле 1893-го министр внутренних дел Иван Дурново дал знать властям Киевской губернии: «Полагаю необходимым не разрешать евреям устройства в центральной части г. Киева или даже в отдаленных частях постоянной хоральной молельни». Можно было только приспосабливать под молитвенные дома обычные здания, не имевшие сакральных признаков.
Однако миллионер Лазарь Бродский, уже прослывший далеко за пределами Киева «сахарным королем» и выдающимся меценатом, не хотел мириться с подобным произволом. В октябре 1895 года он совместно с киевским раввином Евсеем Цуккерманом подал властям на согласование проект новой синагоги на углу улиц Рогнединской и Малой Васильковской (ныне Шота Руставели), где купил специально для этого земельный участок. Увы, губернское правление, как и следовало ожидать, подчинилось министерским рекомендациям. После двухмесячной волокиты оно ответило отказом.
И тогда Бродский и Цуккерман обжаловали решение местной администрации в Правительствующем сенате. К своему прошению они приложили проект бокового фасада со стороны Рогнединской улицы, который вовсе не имел каких-либо особых признаков синагоги. Сенаторы, рассмотрев представленные документы, согласились с заявлением авторов жалобы, будто бы «здание это лишено внешних архитектурных особенностей, могущих свидетельствовать о цели его предназначения». Они постановили: отказ Киевского губернского правления от согласования проекта признать неправильным, соответствующее постановление его отменить. Что оставалось делать местным властям? Они должны были подчиниться, так как апелляционных инстанций выше Сената в империи не было.
Однако миллионер Лазарь Бродский, уже прослывший далеко за пределами Киева «сахарным королем» и выдающимся меценатом, не хотел мириться с подобным произволом. В октябре 1895 года он совместно с киевским раввином Евсеем Цуккерманом подал властям на согласование проект новой синагоги на углу улиц Рогнединской и Малой Васильковской (ныне Шота Руставели), где купил специально для этого земельный участок. Увы, губернское правление, как и следовало ожидать, подчинилось министерским рекомендациям. После двухмесячной волокиты оно ответило отказом.
И тогда Бродский и Цуккерман обжаловали решение местной администрации в Правительствующем сенате. К своему прошению они приложили проект бокового фасада со стороны Рогнединской улицы, который вовсе не имел каких-либо особых признаков синагоги. Сенаторы, рассмотрев представленные документы, согласились с заявлением авторов жалобы, будто бы «здание это лишено внешних архитектурных особенностей, могущих свидетельствовать о цели его предназначения». Они постановили: отказ Киевского губернского правления от согласования проекта признать неправильным, соответствующее постановление его отменить. Что оставалось делать местным властям? Они должны были подчиниться, так как апелляционных инстанций выше Сената в империи не было.
Получив весной 1897 года вожделенное разрешение, Лазарь Бродский не терял времени. Он выделил на покрытие всех расходов значительную по тем временам сумму – 150 тыс. руб. Реализацией проекта киевского архитектора Георгия Шлейфера занялась ведущая строительная фирма подрядчика Льва Гинзбурга. Всего лишь за год внушительное двухэтажное здание на цокольном этаже было построено, отделано, благоустроено, снабжено всеми необходимыми принадлежностями. Торжество открытия состоялось 24 августа 1898 года (по старому стилю, а по еврейскому календарю – 18 элула), в два часа пополудни. На освящении синагоги присутствовал начальник Киевской губернии Федор Трепов, а также городской голова Степан Сольский, купеческий староста Николай Чоколов и другие почтенные гости. На следующий день газета «Киевское слово» сообщила о ходе церемонии: «Открыта была синагога золотым ключом начальником губернии. При входе гостей встречал сам учредитель синагоги Лаз. Изр. Бродский».
Дочь «короля» и сын барона
Внешний вид синагоги Бродского был выдержан в формах средневековой романской архитектуры, а главный зал эффектно оформили под готику, с ажурным узором арок-нервюр, опиравшихся на два ряда пилонов. Теперь, правда, этот интерьер существенно изменился: в результате реконструкций советского времени, когда синагога Бродского была помещением Театра кукол, зал стал более коротким и приземистым. На уровне второго этажа вдоль стен проходила обширная галерея для женщин; здесь же был устроен специальный зал для брачных церемоний.
Одним из первых значительных событий в новой синагоге оказалось именно бракосочетание, состоявшееся в октябре 1898 года. Дочь Лазаря Бродского Клара вышла замуж за Владимира Гинцбурга – сына Горация Гинцбурга, крупного банкира, промышленника и общественного деятеля, лидера еврейской общины Санкт-Петербурга. В свое время великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг I с согласия царя Александра II пожаловал Гинцбургам баронский титул. Теперь баронессой стала и Клара Бродская, а Владимир Гинцбург присоединился к клану «сахарных королей».
Свадебный обряд проходил под чудесное хоровое пение. Наличие собственного хора давало основание синагоге Бродского называться хоральной. Многие певчие были талантливыми исполнителями – среди них, к примеру, выдающийся еврейский музыкальный деятель Моше-Михаэль Мильнер.
Список тех, кто посещал хоральную синагогу, весьма обширен; он включает имена крупнейших киевских бизнесменов и общественных деятелей. Здесь бывал выдающийся еврейский писатель Шолом-Алейхем (Соломон Рабинович). Надо отметить, что представительный молитвенный дом служил местом богослужений и собраний не только для богачей. Зал в цокольном этаже предоставлялся общине портных, эту молельню так и называли – «портняжная синагога».
Аренда в пользу больницы
Любопытную страничку истории синагоги Бродского представляет ее официальный статус в разные времена. После открытия синагоги Лазарь Израилевич позаботился о том, чтобы передать здание со всем имуществом из своей частной собственности в распоряжение иудейской общины. Но в начальный период эта акция получила несколько неожиданное правовое оформление.
Киевлянам сообщили, что Лазарь Бродский предоставил все права на синагогу… Киевской еврейской больнице. Теперь хозяйственное правление молитвенного дома должно было арендовать здание у больницы, выплачивая ежегодно 6 тыс. руб. Эта сумма шла на нужды детского корпуса еврейской больницы, ранее устроенного Лазарем и его женой Саррой Бродскими.
Зачем же потребовалось такое посредничество? Очевидно, фундатор синагоги стремился к максимальной юридической надежности своего пожертвования. Не было стопроцентной уверенности, что власти все-таки не попытаются закрыть новый молитвенный дом, поставив тем самым под сомнение дальнейшую судьбу его имущества. В то же время еврейская больница в Киеве действовала уже давно (с 1862 года), ее статус юридического лица считался бесспорным. Таким образом, что бы теперь ни случилось с синагогой, новое здание оставалось в распоряжении городской еврейской общины. Параллельно на прихожан синагоги возлагалась обязанность выплачивать в качестве цдаки (благотворительного пожертвования) арендную плату в пользу детского корпуса больницы.
Однако после того, как осенью 1904 года Лазаря Бродского не стало, в его завещании прозвучали новые распоряжения насчет синагоги и больницы. Согласно последней воле мецената, право собственности на синагогальное здание переходило к хозяйственному правлению (уже показавшему на то время свою жизнеспособность). Но и больница материально не пострадала – для пополнения ее бюджета Лазарь Израилевич отписал усадьбу с доходным домом, купленным по соседству с синагогой, по Малой Васильковской (Шота Руставели), 15.
С тех пор прошло немало лет. Хоральная синагога претерпела тяжкие времена гонений на религию, переходы к новым хозяевам, реконструкции. Лишь на исходе прошлого века она вновь стала иудейским домом собраний и молитв. Официально ее теперь именуют Центральной синагогой, но среди киевлян по-прежнему бытует название синагога Бродского.
Понравилась эта статья?
Подпишись на нашу Рассылку И Получай Все Самое Интересное На E-mail!