чт
  • 11
  • пт
  • 12
  • сб
  • 13
  • вс
  • 14
  • пн
  • 15
  • вт
  • 16
  • ср
  • 17
  • чт
  • 18
  • пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • пт
  • 10
  • сб
  • 11
  • вс
  • 12
  • Традиции семейного театра и европейская аристократия

    Традиции семейного театра и европейская аристократия
    14 марта 2018 16:48:51
    1186

    Веками самые известные семьи Европы устраивали в своих домах роскошные театральные представления. Монархи великих держав, дворяне, знаменитые писатели с удовольствием выходили на любительскую сцену сами и разыгрывали пьесы вместе со своими детьми. Считалось,что участие в домашних спектаклях помогает юным аристократам лучше усвоить тонкости поведения в обществе, а также развивает интерес к литературе и искусству.



    Домашний театр английских королев


    Театральные развлечения английских монархов неизменно были связаны с любовью у трона. Самые роскошные маскарады в ренессансной Англии гремели при дворе Тюдоров. Анна Болейн, вторая жена короля Генриха VIII Тюдора, обожала маскарады в античных декорациях, на котором девушки из благородного сословия изображали веселых нимф или амазонок, а юноши – сластолюбивых сатиров. Только избранные удостаивались чести получить приглашение на королевское торжество. Сама королева Анна выходила к подданым в костюме Афродиты, богини любви и красоты. Так Анна демонстрировала двору свою власть над сердцем короля. Которая, увы, продлилась недолго – несколько лет спустя Генрих казнил Анну Болейн за колдовство и супружескую измену.




    Дочь Генриха и Анны, королева Елизавета I Тюдор, десятилетиями вела переговоры о браке с королями Испании и Франции, обещала свою руку то одному, то другому, однако так и не вышла замуж, не желая делиться властью. За такую своеобразную политику ее прозвали «королевой-девственницей». На придворных маскарадах ироничная Елизавета любила наряжаться Артемидой – девственной богиней луны и охоты. Королева появлялась на публике, затянутая в жесткий корсет, непременно с луком и стрелами – оружием древней богини, которое, согласно мифам, та была готова обратить против любого, кто посягнет на ее честь. В рыжих волосах Елизаветы сверкал и переливался драгоценный гребень-месяц, а многослойные юбки искрились золотом.

    В XIX веке другая английская королева, Виктория, популяризовала в высшем обществе новый вид семейного досуга – домашние спектакли. В Германии, откуда был родом ее обожаемый супруг принц Альберт, домашний театр на Рождество был очень популярен, а различные атрибуты спектакля и элементы костюмов передавались в семьях из поколения в поколение. В викторианскую эпоху во время репетиций домашних спектаклей девушки из высшего общества могли познакомиться с будущими женихами.


    Эта традиция просуществовала в Англии до середины ХХ века. Кое-кто из приближенных к британской королевской семье полагает, что королева Елизавета II и ее супруг, принц Филипп, впервые увидели друг друга на одной из домашних постановок, куда будущая повелительница соединенного королевства пришла в костюме… Алладина.


    Театральные забавы в семьях знаменитых писателей


    В просвещенной Европе XIX века идея домашних спектаклей одинаково пришлась по вкусу аристократии и интеллектуалам. Известные писатели не считали зазорным написать сценарий для домашней постановки, светские красавицы – получить в ней роль.


    В викторианской Англии, которая достаточна жестко регламентировала место женщины в обществе, домашние театры стали поприщем, на котором дамы могли козырнуть талантами и показать себя во всей красе. Кетрин Диккенс, жена писателя Чарльза Диккенса, блистала на домашней сцене и прямо оттуда шагнула на подмостки американских и канадских театров. В любительском спектакле «Каждый человек в юморе», спродюссированном Чарльзом Диккенсом, Кетрин так увлеклась ролью, что провалилась в люк и повредила лодыжку. Однако это не остудило ее актерский пыл.




    Французская писательница Жорж Санд, в замужестве – баронесса Дюдеван, помогла сыну Моррису создать в семейном поместье домашний кукольный театр. Она с удовольствием мастерила костюмы для кукол «бураттини». В другое время в Париже окрыленные любовью Жорж Санд и Фредерик Шопен вдохнули новую жизнь в домашний театр – вместе с друзьями не только ставили спектакли и музицировали, но и танцевали комичные балеты.


    На новогодние и рождественские праздники русский писатель, граф Лев Толстой и его супруга устраивали в Ясной Поляне для своих детей гуляния с ряжеными – «медведями», «турчанками», «поводырем». К семейному столу на День Богоявления подавали праздничный пирог с одним-единственным бобом. Кому в пироге попадался боб, тот и становился «королем» – главным героем театральной импровизации.


    На бал-маскарад у графа Толстого гости голубых кровей выбирали броские и неожиданные костюмы – наряжались французскими солдатами, куртизанками, горбатыми шутами. Старшая дочь писателя Татьяна описала один из веселых маскарадов-перевертышей для детей, на который ее нарядили маркизом – в голубой кафтан и мужские панталоны, а брату Сереже досталась пышная юбка маркизы. Татьяна Толстая и сама придумала для домашних святочную забаву – изобразить «настоящего» Льва Николаевича в окружении частых гостей дома, которых все хорошо знают.




    Домашний театр был популярен и в семье Михаила Булгакова. Мать писателя, Варвара Алексеевна, на каждое Рождество писала для детей новый рассказ или сказку. А во взрослой жизни любимой забавой склонного к мистике и театрализации Булгакова было собрать друзей за столом на «спиритический сеанс». Писатель загодя обзавелся стальным прутиком, на который сверху надевал перчатку. Когда во время сеанса тушили свет, он игриво протягивал «прутикувую руку» к коленям и головам любителей поболтать с нечистой силой, вызывая хаос и нервный смех.


    Привычки киевской старины


    После революции советская власть очень быстро отменила маскарады, объявив их «буржуазным развлечением» во всех городах бывшей Российской империи. Но в старых киевских семьях традиции домашнего театра продолжали жить.

    В 2012 году на новогоднем «Балу принцев» я познакомилась с баронессой Татьяной Николаевной Штейнгель – последней из киевской ветви дворянского рода Штейнгелей. Эта семья немецких аристократов построила особняки на Бульварно-Кудрявской и на Ярославовом Валу в Киеве, а также замок Ласточкино Гнездо в Крыму.

    Родители с малышами в сказочных маскарадных костюмах напомнили Татьяне Николаевне о далеком детстве. Каждый год 25 января, в Татьянин день, в киевской квартире Штейнгелей собирались дети. Барон Николай Штейнгель организовывал спектакли и концерты для семьи и друзей. На Рождество все вместе садились мастерить елочные игрушки, читали книги вслух, пели песни и участвовали в конкурсах. Телевизора не было в доме до 1970-х годов – барон Штейнгель был категорически против. «Я еще в состоянии повести супругу в театр!» – говорил он. И они ходили всей семьей – в театр, в оперетту, в филармонию. Николай Штейнгель работал главным инженером на строительстве моста Патона, но в нем всегда жила тягу к театральному искусству, унаследованная от многих поколений титулованных предков.


    Баронессе Татьяне Штейнгель вовлеченность современных детей в театральные мероприятия пришлась по душе. «Детям в театрализованной форме показывают, как надо вести себя в обществе, ведь этикет – это основа основ. А если однажды вежливость к маленькой партнерше по играм перерастет в благородное поведение по отношению к любимой женщине, это станет лучшим продолжением аристократических традиций в 21 веке», – считает баронесса.



    ИСТОЧНИКИ

    https://ria.ru/weekend_art/20120713/698521384.html 


    https://www.proza.ru/2015/09/06/122


    http://www.bbc.com/ukrainian/features-russian-42049995 


    http://www.liveinternet.ru/users/2715353/post200101610/ 


    http://www.turgenev.org.ru/e-book/vestnik-10-2003/teatr_tolstoy.htm 


    wikipedia


    Интервью в журнале «Панорама», 2012 г.