пт
  • 12
  • сб
  • 13
  • вс
  • 14
  • пн
  • 15
  • вт
  • 16
  • ср
  • 17
  • чт
  • 18
  • пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • пт
  • 10
  • сб
  • 11
  • вс
  • 12
  • пн
  • 13
  • Возрождение рек: украинцы в общемировом тренде

    Возрождение рек: украинцы в общемировом тренде
    31 октября 2018 11:32
    2182

    Киев при поддержке крупного бизнеса и активистов будет поднимать из-под земли реку Почайна, используя уникальный опыт Сеула. Подробнее - в материале нашего постоянного автора Татьяны Матычак.

    Этой осенью в столице Украины началось возрождение одной из ее древних водных артерий – реки Почайны. Данный план ревитализации станет первым опытом такого масштаба в Украине. Его реализуют при участии крупного бизнеса, который понимает, насколько важно улучшать стандарты жизни жителей города.

    «Год назад совместно с департаментом градостроительства и архитектуры Киевской городской государственной администрации мы провели Всеукраинский архитектурный конкурс на ревитализацию речки и обустройство парка возле нее», - рассказала Family Office Аннабелла Морина, основательница и глава общественной организации «Общественное движение Почайна».

    Тогда выиграла проектная концепция, которая предусматривает, что часть наземной Почайны, текущая в бетонном коробе и откосах, будет течь в природных берегах, а подземную часть выведут на поверхность. Проектирование для части реки уже началось, а реализация всего проекта планируется на следующий год.

    Чтобы сделать этой проект успешным, киевляне изучали опыт южнокорейского Сеула. Там осуществили самый известный в мире проект по «оживлению» водоема – подняли на поверхность 6 км реки, которые ранее были закованы в коллекторы глубоко под землей.

    Делегация из Сеула приезжала в Киев в декабре 2017 года в рамках мероприятия «Открытая встреча киевских и сеульских властей по поводу обмена опытом по возрождению рек». В составе делегации был и профессор Чон-Хо Шин (университет Конкук) – человек, возрождавший реку в Сеуле. Теперь он помогает Киеву оживить свои малые реки.

    Киевские власти во главе с мэром Виталием Кличко также планируют нанести ответный визит в Сеул. Во время него ожидается подписание совместного меморандума, который будет включать и пункт по возрождению реки Почайна.

    Сеул: освобождение реки Чхонгечхон

    Сеульская речка Чхонгечхон является притоком реки Хан, протекающей через Сеул подобно Днепру в Киеве. Ее название переводится как «поток чистой воды в зеленой долине». Но в ХХ веке урбанизация превратила Чхонгечхон в сточную канаву: около 500 труб сливали в нее нечистоты. Чтобы избавиться от грязи в центре города, в 1954-1955 годах река была помещена в бетонный короб, а в 1958-1978 – дополнительно накрыта сверху. В 1967-1976 годах над ней построили десятиполосное шоссе, к которому впоследствии добавили еще четыре полосы на эстакаде.

    ХХІ столетие в таких странах будущего, как Южная Корея, ознаменовалось возвращением к природе и жизни в гармонии с ней. И уже в июле 2002 года ранее предложенный общественностью проект по ликвидации шоссе и восстановлению реки Чхонгечхон поддержал мэр Сеула – Ли Мён Бак. Планом предусматривалось, что экономические потери близлежащих предприятий, которые лишаются подъездных путей, должны быть сведены к минимуму. Для этого в сентябре 2002 года при офисе проекта был создан Комитет граждан, который провел около 4000 встреч с жителями города. Мэр Сеула встречался с горожанами по этому поводу каждую субботу с утра, в 8:00.

    Работы были начаты в июле 2003 года. И уже в октябре 2005-го 10-полосное бетонное шоссе в центре Сеула превратилось в 6 км водного коридора, окруженного 28 га открытого пространства зелени.

    В строительных работах по восстановлению реки было задействовано шесть фирм и четыре проектные компании, которые объединились в совместное конструкторское бюро. «Снос автомагистрали превратился в эпохальное событие, поскольку районы вдоль реки были густо заполнены торговыми палатками. Их владельцы активно сопротивлялись переменам. Тем не менее, дорожное покрытие убрали, освободив русло реки. Общий вес снесенных конструкций составил 907 000 тонн, в том числе 79 000 тонн бетона, 82 000 тонн асфальтобетона и 35 000 тонн стали», - рассказывает Аннабелла Морина, детально изучившая опыт корейцев.

    И хотя сперва жители города протестовали против планируемой перепланировки, именно успех проекта по ревитализации Чхонгечхона помог мистеру Ли выиграть выборы президента Республики Корея. Этот пост он занимал с 2008-го по 2013 год.

    Фото: TwilightShow / iStock by Getty Images

    Сейчас ревитализированная часть Чхонгечхона разделена на три сектора по 2 км длиной. Первый сектор представляет историю и традиции, второй – культуру и современность, а третий – природу и будущее. После восстановления реки за первые три месяца ее посетили около 10 млн человек – четверть всех жителей Южной Кореи.

    Основные факты о ревитализации Чхонгечхона*

    • Снесено 5,4 км бетонного покрытия дороги и эстакад

    • Сформировано 5,7 км нового водотока и русла реки

    • Обустроено дополнительное водоснабжение объемом 120 000 куб. м/день через трубопровод длиной 10,9 км

    • Построено 22 моста

    • Осуществлено озеленение 5,8 км территории

    • Стоимость работ по восстановлению реки составила $305 млн

    * Данные ОО «Общественное движение Почайна».

    Лейпциг: возрождение каналов и создание озер

    Немецкий город-побратим Киева – Лейпциг – еще в XII веке обустроил множество каналов для работы мельниц и ткацких станков, а также ликвидации последствий наводнений. Однако ХХ век внес свои коррективы: городская промышленность принялась сливать в эти живописные каналы свои отходы. Чтобы не заниматься очищением стоков, городские власти пошли по более легкому пути: в 1950-е годы около 3 км каналов были закованы в коллекторы или засыпаны землей.

    В результате изменилась экосистема Лейпцига, и город стал страдать от наводнений. Осознание проблемы появилось в 1980-е годы, но лишь в 2000-х общественные активисты смогли перейти от слов к делу и начать восстановление каналов.

    В 2007 году завершились очистка и восстановление первого километра канала. Работы обошлись в €20 млн. С тех пор каждые три-пять лет реализуется очередной этап проекта по ревитализации городских водоемов: откапываются каналы в центре города и очищаются водоемы в промзонах и на окраинах.

    Фото: LVZ

    В пригороде на месте бывших угольных карьеров создается сеть озер «Лейпциг Нойзеенланд». Сейчас их общая площадь составляет 86 кв. км, но, по данным сайта investoren-neuseenland.de, к 2030 году она будет увеличена до 100 кв. м. Стоимость проекта оценивается в не менее, чем €3,5 млрд, и его уже сейчас называют одним из самых амбициозных в Европе по масштабам ревитализации.

    Киев: спасение Почайны как первый шаг

    История Киева мало чем отличается от похожей ситуации в других урбанизированных городах мира. Киевляне еще с XVIII века перестраивали город, заковывали реки под землю и бетонировали поверхности над ними. Первой в коллектор в Киеве в самом начале XIX века попала речка Глыбочица, которая сейчас протекает под землей между улицами Верхний и Нижний Валы.

    В результате нарушилась гармония между естественным и урбанизированным ландшафтом. Восстанавливать ее, следуя зарубежным примерам, будут с реки Почайна, естественное течение которой на данный момент сильно изменено. Сейчас эта водная артерия состоит из шести озер: Иорданского, Кирилловского, Андреевского, Птичьего, Лугового и Минского. Вытекая из самого южного – Иорданского – Почайна 250-270 м проходит под землей, затем выходит на поверхность за проспектом Степана Бандеры и течет по промышленным складским районам в направлении станции метро "Почайна" (ранее – "Петровка"), сворачивая затем к днепровской затоке Вовкувата. Это последний, оставшийся речным и наземным, участок русла Почайны – длиной до 2 км. Вдоль него расположен одноименный парк Почайна, созданный Киевсоветом в 2017 году по проекту депутата Константина Богатова – второго учредителя ОО «Общественное движение «Почайна».

    Возрождать эту речку и собираются киевские активисты. «Мы показали корейцам Почайну, и они вдохновились нам помогать. В ней, по преданию, жил дракон – бог Велес, который был хозяином реки. А корейцы любят драконов, это им близко», - рассказывает Аннабелла.

    Подземное русло Почайны проходит под земельным участком, который находится в аренде у крупного бизнеса – частной компании. И она готова открыть этот участок и вывести реку на поверхность. Примерная стоимость реализации проекта – от $1 млн.

    «Бизнес пошел на это благодаря активной позиции местных жителей, которым дорого озеро Иорданское, историческая Почайна, которые хотят, чтобы рядом с домом была красивая природа, а в подвалах не стояла вода», - говорит Анабелла Морина.

    Судя по исследованиям гидрологов, после того, как Почайну запустили под землю в коллектор, подтопления участились. Аналогичная ситуация была в Сеуле. Ведь когда все реки под землей, а на земле асфальт, дождевая канализация перестает справляться с поступающими в нее водами. «Надо увеличивать количество природного ландшафта в городе. Поэтому в отношении подземного русла, насколько мне известно, сейчас ведутся научные изыскания и проектные работы», - объясняет Аннабелла.

    Открытая часть русла Почайны частично течет в бетонном коробе (есть и стенки, и днище), в бетонных откосах (только стенки) и в природных берегах. «Выигравшая архитектурная концепция предусматривает сделать все берега природными, извилистыми, а вдоль них пустить дорожки, обустроить парк. Ее проектирование, надеюсь, состоится уже в этом году, а в начале следующего можно будет сделать природным первый кусочек русла», - объясняет Аннабелла.

    Проект ревитализации водной системы Почайны также предусматривает установку очистных сооружений. Для начала – на двух из 22-х имеющихся коллекторах, через которые в ее озера и речку впадает подземная водная сеть – ливневка, состоящая из более десятка рек, закованных под землей. «В ливневку часто врезают канализацию. А чтобы найти нарушителей, нужно брать специальный робот, искать, добиваться разрешения на осмотр помещения потенциального нарушителя, но штраф затем составит копейки», - говорит Анабелла Морина.

    Именно поэтому проще очищать воду в ливневке, чем искать посягателей на ее чистоту. В дальнейшем, чтобы вернуть городу привычный климат, необходимо установить очистные сооружения на каждом выходе из каждой ливневки и провести ревитализацию рек. Речь идет не только о Почайне, но и об ее исторических притоках – речках Сырец, Коноплянка, Западинка, Курячий Брод и др.

    Украина: судьба малых рек Лыбедь, Винничка, Полтва

    Лыбедь – еще одна древняя киевская река, которую активисты хотят очистить и частично поднять на поверхность. Первое упоминание о ней в летописях датируется 968 годом.

    Сейчас значительная часть Лыбеди течет на поверхности, но находится в запущенном состоянии. Поэтому главной задачей в данном случае будет очистка ее от грязных стоков ливневки и мусора, а также обустройство берегов. А уже после этого планируется доставать из труб ту небольшую часть реки, которая в них спрятана. Этим проектом занимаются активисты общественных организаций «Либідь Є» и «Водний рух Київщини». Но их задача усложняется тем, что Лыбедь, в отличие от Почайны, течет не по территории со складскими помещениями и зелеными насаждениями, а практически по центру города, где идет борьба между застройщиками за каждый квадратный метр территории.

    Винничка – пример малой речки в регионах, которую также не позволяют уничтожить местные активисты. Начиная с 2014 года, они расчищают от бытового мусора притоки Южного Буга – пять малых речек Винницы. Кроме того, уже закуплен земснаряд для очистки Южного Буга от намула.

    «На речке Винничка мы хотим сделать общественное пространство для семей с детьми. Уже сейчас мы устраиваем развлечения и фестивали для детей. Пока процесс идет медленно, так как делаем все силами волонтеров», - рассказала Людмила Сломинская, эколог и инициатор проекта «Спаси малую речку. Винница».

    Полтва – пока нереализованный, но по-прежнему держащийся на слуху пример возможной ревитализации реки в центре города. Эту реку во Львове несколько лет назад планировали поднимать на поверхность, но временно отказались от этой идеи. «В первую очередь, здесь стоит вопрос землепользования и собственников земельных участков, которые в центре стоят очень дорого. Я сомневаюсь, что в ближайшее время удастся его решить», - объясняет Наталья Гозак, эксперт WWF.

    Почему необходимо возвращать реки

    К вопросу ревитализации рек придется обязательно вернуться еще не раз, и не только Львову. «Это необходимо в современном мире, так как такие мероприятия позволяют сделать город более адаптированным к изменению климата: защищают от наводнений, уменьшают эффект острова тепла, создают «остров прохлады» и бриза в течение суток», - уверяет Наталья Гозак.

    То, что водоемы создают определенный микроклимат, подтверждает исследование эколога Виктора Вишневского, которое показало, что температура вокруг водоемов и зеленых насаждений значительно ниже, чем вокруг многоэтажных домов-новостроек. «Также улучшается доступ кислорода, появляется благоприятная среда для развития флоры и фауны, что в условиях каменных джунглей крайне важно», - говорит Катерина Чумак, эколог, соосновательница ОО «Водний рух Київщини».

    Однако, по ее словам, важно, чтобы такие проекты были обязательно согласованы со специалистами. Ведь сначала реки насильно «заковали» в бетон, изменив их русло, а теперь их надо снова доставать оттуда. Поэтому необходимо учитывать гидрологический режим и другие принципиальные характеристики водоемов. Тогда доброе дело не приведет к катастрофе вроде наводнений в дождливый период или во время таяния снега.