вт
  • 16
  • ср
  • 17
  • чт
  • 18
  • пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • пт
  • 10
  • сб
  • 11
  • вс
  • 12
  • пн
  • 13
  • вт
  • 14
  • ср
  • 15
  • чт
  • 16
  • пт
  • 17
  • Без собственного желания: что происходит с открытостью информации

    Без собственного желания: что происходит с открытостью информации
    iStock by Getty Images
    26 сентября 2018 11:00:16
    1120

    В мире идет борьба за прозрачность информации. И чем больше зависит от тебя и твоего решения, тем больше взглядов к тебе приковано. В центре внимания прежде всего - все ведущие политики, бизнесмены, журналисты, общественные лидеры. Корреспондент Family Office Оксана Слободян изучила историю вопроса и влияние политики открытости на Украину.

    В Business Dictionary слово «прозрачность» (transparency) имеет четыре определения. Обобщив их, получим следующее: понятность и ясность правил для всех участников свободного и открытого обмена, а также доступность информации, необходимой для сотрудничества, партнерства и принятия решений.

    То есть наш девиз – делать бизнес честно и так же честно об этом сообщать: существующим и потенциальным партнерам, государству, а также клиентам.

    Но, как говорит житейская мудрость, императив честности не всегда оправдывает себя, и порой может навредить больше, чем принести пользы. 

    Стоит ли открывать карты? 

    И что, кроме этической дилеммы и популизма в политике, стоит за требованием открытости бизнеса? 

    Попробуем в этом разобраться.

    Как принципы прозрачности декларируются и реализуются в Европе

    «Международный тренд – увеличивать прозрачность бизнеса, прозрачность корпоративных связей, уменьшать участие оффшорных компаний, которые фактически хотят скрыть конечных бенефициаров», – комментирует Александр Леменов, основатель общественной организации StateWatch.

    Напомним, что нормативными актами, созданными для регулирования финансовых потоков в Европейском союзе и предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма, являются «антиотмывочные директивы» (Anti-Money Laundering Directive), согласно которым страны ЕС обязаны публиковать информацию о бенефициарных собственниках компаний, трастов и частных фондов. Получить информацию из базы данных можно, предварительно пройдя идентификацию лица, запрашивающего сведения. В мае 2018 года была утверждена уже пятая Директива, которую страны - члены ЕС должны имплементировать в национальное законодательство до середины 2019 года. 

    «Четко определено направление – расширение полномочий подразделений финансовой разведки ЕС и улучшение доступа этих структур к информации, включая централизованные реестры банковских счетов», – уточняет исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) Елена Коробкова.

    Примером подобного проекта, реализованного на уровне государства, может служить Реестр прозрачности (Transparenzregister) в Германии. Компании и другие юридические лица должны были предоставить детальные сведения о бенефициарах до 1 октября 2017 года, если подобная информация на тот момент не находилась в доступе посредством других публичных реестров. Доступ к поиску информации в Реестре ранжируется в зависимости от роли и полномочий инспектирующего лица. Так, полный доступ к базе может быть предоставлен властям в пределах выполнения определенного задания, в то время как отдельная информация может быть предоставлена любому лицу, если его интерес будет легитимно обоснован.

    По мнению Елены Коробковой, «европейцы движутся к обеспечению единства реестров национальных банковских и платежных учетных записей или созданию централизованной системы поиска данных во всех государствах-членах».

    Политика прозрачности информации в Украине

    В ряде законодательных актов Украины аналогичным образом было прописано требование о раскрытии конечного бенефициарного собственника юридического лица. Как уточняет Александр Леменов, «речь идет о лице, часто юридически не связанном с юридическим лицом, но принимающим ключевые решения».

    «Украина стала одной из первых стран, внедривших требования FATF для раскрытия конечных владельцев. Кроме того, Украина одной из первых объявила о присоединении к Глобальному реестру бенефициарных собственников», – отмечает Евгений Ангел, научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций.

    Так, 25 мая 2015 года вступил в силу Закон Украины от 21.05.15 № 475-VIII «О внесении изменений в Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно сведений о конечном бенефициарном собственнике (контролере) юридического лица». Эксперты подчеркивают важность принятия данного закона и его имплементации. 

    Елена Коробкова уверена, что «это очень важное решение. Законодатель внедрил важную процедуру. Юридические лица обязаны предоставлять государственному регистратору определенные данные, которые стали отображать в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц – предпринимателей».

    Евгений Ангел также отмечает важность данного требования для нашего государства: «Это очень позитивно повлияло на состояние открытости информации в Украине. Раскрытие конечных бенефициаров является одним из главных достижений в этой сфере».

    Говоря о принципе прозрачности в более общих чертах, согласно исследованию, проведенному Transparency International в Украине в 2016 году, только 38% частных и государственных украинских компаний придерживаются принципа прозрачности и отчетности. Почти 62% далеки от стандартов прозрачности, что свидетельствует о явном разрыве между формальным стремлением соответствовать мировым трендам информационной политики и ведением бизнеса в современных украинских реалиях.

    Елена Коробкова призывает не переоценивать последствия требований к открытию информации о конечных бенефициарах в ЕГР, так как угрозы рейдерства, вымогательства и коррупции в Украине остаются актуальными проблемами для украинских бизнесменов. Это приводит к игнорированию требований к открытости информации. «Сокрытие реальной структуры собственности является широко распространенным инструментом защиты в местной бизнес-среде», - отмечает эксперт.

    Исключения из правил на данный момент, к сожалению, не так многочисленны. «Можно констатировать, что информационная открытость и прозрачность являются нормой там, где в наличии мотивированность или потребность привлечь инвестиции и кредиты от сторонних инвесторов, либо контроль со стороны НБУ или НКЦБФР, или культура «материнских» (обычно иностранных) структур», - отмечает эксперт. Так, позитивными примерами в следовании политики прозрачности, по мнению Елены Коробковой, являются в основном банки, контролируемые НБУ, некоторые эмитенты акций и облигаций, присутствующие на украинском фондовом рынке, и филиалы транснациональных компаний.


    Возможности и преимущества информационной открытости для бизнеса в Украине

    Почему прозрачность и доступность информации – это важно?

    Во-первых, возможность получить достоверные данные о деятельности компании обеспечивает высокий уровень доверия к ней со стороны партнеров, инвесторов и клиентов. Как подчеркивает Евгений Ангел, «открытость такой информации не только способствует предотвращению коррупции, но и дает новые возможности для работы бизнеса. С помощью открытых реестров (в т. ч. ЕГР) предприниматели могут узнать важную информацию о потенциальных партнерах или конкурентах».

    Елена Коробкова также обращает внимание на преимущества доступности информации для бизнеса. «Сегодня много компаний для подписания важных контрактов и определения целесообразности участия в различных тендерах - как внешних, так и внутренних - пользуются открытыми данными. Для оценки, идентификации и анализа изменений по клиентам и контрагентам это весьма удобный деловой инструмент».

    Говоря более глобально - об имидже страны, становится очевидно, что соответствие мировым стандартам открытости информации крайне необходимо. «Если нам дают деньги, то предъявляют условия, в которых прописаны все то, о чем мы говорим – раскрытие информации о конечных бенефициарах, прозрачности и т. п. Независимо от того, выполняются ли эти условия, это то, чего требует от нас европейское сообщество», - подчеркнул Александр Леменов.

    Вектором улучшения ситуации в Украине является «золотая середина» между рисками и преимуществами обнародования информации: «Для того, чтобы прозрачность и открытость бизнеса стали общим стандартом в Украине, следует обеспечить адекватный баланс между мотивацией к открытости (а это возможности развития, недоступные для «закрытых» игроков) и рисками (рейдерство, вымогательство)», - резюмирует Елена Коробкова.