чт
  • 14
  • пт
  • 15
  • сб
  • 16
  • вс
  • 17
  • пн
  • 18
  • вт
  • 19
  • ср
  • 20
  • чт
  • 21
  • пт
  • 22
  • сб
  • 23
  • вс
  • 24
  • пн
  • 25
  • вт
  • 26
  • ср
  • 27
  • чт
  • 28
  • пт
  • 29
  • сб
  • 30
  • вс
  • 31
  • пн
  • 1
  • вт
  • 2
  • ср
  • 3
  • чт
  • 4
  • пт
  • 5
  • сб
  • 6
  • вс
  • 7
  • пн
  • 8
  • вт
  • 9
  • ср
  • 10
  • чт
  • 11
  • пт
  • 12
  • сб
  • 13
  • вс
  • 14
  • Cтрана, берегущая счастливых людей

    Cтрана, берегущая счастливых людей
    Getty Images/Global Images Ukraine
    07 августа 2019 12:50
    835
    Партнер проекта: Укргазбанк

    Это не просто путевые заметки о суровой и прекрасной стране Скандинавского полуострова, а скорее внимательный взгляд на эко-мышление датчан и составные датского хюгге. Их для читателей Family Office подготовила наш постоянный автор Елена Примак, а партнер Укргазбанк, внедряющий эко-банкинг во всех его проявлениях, поддержал.

    Копенгаген прекрасен сочетанием сказочности и современности, нордических блондинов и иссиня-черных мигрантов, королевских дворцов и Христиании с ее запахом каннабиса. Андерсоновская Русалочка все также сидит на своем месте у моря, где проплывают сотни кораблей, а вода остается чистой и контролируемой властями. Розенборгская сокровищница по-прежнему полна драгоценностей, а налоги составляют чуть ли не половину доходов работающих датчан. Поразило меня другое: как эта маленькая страна, имеющая скромные природные ресурсы, может правильно формировать нацию и оказаться лидером среди больших европейских держав хотя бы уже потому, что ее народ считает себя самым счастливым в мире.

    Стиль определяется климатом

    Первое впечатление от Копенгагена – окна домов. Окна создают стиль города. Их или мало на фасаде (все-таки северная страна), или много и они – разной величины (квадраты, прямоугольники большие и поменьше одновременно), либо «глаза домов» выпуклые/утопленныев стену. Окна или имеют деревянные рамы с красивыми переплетами, или это современные теплоизоляционные конструкции в пол; тонированные черные стеклянные фасады, отражающие воду и небо, или скошенные под угол крыши в мансардах, манящие звезды– фантазии архитекторов нет предела. Архитектура города лаконична, порой даже аскетична, но за счет окон экстерьеры домов разнообразны. Как правило, без тюля и штор, разве что на ночь хозяева опускают жалюзи. Раньше бытовало мнение, мол, никто из жителей Cкандинавского полуострова не стесняется показывать приватную жизнь, потому не задвигает занавески. На поверку все оказалось гораздо прагматичнее: в северных странах мало солнечного света, здесь ловят каждый лучик, и окна содержат в кристальной чистоте, ведь грязные стекла крадут до 10% освещения.

    А фасады домов в историческом центре Копенгагена, в Новой Гавани, не зря яркие и разноцветные – это и стремление воссоздать сказочный город, и психологическая необходимость поднимать туристам и горожанам, живущим в месте внезапных ветров и дождей, настроение.

    Сегодня Дания считается лидером современного промышленного, декоративного и прикладного дизайна. Работы ее выдающихся градостроителей заслуженно получают мировое признание, вспомним хотя бы неповторимый оперный театр в Сиднее, созданный Йорном Уотзоном. Неслучайно современные студенты-архитекторы готовят дипломные работы не на абстрактные темы, а проектируют реальные объекты, которые будут строиться в Копенгагене. Здесь интеллект не только развивают, но берегут смолоду. Будущие зодчие могут ткнуть пальцем в карту города и сказать, что, мол, вот тут у центральной площади будет стоять парковка для велосипедов, эскиз которой я сейчас рисую.

    И, казалось бы, такие производственные здания, как мусороперерабатывающий завод, должны быть где-то далеко на периферии. Ничуть не бывало: в Копенгагене – это демонстрируемый с моря объект, которым гордятся, потому что он не только помогает сберечь экологию, генерируя электроэнергию из отходов, но, кроме этого, зимой его огромная скошенная крыша становится трамплином для любителей кататься на лыжах. Датчане, не имеющие своих гениальных художников, последнее столетие уделяют повышенное внимание дизайну, создав в течение нескольких десятилетий собственное направление в прикладном искусстве, отличающееся минимализмом, простотой и функциональностью. Так бережно они относятся к гармонии рукотворной архитектуры и климата, дарованного свыше.

    Энергосбережение – обязательная черта стиля

    Об одной из построек города, воплотившей инновационный подход, хотелось бы рассказать подробнее. Это UN City – штаб-квартира ООН в Копенгагене. Уникальная структура принимает 1700 сотрудников и в плане имеет форму восьмиконечной звезды, которая является метафорой работы ООН в разных частях света. Высоким стандартам безопасности было уделено главное внимание при проектировании нового головного офиса. Некоторые из сотрудников представительства волнуются, когда наблюдают швартовку паромов из окон: кажется, что огромный корабль не впишется в канал и врежется в здание – так до миллиметра рассчитаны размеры протоков и двора UN City. Расположенное на искусственном острове, здание естественно ограждено морем, но в то же время остается видимым как из города, так и с воды.

    UN City «одето» в перфорированные алюминиевые жалюзи, которые управляются с рабочих компьютеров персонала. Здесь электричество автоматически включается, когда человек заходит в комнату и нуждается в освещении, и отключается, когда помещение пустеет. Центральная скульптурная лестница, как утверждают, сооружена из черных лакированных крышек роялей, отслуживших свое, но выглядит при этом модерново. Лестница соединяет все этажи внутреннего пространства, легко просматриваемого, уютного из-за различной по стилю мягкой мебели и живой зелени. Картина-абстракция на стеклянной двери у конференц-зала часто принимается неискушенным взглядом за разбрызганную краску, а на самом деле – это дорогостоящая работа современного художника.

    Авторы проекта UN City получили престижную премию Green Building Award 2012 от комиссии Евросоюза не случайно. Дело в том, что штаб-квартира ООН в Копенгагене – одно из самых экоустойчивых и энергоэффективных зданий в Европе, ему присвоен «Платиновый» статус по рейтинговой системе LEED. На крыше установлены почти 1500 фотогальванических панелей, вырабатывающих 297 000 кВт/ч электроэнергии в год. В системе контроля климата используется холодная морская вода, а благодаря технологии сбора дождевой воды удается экономить до 3 млн литров в год. Этого объема хватает для обеспечения работы всех санузлов и душевых кабин учреждения. Вот вам чисто датская функциональность и бережливость природных ресурсов!

    Электронный быт – норма

    Разумный инновационный подход датчан характерен не только в строительстве. Первый день пребывания в Копенгагене впечатлил автоматом с неизвестным назначением. В парке развлечений «Тиволи» есть много разных ресторанчиков, кафе и просто площадок, где пьют вино и пиво, но нигде не встречалась использованная тара. Ситуацию прояснил пожилой господин: он опустил в автомат помятые пластиковые стаканчики, нажал кнопку, забрал кроны и ушел довольный. И так не только в парке развлечений – так по всему городу и, думаю, по всей стране. Жестянки и бутылки тоже принимают за деньги автоматы в супермаркетах. Результат – экономия, чистота, сохраненная экология.

    Уважением к окружающей среде я поначалу объясняла и пристрастие датчан к велосипеду. Ведь в свое время датский архитектор Ян Гейл сосредоточил свою карьеру на переориентацию городского дизайна для пешеходов и велосипедистов. Кажется, что половина населения столицы крутит педали из любви к здоровому образу жизни и сохранению свежего воздуха в городе. Отчасти это так, но в то же время выяснилось, что в вопросе приобретения авто доминируют высокие налоги. Налог на покупку машины составляет 100-180% (да-да, сто–сто восемьдесят процентов) в зависимости от марки.

    Городской транспорт на датских улицах – это в основном автобусы и такси, электрички и метро. Если учесть дороговизну автомобилей, услуг такси и высокие цены на билеты в транспорте (около €3), то становится ясно, почему среди датчан так популярно передвижение по городу на велосипедах. На них не только ездят на прогулки – многие специалисты и до работы предпочитают добираться именно таким способом. Практически возле каждого офисного здания предусмотрена специальная парковка для велосипедов,в пригородных S-Train есть специальный вагон для их перевозки, а возле станций метро – огромные «завалы» великов.

    Кстати, о метро. Оно серебристого цвета, красивое, просторное, хотя поезд состоит всего из трех вагонов. Ездит без машинистов, потому что управляется электроникой, в первом и последнем вагонах – большие ветровые стекла, открывающие вид на освещенный тоннель. Билет можно купить либо банковской картой, либо SMS. Предъявлять его некому, турникеты отсутствуют – так культивируется доверие к гражданам. Но служба контроля все же существует, и «зайцев» ждет внушительный штраф – около €100. Действителен одноразовый билет в течение часа.

    Телефоном можно оплатить и прокат самокатов, которые, как и велосипеды, ждут ездоков на каждом шагу. В музеях не нужен живой гид, подключаешься к Wi-Fi, настраиваешь аккаунт, выбираешь язык и получаешь информацию (замечу, что в перечне отсутствует русский). Оказывается, значительная часть IT-технологий, которыми мы сейчас пользуемся (например, Bluetooth), изобретены именно датчанами, поэтому почти все здесь компьютеризировано, да и сами айтишники в чести. В Данию приезжает работать немало украинских специалистов–политика страны приветствует трудовых мигрантов. Новысокий налог, а с зарплаты он составляет 36-40%, делает в итоге их заработок таким же, как и в Украине, где все остальное в разы дешевле. Но датских специалистов власть бережет, лелеет, всячески мотивирует оставаться в стране.

    Алгоритм датского счастья

    Небольшая квартира под крышей, которую мы сняли в Копенгагене, принадлежала архитектору лет за 40. Она демонстрировала черты скандинавского стиля: все эргономично устроено, поделено на зоны (обеденная, рабочая, отдыха), с элементами хюгге (композиции из природных камней, кресла-мешки, домотканые коврики, зональные светильники и свечи, которые запрещалось жечь во избежание пожара, горшки с перчиками и базиликом). Отдельно в углу – горка с десятком бутылок вина из Евросоюза в свободном доступе. Возможно, это было обычное доверие хозяина к людям, а возможно – гостеприимство. Ведь, следуя правилам хюгге, стоило налить бокал, включить музыку, удобно устроиться и наслаждаться моментом: ты наконец-то попал в страну, где живет самая счастливая нация в мире.

    А нация уже более 80 лет воспитывает свой народ на законе Янте (это вымышленный город со сводом правил из книги датско-норвежского писателя Акселя Сандемусе), не признающего индивидуализм, а культивирующий принцип равноценности всех членов общества. Уже со школы в детях развивают умение не переживать, если сегодня ученик оказался не лучшим или не таким, как все – придет время и станет. Учат спокойно воспринимать победы и поражения. Гораздо важнее научиться в школе общаться с ровесниками, стать самостоятельным, воспитать культуру по отношению к природе прежде всего. На этом базисе вырастают дети и входят во взрослую жизнь с четкими понятиями о справедливости и равенстве, строят ту страну, в которой хотят жить, и в итоге называют себя счастливыми.

    Вот и среднестатистическая датская семья, где мама – бывшая киевлянка, а сейчас уже подданная Королевства Дания, считает себя вполне счастливой. Работающие с 8:00 до 16:00, родители после всех вычетов имеют €8 тыс. в месяц. Растят двоих детей 10 и 11 лет, выплачивают кредит за небольшой домик в пригороде Копенгагена, ресторан позволяют себе редко, ездят на работу электричкой. Мама возвращаться в Украину не хочет, хотя в свое время ей пришлось поднимать малышей без бабушек и няни (высокооплачиваемая услуга). Но здешние садики, считающие насморк и кашель без высокой температуры обычным явлением, сильно выручили. Как и школа, в которой дети, проведя свой учебный день, возвращаются домой спокойными. В семье не принято ругать правительство, зато позволительно выражать свое обожание королевой.

    79-летнюю Маргрете ІІ любят и превозносят все датчане, гордясь ее талантами и уважая за справедливость и открытость. Она по праву считается королевой-интеллектуалкой: блестяще образованна, пишет картины, иллюстрирует книги, рисует декорации и костюмы к театральным постановкам. Но при этом неимоверно близка к народу: ездит в метро, может выйти на любой станции, чтобы съесть национальный смёрребрёд (поэтому их смело покупают везде без боязни отравиться), курит, пользуется косметикой. Несмотря на почтенный возраст, она энергична и серьезно вникает во многие государственные вопросы. Королева – глава государства, осуществляющая верховную власть через назначаемое правительство, которое довольно жестко управляет страной.

    Но датчане чувствуют себя социально защищенными. Потому что при малейшем повышении цен повышаются и зарплаты. Даже увольнение для датского сотрудника не кажется страшным. Ведь пособие по безработице после уплаты всех налогов составляет около €940-1340 в месяц. Другое дело, что от наличия работы зависит социальный статус. Человек, живущий на пособие, не имеет уважения в обществе. Поэтому большинство датчан дорожат рабочим местом и добросовестно относятся к своему делу, а еще и потому, что это дает возможность обеспечивать себе хюгге.

    По версии Майка Викинга, основателя и руководителя датского Института исследования счастья, секрет достижения хюгге состоит всего из восьми советов. Нужно сделать уютными свои дом и офис, принимать дома близких людей, вкусно есть, наслаждаться готовкой пищи, вести активный образ жизни. Одеваться в удобную, непринужденную одежду, получать удовольствие от простых радостей, увлекаться хобби, творческими занятиями, которые приносят удовольствие, и соблюдать чувство меры, получая их.

    Согласитесь, счастье по-датски – это бережно сохраняемые простые человеческие ценности!