чт
  • 11
  • пт
  • 12
  • сб
  • 13
  • вс
  • 14
  • пн
  • 15
  • вт
  • 16
  • ср
  • 17
  • чт
  • 18
  • пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • пт
  • 10
  • сб
  • 11
  • вс
  • 12
  • Как начать зарабатывать на этно: секрет успеха "Мрії Марії"

    Как начать зарабатывать на этно: секрет успеха "Мрії Марії"
    26 октября 2018 11:30
    1663

    Если бы в мире украинского этно-бизнеса составляли рейтинги влияния, то на одном из первых мест была бы Марина Сенчило. Среди ее клиентов - политики, бизнесмены, государственные чиновники самого высокого уровня. О столь непростом бизнесе - в материале журналиста Family Office Татьяны Матычак.

    В благополучном 2006 году, когда зарплаты росли как на дрожжах, а стремительную карьеру можно было сделать за два года, сотрудница одной из крупнейших корпораций Марина Сенчило решила кардинально изменить свою жизнь. Вспомнив о своем университетском дипломе фольклориста, она дополнительно окончила курсы арт-менеджмента, защитив проект создания художественного салона.

    «Я заметила тенденцию, что городские салоны, которые существовали на тот момент, постепенно исчезают. Возникла проблема в поиске подарков. Привезти достойный сувенир из Киева становилось все сложнее», – рассказывает предпринимательница.

    Через два года, еще до начала кризиса, Марина отказалась от премий, соцпакета и высокой должности в компании, где проработала шесть лет. Фактически сделав шаг «в никуда», Марина уволилась и около двух лет искала свой путь. В 2010 году, получив от родителей стартовый капитал в размере $5000, она создала собственный бизнес.

    После 10 лет проб и ошибок предпринимательница может уверенно сказать: мечты сбываются. Сейчас Марина – совладелица успешного арт-салона «Мрії Марії» на Андреевском спуске. Среди ее клиентов – должностные лица, дипломаты и топ-менеджеры. Кроме того, Сенчило активно сотрудничает с музеями: в 2011–2014 годах она была партнером центра культуры «Музей Ивана Гончара», а сейчас подписала договор с заповедником «София Киевская».

    Марина раскрывает свои таланты не только в бизнесе. В свое время она была этноконсультантом нашумевшего канадско-украинского фильма «Горькая жатва»: следила, чтобы наряды героев были аутентичными, без стереотипной «шароварщины», привнесенной в украинский костюм в советское время.

    Когда матрешка – не конкурент

    На первый взгляд, может показаться, что у Марины множество конкурентов. Еще бы: в центре города подарочные магазинчики в этно-стиле открываются один за другим, а Андреевский спуск сверху донизу заставлен лотками с сувенирами. Но они все – как братья-близнецы: продают стандартный набор флажков, магнитов на холодильник и матрешек.

    «У нас другой принцип работы – галерейный, – рассказывает Марина. – Мы представляем эксклюзивные работы мастеров. Поэтому наши конкуренты – не магазины, а сами мастера, которые делают уникальные вещи: украшения, предметы искусства».

    На Андреевском таких мастеров найти нелегко – их почти вытеснили «матрешечники». «Сейчас в этой сфере преимущественно царит китч, – отмечает Марина. – Люди думают, что настоящая украинская этника – это то, что у нас на эстраде, то, что пропагандировалось в советское время. Детям покупают пластиковые венки на голову, одевают в габардиновые костюмы низкого качества и представляют это как украинский стиль».

    В глубинку за сокровищами

    Сейчас с магазином «Мрії Марії» работает около 300 мастеров практически из всех регионов Украины. Выбирала их Марина в соответствии со своим этнографическим образованием и собственным представлением о стиле.

    «Вначале мой вкус в искусстве сформировали Людмила Сенчило и Владимир и Татьяна Бахтовы, – рассказывает предпринимательница. – А потом я выработала свое внутреннее чувство для поиска предметов искусства. Если бы я продавала только то, что пользуется большим спросом, у меня тут были бы китчевые штампованные предметы».

    Мастеров народного творчества Марина искала по всей Украине: посещая всевозможные ярмарки, а также путешествуя со своим мужем-документалистом. Из Харькова – пейзажи, из Запорожья – живопись на дереве, из Винницкой и Луганской областей – вышивка… «В Одессе есть хорошие мастера-керамисты, у них свой почерк. Николаев для меня – столица прикладного тонкого стиля. Он совсем не фолковый, но незабываемый», – перечисляет региональную специфику Марина.

    Мастера по традиционному гончарству, которые работают именно с местной глиной, нашлись в Опошне Полтавской области, на Подолье и в Косове Ивано-Франковской области. «Для нас важно, чтобы традиция сохранялась даже в самом материале, из которого сделана вещь», – объясняет совладелица салона «Мрії Марії».

    Существовавшая в Киеве фабрика художественного стекла уже не работает, поэтому художественное стекло, которое все знают как муранское, Марина заказывает во Львове – в частных мастерских. Печальная участь постигла и киевскую фабрику «Троянда», которая выпускала платки в народном стиле. Инициатива по воссозданию таких платков пока до конца не осуществлена, поэтому «Мрії Марії» берут на реализацию продукцию этой фабрики, выпущенную годами ранее. «Мы поддерживаем инициативы, направленные на возрождение, воссоздание и никогда не покупаем штампованные изделия, изготовленные не в Украине», – подчеркивает Марина.

    И стар, и млад

    Отдельная группа мастеров, с которыми сотрудничает салон «Мрії Марії» – молодые авторы. Их Марина находит на выставках дипломных работ профильных учебных заведений. «Сейчас распространены ситуации, когда выпускники арт-специальностей не находят реализации и идут работать кассирами в супермаркет или, в лучшем случае, выезжают за рубеж, – огорчена Марина. – Теперь я думаю над тем, где и с кем в партнерстве можно искать гранты и другую поддержку для таких молодых «прикладников», чтобы они не уходили из профессии».

    Помогает Марина не только молодежи. «Мой отец открыл в себе талант резьбы по дереву, и это увлечение стало для него дополнительным заработком на пенсии и терапией, – рассказывает Сенчило. – Среди наших мастеров есть и ветераны АТО, которые прошли через войну, а теперь создают для нас произведения искусства». К примеру, вся мебель в арт-галерее сделана уроженцем Дружковки Михаилом Ивановым (позывной El Gato), который служил добровольцем в АТО, после чего создал «Майстерню хатнього духа» и производит мебель из дерева.

    Свой бренд ближе к телу

    Важную часть ассортимента галереи составляет продукция собственной торговой марки «Мрії Марії», зарегистрированной в 2011 году. Пошив одежды под таким брендом на полную мощность стартовал через четыре года.

    Тогда к "Мрії Марії" присоединилась Наталья Базыр, став совладелицей компании. Появление Натальи ознаменовало новый период в истории "Мрії Марії": арт-салон сменил локацию, переехав в пространное и удобное помещение на Андреевском спуске, 30. В 2015 году компания расширила не только пространство, но и существенно пополнила ассортимент. Марина и Наталья осуществили множество "экспедиций" по разным регионам Украины в поисках новых самобытных художников и мастеров, а также за рубеж для расширения кругозора и ознакомления с сувенирной продукцией разных стран. Кроме того, в тот период "Мрії Марії" сосредоточились на пошиве эксклюзивной одежды ручной работы в этностиле.

    "Когда моим бизнес-партнером стала Наталья, мы уже могли ставить перед собой более масштабные цели и вместе их реализовывать. Мы решили, что нужно не только инвестировать в расширение нашей галерейной базы, но и создавать свои произведения искусства: прежде всего уникальную и качественную одежду и аксессуары, которые сохранили бы аутентичный крой, декор и при этом были актуальными и уместными в наше прогрессивное время" – рассказывает Марина Сенчило.

    Все наши вещи собраны вручную – не только вышивка, но и швы, декоративные элементы. Это эксклюзивные работы, которые воссоздают и осовременивают украинские традиции. Мастера живут в разных регионах Украины и работают на дому. «У меня был опыт работы с цехом в пошиве этнической одежды и преимущества работы с мастерами, которые работают дома, я знаю не понаслышке, – объясняет Марина. – Кроме того, держать производство в Киеве нерентабельно».

    О том, как сложно найти настоящего профессионала, можно судить по одной из историй, связанных с соответствующим рынком труда. «Мы давали объявление о поиске вышивальщиц – и на одну вакансию пришло 36 претенденток, – приводит пример Марина. – Мы выбрали шесть, дали им задание и материалы. Больше мы их не видели. Настоящих мастериц сейчас мало, а те, которых мы нашли, стали членами нашей семьи «Мрії Марії».

    Сложив всему цену

    Продукция «Мрії Марії» доступна для любого. Цены стартуют от 20 грн за открытку или другой мелкий сувенир. «Средний» чек – около 300 грн. На эти деньги можно купить расписной сувенир, деревянную или керамическую тарелку, чашку ручной работы или книгу об искусстве.

    Украшения, часть из которых Марина создавала сама, иконы, одежда с набойкой и вышивкой, картины и живопись на стекле обойдутся дороже. Их ценность уже измеряется в тысячах гривен.

    Покупатели

    За один день пребывания в арт-галерее «Мрії Марії» можно услышать с десяток разных языков: польский, итальянский, французский… Но основные клиенты все же – не туристы, а экспаты, которые покупают подарки для друзей и коллег, а также чиновники и сотрудники зарубежных корпораций, приобретающие презенты для встреч на международном уровне.

    «Самый показательный отзыв у нас от британцев, – рассказывает Марина. – Они говорят, что у нас можно купить настоящее искусство по цене сувенира. Да, это так, потому что мы пока еще бедная страна».

    Немало ценителей и постоянных клиентов арт-салона появилось после участия «Мрії Марії» на тематических выставках – «Рождественском Арсенале», «Этно-арсенале», ярмарках в рамках проекта «Всі. Свої». А вот опыт выезда на подобные международные мероприятия принес скорее имиджевые, нежели реальные "дивиденды". «Когда мы поехали в Литву, на ярмарку изделий народных промыслов Казюкас, то были поражены тому, как весь Вильнюс превращается в торговое пространство. Но участие в таких мероприятиях не окупается», – объяснила Марина.

    Также познавательным оказался и опыт участия в тендерах на подарочную продукцию. «Мы на это потратили 2016 год, нанимали профильное агентство, но все попытки оказались безуспешными, – рассказывает Марина. – У нас была номинация VIP-подарки. И нам дали понять, что эта ниша давно занята и туда не стоит соваться».

    Несмотря на сложности, которые сопровождают любой средний бизнес в Украине, Марина Сенчило предпочитает не акцентироваться на рисках и негативе, а двигаться вперед и развиваться. «Наша команда не любит жаловаться на обстоятельства – это наша жизненная философия. Нас вдохновляют и мотивируют наши постоянные клиенты, люди, которые ценят то, что мы делаем, разделяют наши взгляды на украинскую этнику. И так постепенно, без надрывных пафосных речей о «возрождении традиций», которыми нередко грешат наши политики, мы подогреваем интерес к традиционной украинской культуре. Общими усилиями мы воплощаем в жизнь максиму о том, что украинское этно – это современно. А также модно, красиво, качественно и доступно»,  подытоживает предпринимательница.


    Фото: Ксения Панченко для Family Office