пт
  • 12
  • сб
  • 13
  • вс
  • 14
  • пн
  • 15
  • вт
  • 16
  • ср
  • 17
  • чт
  • 18
  • пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • пт
  • 10
  • сб
  • 11
  • вс
  • 12
  • пн
  • 13
  • Неожиданное будущее фешн-индустрии

    Неожиданное будущее фешн-индустрии
    iStock by Getty Images
    14 февраля 2019 15:00
    1481

    Дизайнер Анастасия Сартан — о боте-стилисте, одежде из 3D-принтера, виртуальных одеяниях, вещах из нейронных сетей и перспективах модной отрасли.

    Похоже на то, что роботы и новые технологии уже в ближайшем будущем заменят не только рабочих и ученых, но и дизайнеров. Это на практике доказывает основатель сети онлайн-магазинов одежды Trends Brands Анастасия Сартан, которая в свои 31 добилась небывалых успехов в отрасли цифровой моды. А недавнее ее открытие — это бот-стилист, который через Facebook-месенджер или Telegram помогает людям правильно подбирать одежду.

    Фото: fb.com/anastasia.sartan

    40 предметов гардероба для идеального стиля

    «Вам нужно всего лишь 40 предметов гардероба для идеального стиля», — такой фразой встречает новых подписчиков Telegram-бот Epytom. Чтобы электронный стилист заработал, нужно подписаться на канал Epytombot в Telegram или Facebook. Сегодня доступны русская и английская версии. Затем — выбрать пол, обозначить свое месторасположение (чтобы учитывать климат и погоду) и решить, как часто вы хотите получать подсказки: ежедневно, раз в три дня или раз в неделю. Затем бот присылает примерный образ, к которому прилагаются ссылки онлайн-магазинов.

    Если предложенное сочетание не понравилось, то можно попросить бота подобрать другие вещи в рамках образа — и так пять раз максимум. Epytom выбирает по лучшему соотношению цена-качество из магазинов с бесплатной доставкой и дает небольшое описание к каждому предмету. С каждой оценкой нейросеть обучается – по задумке создателей, каждый раз она предлагает все более подходящие варианты. Пользователь также может указать, в какое время дня присылать ему рекомендации.

    «Я решила провести свой эксперимент на тему выбора в сфере, где царит особое разнообразие — рынок моды, — пишет в своем блоге на сайте vc.ru Настя. — Каждый журнал или блог еженедельно предлагает покупать в среднем по 100 новых вещей.

    Я же продумала список только из 40 предметов гардероба — одежды, обуви, сумок, аксессуаров, которые дают возможность составлять тысячи образов и в пир и в мир. И создала канал в Telegram, где каждое утро высылаю «луки», собранные из этих вещей — как совет, что надеть сегодня. И вот канал вырос от 6 подруг до 600 подписчиков за полтора месяца. Девушки из Калифорнии, Нью-Йорка, Минска, Москвы пишут мне каждый день «спасибо» за то, что им больше не приходится мучаться с выбором, что надеть и что купить.

    Оказывается, девушки вокруг меня готовы отказываться от выбора даже в одежде. А ведь такой вид шопинга всегда считался хобби для поднятия настроения».

    На этом фоне кажутся особенно логичными разговоры о мессенджерах, за которыми будущее. Любой бот в них предполагает один и тот же интерфейс. И вот тебе уже не приходится разбираться в 30 пестрящих упаковках соусов. Перед тобой «упаковки», в которых ты четко знаешь, где найти какую информацию. Это несомненно упрощает выбор.

    В структуру бота очень сложно разместить большой объем информации для «переваривания пользователя». Информацию надо сразу персонализировать и выдавать под конкретный запрос.

    «Как это, например, делает стартап сооснователя Uber — Operator.com, — продолжает Настя. — Я в интерфейсе мессенджера присылаю конкретную картинку джинсов, которые мне понравились на безымянной фотографии. Сервис мне через 10 минут присылает две пары практически таких же джинсов с ценами и четким описанием, почему выбраны именно они».


    Не «что выбрать», а как лучше использовать то, что есть

    «Тут я решила немного поиграться с «золотой рыбкой» и пишу: «Мне нужно мальчику, 2 года, наряд на его день рождения в стиле актеров классического французского кинематографа». После пары уточняющих вопросов — мне присылают карточки товаров с кнопкой I`ll take it («Я возьму это») кардигана и кепки прям, как у Бельмондо.

    Сегодня у нас 1,5 млн пользователей, в основном из Америки и Азии. Мы работаем как для мужчин, так и для женщин. Но мужчин среди наших пользователей больше – 55%. Мы это связываем с тем, что женщины могут обратиться к нашему главному конкуренту – своей близкой подруге и спросить у нее совета, что надеть. Мужчинам это сделать гораздо сложнее, им нравится, что продукт полностью автоматизирован. Получая советы о стиле, они ни не чувствуют себя неловко», – рассказывает Анастасия изданию Republic.

    «В течение полугода мы запустимся на голосовом носителе, но пока держим в секрете, на каком именно. Для пользователя это будет удобнее, чем рекомендации в мессенджере. Представьте, вы с утра скажете: «Здравствуй, голосовой помощник! Что мне надеть сегодня?» И у вас будет конкретный ответ, алгоритм учтет погоду, расписание, что есть у вас в гардеробе и ваши стилевые предпочтения.

    Фото: fb.com/anastasia.sartan

    Все данные о наших пользователях строго у нас, мы ими ни с кем не делимся. Но мы обучаем этими данными свою рекомендательную систему. Между прочим, пользователи обучили сеть уже 15 млн сообщений. И именно эту обученную рекомендательную систему мы даем fashion-брендам. Благодаря ей бренды смогут лучше узнавать своих пользователей с каждым отправленным сообщением. Например, сейчас мы общаемся с одним брендом, для которого очень важно, как одежда сидит. Они огромное внимание уделяют типу фигуры. Теперь мы кастомизируем сервис так, чтобы он распознавал его по фотографии или просто спрашивал его».

    В результате использования этого продукта Настя пришла к выводу, что пользователям это приложение нужно не так для того, чтобы выбрать, что надеть, а больше чтобы понять, как лучше использовать ту одежду, которая у них уже есть.


    «Amazon будет первым в сегменте «Одежда, обувь и аксессуары» уже в 2020 году…»

    «Когда мы проводили фокус-группы с разными людьми, не только с нашими пользователями, стало ясно, что большинство не понимает, что им продают модные журналы, — продолжает Настя. — Для них это все слишком космически, слишком вычурно, они хотят более практичные решения: что купить и с чем носить, чтобы у них было максимальное количество образов с теми вещами, которые у них уже есть. Людям не нравится постоянно потреблять и делать это бездумно, им хочется быть уверенными, что они будут носить то, что купят. Например, у моих друзей в Калифорнии, которые уже обзавелись маленькими детьми и только начинают свой карьерный путь, нет времени ни на что, тем более ходить в H&M и покупать там синтетику и ее затем выбрасывать. Так я уловила тренд поколения Y, подтверждение которому потом нашла в популярных в США отчетах о потреблении и поведении миллениалов. Они не хотят выбирать. Это 25–35-летние, которые выросли в изобилии и предпочитают пользоваться платформами, которые помогают им сократить время и усилия при выборе покупки или услуги. Uber, Hotel Tonight, новый тренд по сервисам в мессенджерах — все это хорошие примеры. Мегамоллы продумывают стратегию магазинов с капсульным выбором — об этом в прессе уже сообщали Wholefoods и Target».

    Сейчас Amazon решительно идет в сторону моды, говорит Анастасия о тенденциях в фешн-бизнесе. Некоторые люди из этой сферы говорят, что Amazon и fashion – это совершенно разные вещи, и что невозможно покупать модную одежду в такого рода агрегаторе. «Тем не менее, когда я проводила панели об искусственном интеллекте в моде и спрашивала у аудитории, покупают ли они какую-то одежду на Amazon, — констатирует Анастасия, — был лес рук. Ну, и статистика говорит сама за себя: Amazon возьмет любой сегмент, который захочет. По прогнозам, Amazon будет первым в сегменте «Одежда, обувь и аксессуары» уже в 2020 году».

    Сейчас очень много американских брендов обращаются к статистике, что женщина действительно носит только 20% своего гардероба, поэтому призывают арендовать одежду или покупать осознанно. Но вот эти 20% как раз-таки очень хорошо завязываются на эти цифры – мы тратим денег меньше, а на самом деле покупаем больше.

    «Тяжело не заметить и тенденцию под названием social impact – как наше потребление влияет на социум вокруг нас, — делится Настя. — Недавно читала статью о Facebook. В компании поняли, что чем больше времени пользователь проводит, пролистывая ленту новостей, тем больше у него возникает негативных эмоций – например, зависти. В Facebook у всех заманикюренная жизнь. А Марк Цукерберг любит положительные эмоции, и он тоже за social impact и специально начал переделывать ленту новостей, чтобы уменьшалось количество часов, когда люди ее просматривают, не вовлекаясь. Это довольно яркий факт. Как и то, что сейчас практически каждый бренд в масс-маркете пытается поддерживать этичные инициативы, хотя это в основном скорее их пиар-политика, чем какие-то действия».


    Будущее за виртуальной одеждой и вещами из 3D-принтера

    «Тем не менее все re-sale бренды – винтаж и секонд-хенд – растут быстрее, чем ритейл. Если раньше их лозунг был «У нас дешевле покупать», то теперь – Сircle fashion is the future of fashion ("Круг моды - это будущее моды"). Я большой фанат re-sale, потому что для меня это возможность покупать этично, — замечает Настя. — Меньше чувство вины, когда я купила какую-то вещь, которая была ношена кем-то другим, а когда она мне надоела, смогла ее продать. Недавно я познакомилась с девушкой, которая делает, на мой взгляд, просто гениальный продукт, он называется Make It Black. Ей можно отправить одежду немодного цвета, с надоевшим принтом или просто с пятном, а она сделает ее черной. Она уже начала сотрудничать с брендами. Черный – все равно самый популярный цвет, независимо от сезона, бренды могут так лучше продавать свои стоки.

    Но несмотря на интернет-продукты сегодня все таки дизайнеры остаются законодателями моды. Вопрос в том, как они доносят свою продукцию к клиентам. Сегодня модные журналы заменили блогеры. Но ситуацию полностью может изменить появление технологии 3D-принтинга, которая перевернет весь fashion с ног на голову. Это уже близко, хотя сегодня я еще не видела никакой похожей технологии и не знакома с людьми, которые этой технологией владеют. Знаю, что Amazon запатентовал производственные мощности на складских территориях, благодаря им можно будет шить одежду прямо под запрос пользователей. Если технология действительно готова, это будет переворот. Но я прогнозирую другой переворот. Думаю, лет через 10, а, может быть, даже раньше, мы начнем покупать виртуальные вещи. Они будут накладываться на наши фотографии, как маски в соцсетях.

    С этой технологией я очень хорошо знакома: есть сотни стартапов, которые пытаются решить вопрос распознавания одежды на фотографиях. Это позволит определить, из какого магазина вещь. Пока точность определения очень маленькая – порядка 30%. Мы сейчас тоже подключаемся к публичным фото в Facebook, чтобы у сервиса были хоть какие-то данные, что есть в гардеробе пользователя в самом начале нашего общения.

    Сейчас также все активно работают над тем, как накладывать одежду на тело. Накладывать на лица маски уже научились и это суперклассно выглядит. А с одеждой все еще пока очень плохо смотрится. Пока нет ни одного работающего решения, тем не менее, оно так или иначе появится. Этот будущий продукт должен будет объединить всех дизайнеров вроде Карла Лагерфельда, которые начнут делать виртуальную одежду. Продукт будет продавать одежду, а дизайнер получать за это комиссию.

    Есть еще одно интересное направление в фешн-индустрии. Я встречала несколько команд, которые создают модели одежды с помощью нейронных сетей. Сетям можно скормить много существующих моделей одежды, и они на этой основе придумывают новые модели. Я не уверена, что бренды уже сейчас используют такого рода технологию. Однако в ней большой потенциал – это сократит время нахождения вещи в магазине. Сейчас все бренды стремятся к тому, чтобы не класть на полку большой объем товара, потому что сложно предположить, как он будет продаваться. Это говорит о положительной тенденции увеличения продаж посредством новых е-технологий. Поэтому наш бренд построен на социальности и большое количество трафика мы получаем именно из сети. Но если мы видим, что какая-то площадка не приносит достаточно отдачи, мы ждем, пока не научимся с ней работать так, как мы научились это делать с Facebook. И если все говорят, что через Facebook невозможно продавать, мы прямое доказательство обратного…», – подытоживает Анастасия Сартан.


    Досье

    Настя Сартан родилась 8 апреля 1986 года в Москве. В 2009 году окончила факультет журналистики Московского государственного университета им. Ломоносова. В 2011 году стала основателем и генеральным директором интернет-магазина TrendsBrands.ru. Запустила интернет-проекты Look At Me store и Elle store, Epytom-стилист и другие. Увлекается йогой, литературой и психологией.


    В публикации использованы материалы ресурсов: cosmo.ru, republic.ru, venturebeat.com, cossa.ru и vc.ru