Правильная роскошь
О судьбе мужской моды, новых тканях и отношении к будущему – от легендарного Нино Черрути, одного из самых влиятельных производителей в мире высокой моды.
Cerruti – известный производитель ткани, и не только в Италии, но и во всем мире. Еще бы – он существует с 1881 года, то есть почти 140 лет! Но главное – ткани Cerruti отличаются непревзойденным качеством, в основе которого лежит не только отличное и уникальное сырье, но большая доля ручного труда, ибо нынешний глава бренда, знаменитый Нино Черрути, уверен, что при изготовлении ткани надо быть внимательным к каждому процессу и контролировать его. Как появляются новые ткани, в чем особенности именно тканей Cerruti, какие прогнозы развития отрасли – на эти и другие вопросы нам помогли найти ответ сам Нино Черрути и наш партнер, Студия элитных тканей Flavio.
Да, вы не ошиблись, каждая ткань бренда Cerruti – особенная, и не только потому что изготовлена из шерсти австралийских мериносов, монгольского кашемира, льна, шелка и хлопка. Это ткань, к которой важно прикоснуться, чтобы почувствовать тактильные ощущения ее совершенства. Шерстяное полотно из нее – долговечное, безупречное по фактуре, «дышит», адаптируется под внешнюю температуру, быстро восстанавливая форму. Ежегодно фабрика Cerruti выпускает более 5 тыс. новых артикулов и свыше 8 тыс. цветовых решений – не только для решения любых традиционных задач в моде, но и отражая современные тренды для искушенной аудитории.
Итальянский символ элегантности
Именно так воспринимают многие модные дома мир Cerruti и самого Нино Черрути, выпускающего, кроме тканей высочайшего качества, коллекции готовой одежды под своей маркой, обувь, аксессуары (запонки, очки, сумки и др.) и даже парфюм. А начиналось все, как рассказывает история, в далеком-далеком 1881 году, когда братья Квинтино и Антонио Черрути приобрели фабрику по производству шерстяных тканей на берегу реки Черво и назвали ее своим именем: Lanificio F.lli Cerruti. Тщательное внимание к качеству пряжи и тканей, постоянная модернизация оборудования и разработка новых видов ткани вывели бренд Cerruti в элиту мира моды.
Городок Бьелла, где до сих пор работает старинная фабрика, оснащенная, тем не менее, по последним технологическим требованиям, находится в сердце промышленной провинции Пьемонт, на полпути между Турином и Миланом. Здесь всего 46 тыс. жителей, каждый из которых гордится тем, что вот уже 500 лет в Бьелла наследуют и развивают традиции обработки шерсти. И именно тут работает итальянский символ элегантности – Lanificio F.lli Cerruti и ее неизменный владелец Нино Черрути.
«С 10-летнего возраста я начал интересоваться тканями, и мой отец, возглавлявший тогда семейный бизнес, хотел, чтобы я подробно изучил все технические детали. Так что текстиль с детства присутствовал в моем сердце. Сразу после окончания школы я продолжил учебу на факультете журналистики, а также начал работать на фабрике отца, – вспоминает синьор Нино.
Вторым шагом стало изучение производства продукции из ткани. Мы приступили к изготовлению рубашек, трикотажных изделий и одежды. Затем я открыл для себя Париж и много лет занимался созданием модных коллекций, построением сети магазинов, которая заняла свое место в мире мужской моды».
Однако активно влиться в дело Антонио (Нино) Черрути, названного в честь деда, пришлось после внезапной смерти отца в 1950 году. Он возвращается из университета и принимает семейный бизнес. В Италии того времени одежду создавали портные, индустрии готовой одежды, которую можно купить в магазине, еще не было. В послевоенное время менялись общественные ценности, людям хотелось жить здесь и сейчас, поэтому общество отказывалось от некоторых традиций и условностей. «Люди стали жить свободнее и одеваться смелее, более индивидуально, – рассказывает Нино Черрути. – Меня вдохновили эти преобразования, и я создал собственный модный дом, чтобы заявить о себе, воплотить свои представления о непринужденной, нонконформистской манере одеваться. Мне хотелось, чтобы мужчины наконец получили возможность одеваться в удобную одежду и не выглядели неряшливо».
В 1957 году Нино Черрути делает смелый шаг — выпускает собственную коллекцию мужской одежды, демонстрируя миру современный и прогрессивный стиль, который через десятилетие подхватили дизайнеры по всему миру. Джорджо Армани пришел к нему учиться мужскому дизайну в далеких 60-х, и впоследствии мир мужской моды был поделен между двумя патриархами элегантности: кто не одевался у Armani, покупал одежду Cerruti.
Смелость в инновациях, отсутствие страха перед изменениями — уникальные свойства личности Нино Черрути, способствовавшие его успеху. Бизнес развивался, а сам мэтр вступил в Синдикат высокой моды, приятно шокируя этот мир своими находками: его интуиция подсказывала — настало новое время, которое проповедовало свободу, комфорт и элегантность. «Красивый дизайн — это лишь идея, а чтобы воплотить ее, нужен материал необходимых свойств», – не уставал повторять Нино Черрути, подчеркивая, что в жизни и бизнесе важен баланс традиций и инноваций: нужно помнить о своих корнях, но не застревать в прошлом, а постоянно двигаться в будущее.
Человек эпохи Возрождения, синьор Нино всю жизнь воплощает в реальность принцип Леонардо да Винчи: «Простота — это крайняя степень изощренности». Его особенное чувство формы и гармонии распространяются на все, что он делает – от дизайна одежды и аксессуаров до мебели. «Превосходный дизайн можно воплотить только с превосходной тканью, – добавляет к разговору о ткани сам маэстро. – Создавая свой продукт, мы уделяем большое внимание качеству на каждой стадии производства, сочетая традиции с технологиями и стилем».
Ткань – вторая кожа
Синьор Черрути уверяет, что «роскошную вещь от обыкновенной отличает продуманность каждого элемента и мастерство, с которым они соединяются вместе, чтобы в итоге мы получили что-то исключительное». Чтобы получить шерстяную ткань Cerruti, пластичность, нежность и прочность которой напоминают шелк, нужна лучшая в мире шерсть категории 5A.Такую шерсть, как мы уже говорили, дают австралийские породы овец, руно которых заботливо оберегают от солнца, чтобы оно не желтело и оставалось белым. Волокна этой шерсти — длинные и ровные, из них получается шерстяная ткань высокой крутки. В отличие от химических, натуральные шерстяные волокна полые внутри, благодаря чему ткань «дышит» и регулирует теплообмен. Известно, что в пиджаке из правильной ткани тепло зимой и прохладно летом. Витые волокна шерсти образуют пустоты с воздухом, которые и обеспечивают необходимый уровень комфорта. Ткань с такими характеристиками отлично держит форму и быстро восстанавливается от заломов, которые неизбежно возникают при носке костюма. После активного дня достаточно повесить костюм в шкаф, и волшебный процесс восстановления запущен. Как говорят портные, «давайте своему костюму возможность отдохнуть».
Пластичные и стойкие к влиянию влаги, света и ветра, ласковые на ощупь и долговечные в использовании, ткани Cerruti очень часто маркируются пометкой s – сокращение от итальянского слова spessore, то есть толщина. Например, самые универсальные ткани маркируются s150 или s130. Это означает, что из одного килограмма шерсти получено 150 или 180 км (sic!) нити. Как правило, одна овца дает примерно 2-2,5 кг шерсти-сырца, достаточной для производства двух костюмов.
«Ткань в моде — очень важный элемент, ключевой, – со знанием дела уверяет Нино Черрути. – Без тканей ничего бы не было. Вы же не построите дом без цемента. Дизайнеры вдохновляются тканями и теми ощущениями, которые они вызывают. Первый контакт с предметом одежды — тактильный, вы сначала прикасаетесь к одежде, ощущаете ее, и только во вторую очередь — смотрите. Но превосходный дизайн можно воплотить только с превосходной тканью. Сейчас потребитель одежды стал во многом более требовательным. Он знает, что ему надо. Ему важно не только какова ткань на ощупь, как она ощущается в носке, но и, прежде всего, как она выглядит. Вопросы дизайна выходят на первый план. И мы должны учитывать и предугадывать желания такого потребителя».
Шерстяные ткани Cerruti используются во всех ситуациях, в которые попадает современный человек. Костюмы от Черрути носили в фильмах герои Ива Монтана и Катрин Денёв, Джека Николсона и Шэрон Стоун, Жан-Поля Бельмондо, Тома Хэнкса, Антонио Бандераса и Джулии Робертс. Это формировало вкусы миллионов зрителей, поэтому Нино Черрути говорит о большой ответственности и лично контролирует семейное производство. В 2001 году он передал свою модную империю в руки инвестфонда, но сердце бренда, источник его силы и успеха оставил в семье. Фабрикой братьев Черрути Нино управляет вместе с сыном, а подрастающий внук, скорее всего, займет свое место в бизнесе, продукцию которого Louis Vuitton, Dior, De Fursac и BML используют для воплощения своих шедевров.
Отдавая предпочтение минимализму в дизайне, синьор Черрути подчеркивает еще более важную роль ткани, потому что она не должна отвлекать внимание от линий и пропорций, а фокусироваться на них, проявлять их: «Раньше фасады зданий скрывали за штукатуркой, лепниной, различными украшательствами, но сейчас мы хотим наслаждаться природной красотой материала. В моде происходит то же самое».
Casual chic
Можно ли «соткать» моду? Компания Cerruti— одна из немногих, кто определяет, что носят сегодня и будут носить завтра. Девиз Нино Черрути: «Творить для реального человека». Мастер предлагает то, что можно реально носить: «удобные длинные юбки, удобные короткие юбки, узкие брюки, широкие брюки, маленькие пиджаки и большие пиджаки, а также платья, о цене которых могли догадываться двое – покупатель и продавец, а больше никто, ибо вещи, вопиющие о богатстве, никогда не входили в компетенцию Черрути». У синьора Нино все просто – он не любит вычурности, не терпит лишних деталей. Но при этом одежда от Черрути великолепна: ручная работа, превосходный крой, высококлассные ткани, дорогие пуговицы и прочие мелкие детали придают его костюмам неповторимую элегантность и шарм.
«Небрежная элегантность», «роскошный минимализм», «повседневная роскошь», «современный классицизм, при котором мужчины и женщины свободны в выражении своей элегантности и элегантны в рамках своей свободы» – так сейчас характеризуют стиль знаменитого модельера. Только лучшие ткани, простые фасоны, сдержанные цвета, правильные линии силуэта. Одеваться от Черрути – это красиво, практично и удобно, но при этом, как добавляет сам кутюрье, его одежда еще и приносит людям удачу.
Его первая коллекция мужской одежды прет-а-порте класса люкс появилась в 1957 году и … совершила настоящую революцию в мире моды. Черрути сделал ставку на итальянский стиль – и выиграл. Прежде в мире мужской моды заправляли англичане, и только их чопорный и консервативный стиль считался традиционным для Высокой моды. Нино же, следуя философии, заявленной братьями Черрути еще в конце XIX века – «модернизировать традицию», ввел нарочитую небрежность, свободу и элегантность, создав тем самым свой особенный стиль. Стиль, который впоследствии назовут casual chic, что значит – «повседневный шик». Стиль, в котором присутствуют одновременно английский аристократизм и итальянская жизнерадостность. Вспоминая те годы, кутюрье говорит: «Я начинал в эпоху глубокой перемены нравов и личности. Тогда было установлено право каждого на индивидуальность. Мы обратили внимание на худшие стороны нашего общества – и противопоставили им истинные. Это была настоящая революция».
Будущее не страшит кутюрье. Он считает его областью догадок и утверждает, что можно предположить, что произойдет, но часто никто не знает, насколько скоро это произойдет. «В мире, где изменяется все, – замечает маэстро, – от стиля общения до стиля питания, будет изменяться и стиль одежды. Значительно расширяется спектр возможностей человека, исчезают многие условности, сейчас, например, спортивная одежда естественно смотрится в городе. Такая вариативность во многом определяет основу будущего».
Когда синьор Черутти начинал, главным лицом в компании был художник, дизайнер. Теперь модой руководят отделы финансов и маркетинга, считает он. При этом он уверен, «что одежда всегда была и будет не просто продукцией. Это часть нашего «я». И мир моды — это целый интереснейший мир, который надо продолжать исследовать, развивать, искать в нем новые пути. Потому я всегда рассматривал моду как существенную часть жизни каждого человека».
Например, для политика важны не только духовность и ум, но и то, как он выглядит, продолжает кутюрье. «Когда я жил в Париже, я шил одежду для Жискара д’Эстена, который тогда был министром иностранных дел Франции. Другим моим заказчиком стал Франсуа Миттеран. Вообще, когда я жил в Париже, ко мне обращалось много политиков. Это было связано с изменением отношения к внешнему виду – он должен быть убедительным. Прогресс в обществе сместил акценты в сторону отношения, всегда существовавшего в женской моде: внешний вид — это послание, которое вы хотите донести окружающим. Каждая деталь вашего образа говорит об очень многом».
Будущее никогда не пугало этого отважного и вдохновленного человека: «Я считаю, что мир в целом меняется к лучшему, особенно если смотреть глобально. Мое представление о жизни и обществе такое же, как у моих деда и отца. И те, кто придет после меня, тоже будут его разделять. А моя главная цель — чтобы компания делала лучшее, на что способна, и я должен создать такие условия, чтобы она продолжала так же успешно работать и после меня».
25 июня 2001 года Нино Черрути провел свой прощальный показ, представив в Милане в рамках Недели мужской моды последнюю коллекцию. С тех пор на его посту в компании, купившей Дом моды Черрути, сменилось несколько дизайнеров. Однако сам Нино говорит с оптимизмом: «Я вырос в комнате, где ткани проходят финальную обработку, и тут для меня всегда готово рабочее кресло. Это мое маленькое убежище в сердце моей фабрики. Я могу делать множество вещей, мне просто сейчас нужно найти дело, которое меня бы заинтересовало. Я не вздыхаю о славном прошлом – как многие старики. Я смотрю в будущее».