СЕМЬЯ. ДЕНЬГИ. БУДУЩЕЕ.

Шейх Ахмед Тамим: «Тем, кто бескорыстно старается для других, Всевышний дарит силу. Мы называем их суфиями»

Шейх Ахмед Тамим: «Тем, кто бескорыстно старается для других, Всевышний дарит силу. Мы называем их суфиями»
Ксения Панченко для Family Office
Александра Тимашова
2018-09-05 18:01:16
945

Верховный муфтий Украины – о мусульманской медицине, любви и счастье в исламе и о собственной семье.

Family Office продолжает серию интервью с религиозными лидерами Украины. Ранее нашими гостями были главный раввин Киева и Украины Моше Реувен Асман и его супруга Ханна Асман.

Наш сегодняшний собеседник — уроженец Бейрута, по образованию – инженер микропроцессорных систем, в прошлом — успешный бизнесмен, а с начала 1990-х – Верховный муфтий Украины шейх Ахмед Тамим, духовный лидер мусульман Украины. В эксклюзивном интервью Александре Тимашовой, журналисту портала Family Office, и шеф-редактору портала Маргарите Яковлевой он рассказал о семейных традициях ислама, вопросах соблюдения Шариата в отношении семьи в светских странах и приоткрыл историю собственной семьи. 

Family Office: Благодарим Вас за готовность провести интервью на такую важную и личную тему. Прежде всего, мы хотим узнать о статусе женщины в исламе. Мы знаем, что в Украинском исламском университете учатся как мужчины, так и женщины. Расскажите, кем становится женщина, получившая образование в исламском университете?

Ахмед Тамим: Доступ к исламским знаниям открыт в равной степени как для мужчин, так и для женщин. В истории огромное количество примеров выдающихся теологов, исследователей, ученых, государственных деятелей среди мусульманок.

Family Office: Как происходит синхронизация законов Украины и законов Шариата? Кроме того, наших читателей интересует неоднозначная для украинской культуры тема многоженства. Как поступают согласно этой традиции мужчины, живущие в такой стране, как Украина, где по закону подобное запрещено и более того — наказуемо?

А.Т.: Прежде всего об этом нужно спросить этих мужчин. Мы в нашем Духовном управлении мусульман таких мужчин не встречали. Отмечу, хотя это может быть не очень приятно читателям, что в Украине часто у мужа есть любовницы. У которых нет вообще никаких прав. А у нас в исламе подобного нет, и если мужчина может себе позволить прокормить и содержать женщину, то он берет ее как жену. Если мужчина женат, то он женат.

По законодательству Украины людей расписывают в ЗАГСе. Но при желании пара может прийти в мечеть, где мы проводим обряд, и после него выдаем паре свидетельство о заключении религиозного акта бракосочетания.

Family Office: А какие права есть у женщин в исламе?

А.Т.: Ее право — быть обеспеченной мужем и материально, и духовно, и физически. В обязанности мужа входит содержать жену в условиях, соответствующих ее статусу и потребностям. Это касается и их детей. Ислам побуждает мужчину проявлять больше внимания и доброты по отношению к семье, не ограничиваясь исключительно только обязанностями. Любовь между супругами, взаимопонимание, искренность и доброта, уступки и компромиссы – это то, к чему призывал Пророк и к чему стремится богобоязненный мусульманин.

Более того, дети, воспитанные в такой семье, проявляют уважение к старшим, почтение к родителям и особенно к матери, как этому учил Пророк Мухаммад. Он сказал, что больше всего мужчина обязан перед своей матерью.

Family Office: Как много украинцев принимают ислам и чем они руководствуются? Каковы их внутренние мотивы?

А.Т.: Мы не ведем статистику. Для того чтобы стать мусульманином, не требуется присутствие человека высокого сана, муфтия или имама. Достаточно произнести исламские свидетельства, которые подтверждают его веру в Единого Создателя и Пророка Мухаммада.

Наши молитвенные помещения открыты для всех, кто стремится к духовному развитию, расширению своего кругозора, знакомству с восточной культурой.

Если человек хочет совершенствоваться духовно, то мы обучаем его чтению и правильному пониманию Корана, приобщаем к исламской культуре и нравственности.

Я знаю, что некоторые люди приходят в мечеть, потому что их родители или бабушки-дедушки были мусульманами. Другие просят читать молитву о родственниках-мусульманах. Многие из них возвращаются к религии своих предков.

Family Office: Вы известны как великий целитель и экзорцист. То есть Вы очень близки к медицине. Есть ли у вас народная или традиционная исламская медицина? И есть ли специальные медучреждения для мусульман?

А.Т.: К сожалению, у нас нет возможности сделать такой центр в Украине. Но мы стараемся, чтобы имамы знали о медицинском направлении в религии. И оно базируется на лечении с помощью молитвы. Один из важных аспектов этого процесса – исправление поведения и культуры обратившегося к нам за помощью. Важно, чтобы после излечения человек осознал необходимость в религиозных знаниях и соблюдении на практике.

Что касается того, что вы назвали экзорцизмом, то у нас существует эффективная практика борьбы с магией, сглазом и чертями, которые вредят человеку. Мы читаем им особые молитвы и учим людей самостоятельно защищать себя.

Family Office: В США и Европе многие женщины из среднего класса не спешат выйти замуж. А хотят ли современные мусульманки замуж?

А.Т.: Многое зависит от окружения, среды. Молодежь больше хочет отдыхать и не брать на себя ответственность. Она не думает о том, чтобы иметь много детей.

Хотя и люди, и среда изменились. Изменилось питание, и даже атмосфера. Изменились мысли человека. Много внимания уделяется социальным сетям и информации. Все это влияет на психологическое состояние, на отношения, в том числе в семье. Эта тенденция огорчает!

Но хотелось бы отметить, что у мусульман сохраняется ответственное отношение к семье, мы ориентированы на традиционные семейные ценности. И понимаем важность крепкой и дружной ячейки общества.

Family Office: Ваша мечеть открыта с 2011 года. Как изменилась численность прихожан?

А.Т.: До строительства мечети мы снимали полуподвальное помещение, в котором физически не могли собраться все из-за маленькой площади. Поэтому люди приходили понемногу.

Мечеть дала возможность собираться всем вместе, завязывать новые знакомства, поддерживать друг друга. Это имеет большое значение. Мы стараемся, чтобы в мечети люди чувствовали себя комфортно. Например, для детей у нас есть игровая площадка, и это дало дополнительные возможности, чтобы найти новых друзей.

Более того, мечеть «Ар-Рахма» — это популярное туристическое место. Она давно известна как архитектурная жемчужина Киева. Нас посещают как мусульмане, так и немусульмане, гости и жители столицы, мужчины и женщины разных возрастов. Для всех желающих у нас есть бесплатные экскурсии на разных языках. Мы принимаем всех и не спрашиваем, кто и откуда.

Следует учитывать, что есть естественная миграция, туристы, иностранное студенчество. Все они пребывают в Украине временно. И многие приходят в мечеть, чтобы совершить необходимые религиозные ритуалы, познакомиться с особенностями культуры украинских мусульман.

Family Office: Давайте поговорим об исламской мистике. Кто такие суфии и дервиши?

А.Т.: Суфизм — это знакомое понятие для большинства мусульман. Это знание и соблюдение религиозных канонов и вместе с тем путь к самосовершенствованию, устранению недостатков и развитию достойных качеств. А дервиши — это категория суфиев, которые выбрали отрешенный образ жизни. Суфии – это верующие, ищущие любую возможность совершить благодеяние и одобрение Господа. Они пошли по пути аскетизма и не стремятся к общественному признанию. Как пример аскетизма можно привести жизнь Пророка Соломона, который правил миром, но не был привязан к благам этой жизни. Он занимался благотворительностью, кормил целые народы, а сам питался кислым молоком и черствым хлебом, хотя мог позволить себе самые лучшие яства.

Скажу, что все пророки жили очень скромно. Например, Иисус был странником и не имел крыши над головой. Он ел пищу, которую не нужно готовить.

Суфии и дервиши могут работать и даже хорошо зарабатывать, но не для того, чтобы наслаждаться, а чтобы помогать тем, кто нуждается. Тот, у кого больше скромности и богобоязненности — тот старается для других. Такие люди очень чисты, и Всевышний дает им дополнительную силу.

Family Office: И что они умеют?

А.Т.: Бог дает им благодать и особенные возможности. Например, они могут слышать то, что другим не слышно. Могут делать больше, чем другие: накормить малым количеством еды большое количество людей, увидеть надвигающуюся опасность и предупредить общество. Бог дарует им совершать необычные вещи.

Family Office: Какое отношение у ислама к магии?

А.Т.: Любая магия – это большой грех. И никакой «белой» магии не существует. Она даже может привести к неверию. Например, если человек имеет контакты с дьяволом, то шайтан требует оставить веру в Бога и поклоняться ему. Дьявол – это явный враг человека, он никогда и ни за что не хочет нам добра. Поэтому любой, кто занимается магией, участвует в процессе, финансирует – совершает большой грех.

Если человек обратился к магии, то он должен покаяться. Покаяние означает немедленно отказаться от этого, признать свою вину, сожалея о содеянном, и иметь твердое решение не повторять подобного в будущем. Если же человек, занимавшийся магией, вредил другому, то ему необходимо возместить права пострадавшего.

Магией не только запрещено заниматься, но и изучать ее. Исключением являются люди, лечащие пораженных магией. Только они в пределах своей компетенции изучают некоторые колдовские приемы, чтобы противостоять этому.

Family Office: Как ислам относится к современным медицинским технологиям, связанным с искусственным оплодотворением?

А.Т.: Бесплодие лечится с помощью молитвы, а также люди могут обращаться к специалистам по гуморальной медицине. В данном случае, на половые органы женщины не может никто смотреть, кроме мужа, а процедура ЭКО требует этого. Если же врач, который проводит манипуляцию, является мужем пациентки, то это возможно при условии, что здоровью никого из супругов не будет нанесен вред.

В каждом жизненном вопросе есть свои религиозные правила, соблюдение которых несет реальную пользу человеку, его духовности и благосостоянию. Все по Воле Господа.

Family Office: В исламе верят в реинкарнацию?

А.Т.: Нет. Душа — это объект, но неосязаемый. Она создана намного раньше тела. И в исламе сказано о том, что с ней происходит до рождения человека и после его смерти.

На 120-й день беременности женщины Бог посылает одного из своих ангелов, чтобы он вдохнул душу в плод. Именно с этого момента ребенок начинает двигаться. После этого времени аборт — это уже убийство. Поэтому, по мнению некоторых теологов, прерывание беременности до этого момента – не запрещено, если это не вредит здоровью женщины, и она не оголяется перед чужими людьми.

После смерти начинается другая жизнь, которую мы называем барзах. Это жизнь в могиле до воскрешения. В момент смерти ангел изымает душу из тела человека, а когда его уже похоронили, то она возвращается обратно. Она находится в теле до полного его разложения, а потом переносится в другое место. Но тела некоторых людей не разлагаются, например тела Пророков, некоторых святых и др.

Мы верим, что можем получать пользу от умерших святых и Пророков, обращаясь через них к Богу, а им будет благо от наших молитв. Это входит в наши убеждения. Но, к сожалению, существуют и заблуждения у тех, кто прикрывается исламом. Они считают обращение к Богу через святых и Пророков язычеством и неверием. Эти экстремисты призывают казнить тех, кто взывает к Создателю подобным образом.

Family Office: Каково отношение к смертной казни в исламе?

А.Т.: Такой вид наказания возможен при наличии настоящего исламского государства и шариатской судебной системы с органами исполнения наказаний. Самосуд и кровная месть – неприемлемы.

При вынесении приговора убийце, который совершил злодеяние преднамеренно, суд обращается к родственникам жертвы. Если они настойчиво требуют казни преступника, то она осуществляется. Если же они согласны на освобождение убийцы за выкуп или безвозмездно, то его освобождают.

Family Office: Что такое любовь и что такое счастье?

А.Т.: Ответ на Ваш вопрос зависит от убеждений самого человека. Если цели человека – в наслаждении, и человек не верит, что будет давать отчет на том свете, то у него свое понимание счастья. Он может на основании этого мировоззрения делать все, что угодно. Увы, в понимании такого человека любовь и счастье — это добыча. Поэтому он будет с одной женщиной, только пока она хороша. А когда она болеет или утратила былую привлекательность — он уйдет.

Если же человек духовно богат, то у него другие приоритеты. Он следует учению Пророка о том, как и с кем строить отношения, как выбирать себе спутника жизни. Любовь между людьми связана с доброжелательностью и жертвенностью.

Когда жена и муж могут искренне пожертвовать чем-то ради друг друга, тогда счастье есть у обоих. И если есть такое взаимопонимание, то это и есть любовь, которая остается, несмотря на возраст и прожитые годы.

Но прежде всего мусульманин должен любить Всевышнего – больше, чем кого-либо другого. Конечно, у человека есть жизненные заботы и хлопоты, и простые дела, которые отвлекают. Но путь аскетизма помогает ему не уходить от поставленной цели – его приоритетом является то, что приносит больше пользы. Сердце такого человека очень чистое, и такие люди видят то, чего не видят остальные.

Family Office: В исламе есть понятие судьбы?

А.Т.: Конечно. Мы верим, что все происходящее было предопределено Всевышним. Он всезнающий, и до того, как создал кого-либо, он знал, кто или что с кем и чем и когда будет. Все предопределено еще до нашего рождения. Люди наделены разумом, потому что Всевышний хотел, чтобы мы делали выбор и сами несли ответ за этот выбор.

Нам сказано, что есть рай, ад и что есть отчет. Всевышний знал, кто и что будет выбирать в этой жизни. И Он хотел, чтобы это произошло. Все происходит по могуществу Всевышнего.

Family Office: Расскажите о Вашей семье.

А.Т.: У нас с супругой пятеро детей и уже четверо внуков. Самая младшая дочь в следующем году окончит школу. А та, что постарше, оканчивает магистратуру. Она будет педагогом, к чему стремилась с самого детства. Еще одна моя дочь замужем, и они с супругом живут на его родине. А самая старшая получает ученую степень за рубежом. Сын же работает вместе со мной. Он руководит медиа-отделом. И не так давно сам стал отцом.

Family Office: Ваша супруга работает?

А.Т.: Моя супруга работает больше всех. Она не дает мне думать о какой-либо проблеме быта. Она решает домашние вопросы, помогает мне в духовной и общественной работе, в организации мероприятий и многом другом. Она — моя поддержка и крепкий тыл.

Family Office: Как Ваши знания как бизнесмена пригодились на позиции муфтия?

А.Т.: Я не считаю себя бизнесменом, а скорее математиком и инженером. Если заниматься мирскими делами мусульман, то эти навыки помогают. Я люблю системность и организованность. Это помогает в организации работы многонациональной общины мусульман Украины.