пн
  • 15
  • вт
  • 16
  • ср
  • 17
  • чт
  • 18
  • пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • пт
  • 10
  • сб
  • 11
  • вс
  • 12
  • пн
  • 13
  • вт
  • 14
  • ср
  • 15
  • чт
  • 16
  • Светлана Щегрикович: "Дегустатор обязан ставить правильные диагнозы"

    Светлана Щегрикович: "Дегустатор обязан ставить правильные диагнозы"
    Светлана Щегрикович
    27 августа 2018 15:50:18
    1491
    Глава фуд-департамента импортных контрактов Fozzy Group Светлана Щегрикович знает об оливковом масле всё. Она входит в состав жюри Flos Olei – престижного ежегодного итальянского гид-рейтинга по оливковому маслу. В эксклюзивном интервью Марине Гладкой она рассказала, как выбрать лучшее оливковое масло.

    По вкусу оливкового масла опытный дегустатор определит регион и даже опишет характер самого фермера и состояние оборудования. О том, каким должно быть качественное масло и в каком справочнике стоит искать лучших производителей, рассказала Светлана Щегрикович, руководитель направления фуд-департамента импортных контрактов Fozzy Group, член жюри международного гида по оливковому маслу Flos Olei.

    Марина Гладкая: В международном составе жюри гида Flos Olei есть еще представители Украины?

    Светлана Щегрикович: Пока я единственная из Украины и собственно из СНГ, что делает нашей стране честь и дает возможность поставлять, действительно, заслуживающее внимания оливковое масло. Людей, которые понимают, чувствуют масло и могут войти в состав международного жюри, во всем мире мало, а я знакома с ними лично. Все, кто ценят достойное оливковое масло, находятся в одном рукопожатии с мировыми чемпионами и экспертами, мы ставим подписи на бланках, определяя победителя, вы же отдаете свои голоса, делая выбор при покупке.

    М.Г.: Через что должен пройти дегустатор оливкового масла, особенно, если он в команде международного гида?

    С.Щ.: Работать над справочником почетно и ответственно одновременно. Гид требует большого вложения твоего личного времени, средств, при этом никто не отменял мою обычную работу. Это просто жизнь, а значит важно толково распределить время. Дегустаторы годами учатся понимать продукт, тренируют рецепторы, в том числе на масле, которое продавать нельзя. Как вы понимаете, и гадость тоже приходится пить, а как иначе изучить материал? Дегустатор обязан ставить правильные диагнозы, знать, почему масло стало именно таким, какие действия технологов приводят к хорошему результату, а какие к плохому. По качеству конечного продукта опытный дегустатор способен даже увидеть в красках, как выглядит цех, и способен описать характер владельца. Например, вы обнаружили явный привкус кошачьей мочи, простите, значит оборудование тщательно не мыли, санитарное состояние тут под большим вопросом, халатность налицо. Есть вкус неприятной горечи – значит собирали опавшие, перезревшие оливки. Уловили странный аромат подвала, вкус плесени – плоды передержали, загнали под пресс испорченными. Эксперты на то и эксперты, чтобы среди бьющих себя в грудь «специалистов» распознать самозванцев и не позволить им войти в историю гида, а покупателей уберечь от траты денег.

    М.Г.: Чем один гид по маслу отличается от другого?

    С.Щ.: Гид должен быть информативным. По крайней мере наша задача, экспертов Flos Olei - обращать внимание именно на достойных. Квота доверия высокая и ее нужно поддерживать, производитель и потребитель одинаково хотят открыть справочник и увидеть истинную картину того, что происходит на мировом рынке, кто держит качество, где оно проседает. Увы, не все справочники дают ту информацию, которая необходима. Например, американский гид очень сильно отличается своим подходом к делу. У них только 150 золотых медалей за первое место, потом идет второе, третье и на каждом сотни компаний. Открывая такой ресурс, ты не поймешь ровным счетом ничего – кто на самом деле лучший? Сильно напоминает клубную историю, ты в гиде – добро пожаловать в семью производителей масла, всё. Моя задача как эксперта иная – найти лучших, составить рейтинг.

    М.Г.: У фермеров больше шансов попасть в гид или меньше?

    С.Щ.: Например, Flos Olei, в котором я участвую не первый год, всегда находится в поиске, в то же самое время скрупулезно проверяет уже отобранные хозяйства, очень строго оценивает как работу магнатов индустрии, так и компании поменьше. Важны же доверие и стабильность качества, поэтому мы каждый год проводим экспертизу. Увы, не все фермеры относятся к делу так, как нам хотелось бы. Борьба за качество отсеивает слабых, неспособных держать марку, что на самом деле сложно. Люди есть люди. Гид же без стержня никому не интересен: закон суров, но это закон.

    М.Г.: Чем фермерский подход к производству оливкового масла отличается от индустриального?

    С.Щ.: Скажу сразу, сильные и слабые стороны есть у всех. Промышленник чаще скупает чужой урожай и делает масло из разных сортов, что не есть плохо. Кроме того, он выигрывает мощностью, возможностью давать стабильное качество за счет объема и технологий. Крупные компании легче справляются с кризисами тяжелых лет. Фермер же, как правило, работает исключительно на своих сортах, борется за их здоровье, зависит от урожая оливок и тяжелее переносит проблемные ситуации. С другой стороны, фермер имеет уникальную возможность изготовить масло из одного сорта оливок или составить особенный купаж из плодов, которые вырастил сам, но в одиночку ему тяжело бороться с магнатами. Фермеры объединяются в кооперативы. Внутри таких коллабораций периодически вспыхивают бунты – кто-то более совестливый, кто-то проспал один день, загубил оливки, испортил общую картину, подорвал репутацию. Фермеру тяжело соперничать с индустриальными силачами, важны грамотные объединения в кооперативы, и они есть. Например, семейная компания Frantoi Cutrera в 2010-м была признана лучшим производителем масла и до нынешнего времени им удается держать марку. Восемь лет семейная компания на страницах гида!

    М.Г.: Отжим масла на старинных жерновах - это миф или правда дает уникальный продукт?

    С.Щ.: Нет, нет и еще раз нет. Все истории о жерновах, возвращении к истокам могут быть интересны с исследовательской точки зрения как погружение в процесс для общего развития школьников, но говорить о производстве и серьезной конкуренции на таком оборудовании в наше время нельзя.

    М.Г.: В чем слабая сторона производства масла старинным методом при помощи жерновов?

    С.Щ.: Камень пористый, а это благодатная почва для размножения грибков. Жернова тяжело полностью очистить, вымыть идеально, они сохнут долго. В порах остаются частицы мякоти, начинается брожение, влага способствует развитию плесени, что впоследствии отразится на вкусе масла. Даже если производитель собрал чудесные оливки, но не почистил оборудование, увы, масса подвергнется заражению, за считанные часы процесс прогрессирует. Другое дело, современная аппаратура – чистота как в операционной, все этапы механизированы, отточены, поверхности не накапливают остатки мякоти и легко моются, быстрее сохнут. Когда идет сбор урожая, каждая же минута на счету, настоящая борьба за вкус масла, а это значит - медлить нельзя, ты не можешь позволить себе ждать, пока высохнут каменные жернова. Люди не спят сутками, серьезно. Главы крупных компаний ведут реальные битвы за урожай. Чуть задержался, и оливки начинают портиться. Поэтому жернова отпадают однозначно, по крайней мере для тех, кто серьезно относится к качеству продукта и нацелен держать планку. Оливки достаточно агрессивны, а рынок ждет идеальный продукт и никакая красивая история о дедовском методе ситуацию не спасет.

    М.Г.: Что важно знать о масле начинающему дегустатору?

    С.Щ.: В Киеве есть школа, где я преподаю и в нее с каждым новым набором сложнее попасть. Кстати, итальянцы отметили, насколько молодое поколение украинцев с жаждой тянется к приобретению знаний. Сегодня у нас в стране процент молодежи, понимающей в тонкостях производства масла и вкуса, выше, чем в Италии. С вином та же история. Вкратце, первое правило – никогда не обращать внимание на цвет масла и как следствие - не стремиться определить качество продукта через стекло. Второе - пресечь все возмущения тех, кто сетует на слишком темную тару, через которую ничего не видно. Уважающий свой продукт производитель помнит о трех врагах оливкового масла: воздух, температура, солнечный свет. Все великое масло разливается исключительно в бутылки темного цвета. Только так получится сохранить его качество, иначе нет.

    М.Г.: Если бутылка прозрачная, значит производителю не стоит верить?

    С.Щ.: Не всегда, иногда прозрачное стекло намекает на то, что масло имеет ограниченный срок хранения и чтобы получить удовольствие, его нужно съесть быстро. Например, масло первого осеннего урожая нефильтрованное продают в прозрачной таре, но! Его важно продать до марта!!! Свет убивает полезные составляющие, оно устанет, вкус поблекнет. Кстати, начинающему дегустатору полезно знать – вкус такого масла в ноябре и весной сильно отличается.

    М.Г.: Что еще важно знать начинающему дегустатору?

    С.Щ.: Легче всего и продуктивнее проходят занятия или профессиональные дегустации по отбору масла для справочника в теплую половину года. Зимой сложно, все твои инструменты – нос, рецепторы, язык – страдают от перепада температуры. Если дегустатор перенес простуду, ему как минимум две недели придется возвращаться в форму. Жирная пища убивает рецепторы, а в холодный период она составляет большую часть рациона питания. Хотите стать классным дегустатором – не используйте парфюмы, отказывайтесь от алкоголя и курения, занимайтесь спортом, чтобы зимой не болеть, и вперед! Удачи!