Во имя балета
Пышная многослойная юбка, напоминающая длинную балетную пачку, все еще остается популярной вещью в гардеробе модниц.
Впрочем, назвать ее полноценной классической балетной пачкой вряд ли будет правильно: балетная пачка – это короткая «торчащая» юбка, которая не спускается до колен. В определенном смысле столь востребованная многослойная юбка – это вариация балетного исторического хитона, только гораздо более пышного. Шьют такую юбку из фатина, крайне легкого полупрозрачного материала, который практически не мнется, чем и очень хорош, привлекателен в носке. Такая многослойная юбка легко придает любому образу повышенную романтичность: кажется, что перед нами легчайшее балетное существо, истинная настоящая сильфида, попавшая на городскую улицу по какому-то недоразумению. Ведь ее истинное место, разумеется, на сцене, ну, или, по крайней мере, в каком-нибудь высшем из наиболее возможных обществ.
Из высшего общества такая юбка, собственно, и вышла. Здесь можно, конечно, легко вспомнить все исторические наряды XIX века (за исключением, пожалуй, стиля ампир, пропагандировавшего все-таки прямой силуэт и талию «под грудью»). Первый в мире профессиональный кутюрье Фредерик Чарльз Ворт (изобретатель, кстати, кринолина) предложил модницам Второй империи (вторая половина XIX века) инновационный турнюр, который зрительно делал юбку значительно шире и сексуальнее. Более поздняя мода – belle époque, ар-нуво – вернулась к более прямым формам. И уж совсем бесповоротно выпрямил женский силуэт стиль ар-деко, предложивший модницам платья-футляры с талией на бедрах (фасон la garcone).
Возвращением пышных романтических фасонов мы, вне всяких сомнений, обязаны Кристиану Диору, представившему в суровом и холодном феврале 1947 года свой революционный new look. Приталенный жакет bar, подчеркивавший талию и грудь, сочетался в new look Диора с пышнейшей юбкой, на которую уходило в десять раз больше ткани, чем того требовала прежняя довоенная мода. Романтический стиль женщины-цветка, принцессы, сбежавшей из дворца, придуманный Диором как противовес военной «нищей» моде, вызвал настоящий фурор, шок и волну подражаний. Собственно, вся мода относительно благополучных 1950-х годов прошла под знаком new look Кристиана Диора (его формы, в частности, перенял такой известный в прошлом французский модельер, как Жак Фат; довольно посмотреть в данном случае на его рекламные афиши тех лет). Пышные многослойные юбки были отмечены даже в советской консервативной моде: достаточно вспомнить комедийные фильмы Гайдая 1960-х годов.
Позднее, в 1970-1990-х годах, многослойная юбка практически полностью исчезает из поля зрения мировых дизайнеров. Она вновь появляется лишь в середине 2010-х годов, и на это была своя причина. Мировой глянец заметил и принял в свои ряды не только выдающихся спортсменок (спасибо им за моду на спортивную одежду и, в частности, на неизменные всемогущие кроссовки). Страницы журналов запестрели разновозрастными и разноформатными балеринами с мировым именем. Прелестные этуали различных мировых балетных сцен стали звездами гламурных глянцев. Соответственно, стали популярными и их сценические костюмы – трико, пачки и хитоны. Поскольку интересующий нас балетный хитон – одежда все-таки почти полностью прозрачная, дизайнеры «усилили» его многослойностью, используемой при пошиве ткани. Так вот и появилась «балетная» юбка до колена или до пяток из легко полупрозрачного фатина.
Фото: iStock by Getty Images
Уживчивость такой юбки «сильфиды» в гардеробе объясняется не только ее заметной романтичностью (а это все-таки чрезвычайно романтичная одежда), но и тем, что носить «хитон» можно как с балетками (их тоже ввели в моду глянцевые балерины), так и с тяжелыми мужские ботинками вроде Dr Martens, и с обычными белыми или цветными кроссовками. К тому же верх может быть любым – от грубого «промышленного» свитера до легкой и простой белой футболки. Пиджаки и плащи, а также куртки-бомберы также не исключаются. Другими словами, этот самый романтичный предмет современного гардероба оказался очень воспитанной и «терпеливой» вещью: гражданский хитон будет рад любому соседству.