Посмертная слава vs жизненных удач
Должен ли художник быть благополучным в жизни, размышляет блогер, искусствовед Светлана Любченко.
На моей испанской кухне висит украинский календарь. Я каждый год покупаю такие, с репродукциями картин, они часто продаются в столичных переходах. Этот стоил аж 40 грн. Переворачивая очередную страницу, я всегда читаю о художнике, если вдруг его не знаю. Как в случае с героем сентября.
Британец Артур Элсли пополнил мою копилку мыслей на тему равновесия между гениальностью художника, его материальным достатком и успехом в жизни. Обычным успехом по человеческим меркам, куда вписываются розовощекая юность, несколько революционное отрочество и обеспеченная, благополучная старость.
Сравнила я его, например, с Полем Гогеном. Творили они с Элсли примерно в один промежуток времени – вернее, начали творить и вошли в зрелую фазу. Ибо Гоген умер в возрасте 55 лет, как всем известно, в болезнях и нищете, а Артур Элсли – в 91 год, прожив почти век в своем доме, достатке и почете.
Пока Гоген мучился, творил, бросал вызов обществу и создавал новые смыслы, Артур Элсли вполне себе благополучно писал детишек и собачек, которые пользовались бешенным успехом у публики. Отлично тиражировались на открытках и другой, если так можно сказать, бытовой полиграфии, что и доказывает мой настенный календарь). И вот пока у одного жизнь катилась под откос, у второго она медленно и уверенно набирала обороты. Скопил деньжат, удачно женился, собачки и дети прекрасно конвертировались в фунты стерлингов.
Нет, не подумайте, что я против картин Элсли. Они очень милы, и я такой стиль даже люблю на всяких безделушках. Сама для себя называю таких художников "декораторами". Так вот вечный риторический вопрос: от того, что его картины стоят сейчас миллионы, какая польза умершему рано и в отчаянии Гогену? И был ли самореализован Элсли, проживший нормальную сытую жизнь (кстати, его картины тоже висят в музеях)? Конечно: не стоят столько, как Гоген, но ведь заняли же свое место в живописи. Что же лучше – посмертная слава или прижизненная удача? У меня нет ответа, каждый выбирает для себя то, что ему ближе в этот момент )
Вспомним, как мучились импрессионисты, чьи полотна были гораздо менее шокирующими. Но в 1872 году, когда появилось «Впечатление» Моне, этот революционный манифест импрессионизма, на живописной сцене повсюду властвовал академизм. А вот на изломе веков, когда вошел в силу Пикассо, люди были уже гораздо более готовы к разнообразным вызовам. Поэтому после смерти Гогена в 1903 году он немедленно был канонизирован.
Между прочим, у Гогена тоже были собачки и пасторали) Картина так и называется – «Таитянская пастораль»)
Сегодня в мире web и промышленного дизайна художнику трудно умереть с голоду, он всегда найдет себе применение. Даже если бросает вызов принятым и непринятым стандартам, как Хёрст, или стремится заслужить ореол таинственности, как Бэнкси. Так что, пожалуй, дилемма – прижизненный успех или посмертная слава – все-таки осталась в прошлом…