чт
  • 18
  • пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • пт
  • 10
  • сб
  • 11
  • вс
  • 12
  • пн
  • 13
  • вт
  • 14
  • ср
  • 15
  • чт
  • 16
  • пт
  • 17
  • сб
  • 18
  • вс
  • 19
  • Посмертная слава vs жизненных удач

    Светлана Любченко
    PR-специалист, копирайтер, лектор
    17 сентября 2019 16:38
    600

    Должен ли художник быть благополучным в жизни, размышляет блогер, искусствовед Светлана Любченко.

    На моей испанской кухне висит украинский календарь. Я каждый год покупаю такие, с репродукциями картин, они часто продаются в столичных переходах. Этот стоил аж 40 грн. Переворачивая очередную страницу, я всегда читаю о художнике, если вдруг его не знаю. Как в случае с героем сентября.

    Британец Артур Элсли пополнил мою копилку мыслей на тему равновесия между гениальностью художника, его материальным достатком и успехом в жизни. Обычным успехом по человеческим меркам, куда вписываются розовощекая юность, несколько революционное отрочество и обеспеченная, благополучная старость.

    Сравнила я его, например, с Полем Гогеном. Творили они с Элсли примерно в один промежуток времени – вернее, начали творить и вошли в зрелую фазу. Ибо Гоген умер в возрасте 55 лет, как всем известно, в болезнях и нищете, а Артур Элсли – в 91 год, прожив почти век в своем доме, достатке и почете.

    Пока Гоген мучился, творил, бросал вызов обществу и создавал новые смыслы, Артур Элсли вполне себе благополучно писал детишек и собачек, которые пользовались бешенным успехом у публики. Отлично тиражировались на открытках и другой, если так можно сказать, бытовой полиграфии, что и доказывает мой настенный календарь). И вот пока у одного жизнь катилась под откос, у второго она медленно и уверенно набирала обороты. Скопил деньжат, удачно женился, собачки и дети прекрасно конвертировались в фунты стерлингов.

    Нет, не подумайте, что я против картин Элсли. Они очень милы, и я такой стиль даже люблю на всяких безделушках. Сама для себя называю таких художников "декораторами". Так вот вечный риторический вопрос: от того, что его картины стоят сейчас миллионы, какая польза умершему рано и в отчаянии Гогену? И был ли самореализован Элсли, проживший нормальную сытую жизнь (кстати, его картины тоже висят в музеях)? Конечно: не стоят столько, как Гоген, но ведь заняли же свое место в живописи. Что же лучше – посмертная слава или прижизненная удача? У меня нет ответа, каждый выбирает для себя то, что ему ближе в этот момент )

    И вообще на этот вопрос трудно найти ответ. Например, Рубенс имел и то, и другое. Когда у художника есть здравый смысл в сочетании с искрой гениальности, это поистине дар Божий. Иногда талантливый художник терпит крах лишь потому, что опередил свое время. Как Гоген. А вот тот же Пикассо попал в струю. Родись его гений на 50 лет раньше, разве добился бы он такого оглушительного успеха?

    Вспомним, как мучились импрессионисты, чьи полотна были гораздо менее шокирующими. Но в 1872 году, когда появилось «Впечатление» Моне, этот революционный манифест импрессионизма, на живописной сцене повсюду властвовал академизм. А вот на изломе веков, когда вошел в силу Пикассо, люди были уже гораздо более готовы к разнообразным вызовам. Поэтому после смерти Гогена в 1903 году он немедленно был канонизирован.

    Между прочим, у Гогена тоже были собачки и пасторали) Картина так и называется – «Таитянская пастораль»)

    Сейчас она, эта вот «Таитянская пастораль», находится в Эрмитаже, купить ее нельзя. Но, к примеру, другая его работа «Когда свадьба» была приобретена в 2015 году за $300 млн коллекционером из Катара. Этой суммы Гогену хватило бы на целую безбедную жизнь.

    Сегодня в мире web и промышленного дизайна художнику трудно умереть с голоду, он всегда найдет себе применение. Даже если бросает вызов принятым и непринятым стандартам, как Хёрст, или стремится заслужить ореол таинственности, как Бэнкси. Так что, пожалуй, дилемма – прижизненный успех или посмертная слава – все-таки осталась в прошлом…