Торговая марка как предмет коллекционирования
В наш век использованием в рекламе произведений искусства никого не удивишь, более того, среднестатистический потребитель с равнодушием взирает на приемы маркетологов по привлечению известных художников к созданию товарных знаков и логотипов. Вяло наблюдает он и за появлением новых торговых марок, анонсируемых знаменитостями. Почему и как торговая марка становится артефактом — в блоге эксперта антикварной галереи ARS Kerylos Валерия Жукова.
Казалось бы, у человечества выработан иммунитет равнодушия против навязчивых рекламных кампаний и психологических маркетинговых подтекстов, в том числе с участием мировых звезд и популярных личностей. Тем не менее, действенность рекламы и обратная связь с лояльными потребителями говорит об обратном.
Когда бренд становится артефактом
Распространенная ошибка — считать артефактами только предметы древности, найденные, допустим, во время археологических раскопок или, на худой конец, на чердаке у бабушки. Между тем, артефактом может стать любое орудие труда или продукт труда как результат производственного процесса. И если раньше путь прохождения такого продукта с момента создания до обретения исторической или культурной ценности составлял сотни лет и даже тысячелетия, то в ХХІ веке на это уходит всего пару десятков лет. Классический пример — стоимость первых моделей компьютеров и телефонов Apple.
В США с успехом существует целый ряд аукционов, специализирующихся на продаже потребительских товаров, связываемых с поп-культурой. Одним из таких является Morphy’s. Это классический аукционный дом в Лас-Вегасе, основанный сравнительно недавно — в 1997 году.
Спустя пять лет после основания владельцы аукциона посчитали, что им тесно в рамках традиционного искусства и создали раздел торгов, посвященный рекламе и предметам потребления.
Среди пользующихся спросом лотов: реклама бритвенных принадлежностей, игровые автоматы и торговое оборудование, выпускавшееся в ХХ столетии. В том же 2012 году на аукционе Morphy’s реализовали коллекцию пивных банок за рекордную сумму в $1,5 млн. Однако несколько лет подряд на аукционах, как горячие пирожки, разлетаются лоты, связанные с брендом Coca-Cola.
Старинную бутылку Coca-Cola продали за $110 700
14 апреля 2019 года бутылку Coca-Cola, изготовленную в 1915 году, реализовали на аукционе Morphy’s за $110 700. Редкую стеклянную бутылку обнаружили в коллекции уволенного работника — старожила предприятия Coca-Cola, который когда-то работал на стекольном заводе Root Glass. На основании бутылки — оттиск «Атланта, Джорджия, 1915 год».
По словам президента Morphy Auctions, обнаруженная бутылка является одной из двух сохранившихся в мире и пребывает в идеальном состоянии: без сколов, трещин и следов износа. Новый владелец — частный коллекционер — предпочел остаться неназванным.
Какую торговую марку выбрать для коллекционирования
Я не дам читателям ответ на вопрос, какой из брендов выбрать для коллекционирования. Будущий собиратель должен самостоятельно научиться определять с первого взгляда торговую марку, чьи товары станут культовыми для нескольких поколений почитателей.
Необходимо на начальном этапе появления торговой марки почувствовать эту обратную связь с удовлетворенным потребителем. А за тем уже инвестировать относительно небольшие средства в выбранную группу товаров. В дальнейшем остается набраться терпения, ждать и надеяться, когда выбранная торговая марка станет одним из самых дорогих брендов в мире. Как следствие — первая линейка продукции упомянутого бренда станет артефактом, а собственное хобби превратится в коммерчески успешный бизнес.
Впрочем, процесс монетизации собственного увлечения зависит не только от собирателя, но и от воли случая. Единственное, что возможно утешит будущих коллекционеров – отчет Всемирной организации интеллектуальной собственности. В 2017 году в мире было зарегистрировано 12,39 млн товарных знаков, и эта тенденция сохраняется. А значит — нашим читателям и будущим собирателям всегда будет из чего выбрать…