пт
  • 12
  • сб
  • 13
  • вс
  • 14
  • пн
  • 15
  • вт
  • 16
  • ср
  • 17
  • чт
  • 18
  • пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • пт
  • 10
  • сб
  • 11
  • вс
  • 12
  • пн
  • 13
  • 16 января — ManSound: многоголосое чудо

    16 января — ManSound: многоголосое чудо
    Александр Рудяченко
    15 января 2019 14:53
    1008

    Есть стопроцентный информповод — у музыкантов 2019-й начинается с яркого события: в среду, 16 января, в 19:00 украинский ансамбль ManSound снова соберет публику на традиционный для этого вокального оркестра Рождественский концерт. Если вы умеете наслаждаться изысканным саундом, самобытными фразировками, тонкими нюансами, интонационной прозрачностью и сбалансированным ансамблем — вам к ManSound. Приходите посвинговать на улицу Архитектора Городецкого, 1-3/11, в Большой зал Национальной музыкальной академии.

    ***

    Времени всегда в обрез, все мы куда-то мчим. Только с подачи генерального менеджера Дмитрия Выговского в перерыве между праздниками и репетициями удалось договориться об интервью. Поэтому обозначив «окно» для разговора с Рубеном Толмачевым, создателем и музыкальным руководителем славного киевского a cappella секстета ManSound, беседуем в прямом смысле на ходу: он — в машине, я — в скайпе.

    — Одиннадцать лет подряд ваш секстет представляет новогодне-рождественскую программу. Почему это важно? Что лично для Вас, Рубена Толмачева, значит Рождество?

    — Тут несколько причин. Во-первых, Рождество — это день, когда наш Бог родился, Иисус Христос, а потом жизнь нам дал и дал нам талант. Во-вторых, это наша искренняя попытка восславить Господа и служить Ему. В-третьих, Рождество – время великой радости, когда служить Господу легко, приятно. Кажется, всё в мире в эти дни славит его Имя.

    — Это точно… Колядки и щедривки считаются одной из древнейших форм народного творчества, из которой вырастала устная поэзия, а затем — национальная музыка. Колядок и щедривок нет только у россиян, у всех остальных славян они есть. Почему и когда они появились у группы ManSound?

    — Вы абсолютно правы, колядки и щедривки — это одна из визитных карточек украинской музыкальной культуры. Тут мы действительно впереди планеты всей. Только документально зафиксированных образцов народного творчества, совершенно оригинальных зимних праздничных…

    — Песнопений?

    — Мелодий, песнопений — более пяти тысяч. И это только записанных этнографами и собирателями фольклора. На самом деле их гораздо больше. У ManSound колядки и щедривки появились лет 20 назад, а вслед за этим был издан наш “Рождественский альбом”, которому уже 13 лет.

    — Вы с кем-то консультируетесь по вопросам подбора репертуара?

    — Скажем так: не все то, что мы исполняем в Рождественском концерте — это украинские колядки. У нас много духовных гимнов, имеющих ирландское, шотландское, французское, американское происхождение. Что касается украинских мелодий, нас никто не контролирует и никто не консультирует. (Задумывается…) Например, лично я вырос в хоре. Да и у каждого из нас огромный опыт знакомства с таким репертуаром. Все эти колядки мы или сами пели, или с детства слышали. В этом вопросе лучшим советчиком выступает жизненный опыт. Колядок много, есть из чего выбирать. И кладезь этот не пересохнет никогда.

    ***

    В Украине всегда рождались таланты, но не всегда они ценились. Не забываем, в Глухове действовала единственная (!!!) в Российской империи специализированная музыкальная школа, где 20 отобранных со всей Гетманщины (Рутении) воспитанников в течение двух лет обучались хоровому пению, а также игре на скрипке, бандуре, гуслях. В Московии подобного и в помине не было…

    Именно в украинском Глухове, старинной гетманской столице, готовили певцов, хористов, оркестрантов для Императорского двора. В частности, каждый год 10 лучших воспитанников попадали в Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербург, чтобы тешить слух царей и цариц. Что интересно, семьи украинских певчих из Придворной капеллы в Санкт-Петербурге по специальному указу гетмана Кирилла Разумовского даже освобождались от налогов, солдатчины и обязательной службы.

    Что нужно сделать, чтобы вернуть былую славу украинской вокальной школе? Этим вопросом Рубен Толмачов не озадачивается. Над ним он упрямо трудится.

    — Еще в 1993 году Вы, Рубен, стали дирижером хоровой капеллы мальчиков и юношей “Дзвіночок”. В этой должности прожит огромный кусок жизни и, невзирая на всякие перемены, хормейстерство Вы не оставили. С чем это связано? Потому что в киевском Дворце детей и юношества у ManSound репетиционная база?

    — Слава Богу, я — счастливый человек. Обе работы, которым я отдаюсь 25 лет, начиная со студенческой скамьи — это единственные работы, которыми с огромным удовольствием занимаюсь.

    — Однолюбом вас не назовешь…

    — Назовите дволюбом… Если серьезно, и с детским хором “Дзвіночок”, и с ManSound как профессионал я могу реализовывать различные творческие амбиции. Хоровая капелла – это не только работа, но и моя жизнь. Представьте, на ниве образования со мной трудится большой коллектив, шесть педагогов. Хоровая капелла мальчиков и юношей “Дзвіночок” — это же 200 детей. А как Вы думали?

    — Ого!

    — Да… Что касается репетиционной базы, то когда она нужна, секстет ее получает. Детский хор много записывает музыки, активно гастролирует. Вот, например, неделю назад мы вернулись из Китая.

    — С хоровой капеллой “Дзвіночок”?!

    — Ну, да. В год мы не менее 30 концертов даем, и не только в Украине, как видите.

    ***

    У одного из лучших хоровых дирижеров Украины Рубена Толмачева в киевском Дворце детей и юношества в день по две репетиции. Первая — как у музыкального руководителя славного киевского a cappella секстета ManSound: перед предстоящим традиционным Рождественским концертом; другая — как у дирижера хоровой капеллы мальчиков и юношей “Дзвіночок”, который вместе с Национальным камерным ансамблем “Киевские солисты” вскоре выступят в рамках Международного хорового фестиваля “Музыкальные встречи”.

    А, чуть не забыл… Старший преподаватель хоровой кафедры Национальной музыкальной академии имени П.И. Чайковского Рубен Толмачев еще и преподает по классу «дирижирование» не первый год. Расспросил о нем коллег. Как только прозвучало имя Толмачева, солистка Национальной оперы Анжелина Швачка оживилась: «Моя любовь! Именно как руководитель и сооснователь ManSound — моя большая творческая любовь! Люблю профи. Очень». — «А какое мнение о секстете ManSound?» — «Гениальная группа! Как хормейстер обожаю такие ансамбли… У нас их на высоком уровне только две, еще “Пиккардийская терция”. Но “мэны”, по моему мнению, круче. Именно благодаря Рубену".

    ***

    Пока живет в Украине свингующее многоголосие, будто молодое вино вливается в старые меха, и словно древнейшие обряды, продолжается современная жизнь. Колядки и щедривки – это партнерский договор народа с Натурой. Их смысл неизменен второе тысячелетие: люди из разных стран хотят в мире, под Богом, жить на своей земле, трудиться, воспитывать детей и быть уверенными, что есть у них Заступник. Неслучайно неотъемлемым атрибутом этого таинства были зерно и хлеб.

    Обходы хаток с плугом и козой, уши у которой были из колосьев, “засевание” на Черниговщине или “посыпание” в Галиции и на Волыни под Новый год, обвязывание снопами деревьев в рождественский вечер или на Рождество, обтанцовывание пчел на Гуцульщине – все это яркие сценки из одного магического театра, где главными персонажами были Бог, человек и радость их сосуществования. И так из года в год, с великой надеждой и огромной любовью.

    — Рубен, скажите, Вы помните Ваше первое крупное выступление — накануне Рождества 1994 года ManSound вышел на сцену киевского Дворца детей и юношества?

    — Очень хорошо помню, это навсегда врезалось в память.

    — Как Вас тогда приняли?

    — С восторгом… Это было едва ли не первое публичное выступление. Никогда об этом не рассказывал, но мы, наверное, полгода никому не показывались, даже не выползали с репетиций… Прежде чем дебютировать, ManSound репетировал почти год, без какой-либо надежды на сцену.

    — Неужели?

    — Да… Пять-шесть дней в неделю, по четыре часа ежедневно. Представляете, как переживали, когда в декабре 1994-го вышли на сцену киевского Дворца детей и юношества. Концерт тот длился от силы 35-40 минут, а нам казалось — вечность.

    — А что-то из того репертуара сохранилось у ManSound?

    — Знаете, да… Мы, наверное, споем 16 января одну песню из репертуара американской группы Take 6.

    ***

    За 25 лет группа ManSound мир объездила: от Тайваня до Испании. Даже в первый же год своего существования несколько месяцев они колесили по США, дав несколько десятков концертов в шести штатах западного побережья. В феврале — марте 2000 года в изменившемся составе секстет совершил большое турне по северо-западу США, где самым ярким событием стал успешный сет на джазовом фестивале Лайонела Хэмптона (Lionel Hampton Jazz Festival) — в присутствии самого мэтра, 91-летнего ветерана джаза.

    — В этом году вокальный секстет ManSound отметит юбилей - четверть столетия музыкальной деятельности. Обычно мужские ансамбли в формате a cappella столько не живут… Что вас держит вместе?

    — Не согласен с вами, что так долго не живут. Есть масса противоположных примеров. Та же “Пиккардийская терция”, что на год старше нас… Немецкий вокальный квартет Flying Pickets, те же американские Take 6, что на десять лет старше ManSound. Почему мы так долго держимся вместе? ManSound — это дело нашей жизни. Нам по-прежнему интересны не только концерты и национальные трассы, но и сам творческий процесс, таинство, пахота репетиций. Наконец, мы друг другу интересны как люди, а это – самое главное.

    — За 25 лет существования формация претерпела много изменений: в 2004-м не стало основателя группы, блистательного аранжировщика Владимира Михновецкого. Не раз менялся состав; в прошлом году тенор Артем Банар заменил Сергея Харченко. Между тем, Вы, бас Рубен Толмачев, и тенор Владимир Сухин остались. Сольной карьеры совсем не хочется, авторский проект замутить?

    — Вы правы в том, что многое в ManSound изменилось. Как и в том, что в силу разных причин из начального состава остались только мы с Володей. Но есть люди, которые в нашем секстете поют 21 год; например, тенор Юрий Роменский… да, и Вилен Кильченко – уже восемь лет, баритон Михаил Вандаловский — почти пять лет… Артем Банар, тут вы правы, куплен недавно: в прошлом году…

    — Куплен?!

    — Ну, да, мы же все в группе — заядлые футболисты. Поэтому часто пользуемся футбольной терминологией. Артем — наш удачный трансфер; раньше он пел форвардом львовской a cappella команды La Vivo. Что касается сольной карьеры… Да, у каждого из нас есть собственные проекты. У меня, например, есть любимый детский хор, которым я, как и ManSound, занимаюсь 25 лет. У Володи Сухина — свой, не менее значимый проект: шестеро детей.

    — О, вижу Вы специализируетесь на секстетах!

    — Не поверите, эта цифра у нас постоянно обыгрывается в шутках.

    ***

    Опытные меломаны знают: за 35 лет своей истории американский a cappella секстет Take 6 выпустил 15 класснейших альбомов. Они задокументировали, как естественно, не торопясь, от стиля госпел (вокальный жанр духовной христианской культуры; евангельская музыка), через урбан и джаз, ансамбль пришел к исполнению современного R&B. Перед интервью я специально послушал последний альбом формации — Iconic (“Знаковый”, 2018). Просто блеск, виртуозность в изложении a cappella! Закономерно, что это №1 в категории “джаз” влиятельного американского еженедельника Вillboard.

    — В самом начале творческой карьеры ManSound действительно равнялся на американский секстет Take 6. Как заявлял создатель ансамбля, композитор и аранжировщик Владимир Михновецкий, вокальная команда из Хантсвилла, штат Алабама, была тогда “лучшей в стиле черной музыки”…

    — Да, Take 6 - они такие.

    — У кого теперь и что Вам, Рубен, хотелось бы перенять?

    — Каждый из алабамской шестерки совершенен как вокалист. Технически они вооружены бесподобно, каждый участник Take 6 уникален и неповторим. Тут нам есть чему поучиться, да, и многое в личном исполнительском мастерстве можно было бы перенять. С другой стороны, если взять исходную точку в развитии ManSound, за четверть столетия мы тоже проделали огромную работу. В ощущении свинга, импровизационности, в плане ансамблевого звучания ManSound очень продвинулся. Хотя по-прежнему Take 6 — это боги.

    ***

    Не спеша, но с внутренним драйвом течет наш разговор… После репетиции Рубен Толмачев уже успел доехать домой, мы прервались на десять минут, а я физически чувствую мощь голоса и точную нюансировку во фразах.

    При любых обстоятельствах ему, кажется, под силу выстроить многоголосие, раз уж оно всем возрастам покорно. И не возникало никаких вопросов, почему в 2014 году Заслуженный артист Украины (2009) Рубен Толмачев стал главным хормейстером масштабного телепроекта “Битва хоров” на канале “1+1”. Если помните, тогда с Русланой в эфире приключилась истерика, когда возглавляемый ею хор из Львова в финале исполнил песню “Океана Эльзы” и опередил конкурентов из Донецка (II место) под руководством Златы Огневич и хор из Севастополя (III место) под руководством Ирины Билык. Дирижировал девичьими страстями Рубен Толмачев.

    — В репертуаре ManSound всегда было много духовной музыки. Скажите, а Вы лично верите в Бога? Насколько мне известно, Вы — прихожанин прихода Святого Архистратига Михаила?

    — Скажем так: мы все — верующие люди, но разных конфессий. Хотя на заре ManSound был связан именно с баптистской церковью англиканского толка. Долгое время мы чувствовали себя группой прославления этой Церкви. Некоторые из нас крестились в этой церкви. Так продолжалось не один год, мы проникали в Традицию: ездили с концертами по миру, обретали сценический опыт, учились искусству общения с аудиторией, в том числе иноязычной. Бог нас слышал, и мы учились у Господа.

    — На самом деле вся американская духовная музыка – госпел — выросла в Церкви. Например, те же Take 6 до сих пор остаются адвентистами Седьмого дня, а участник их стартового состава, второй тенор Мервин Уоррен признался: “Мы намеренно делаем нашу музыку привлекательной, чтобы Послание услышали даже те люди, которые обычно не слушают христианскую музыку”.

    — Абсолютно точно. Тут Америку Мервин Уоррен не открыл. Во все времена в христианских церквях звучала лучшая музыка своей эпохи. С одной стороны, а у кого же должно быть лучшее искусство восхваления Господа? С другой стороны, Церковь всегда представляла широкую платформу для творчества: писать возвышенную музыку, исполнять в лучшем зале города, найти благодарную аудиторию.

    — В чем-то времена изменились, а в чем-то нет?

    — Мы все — верующие люди, правда, посещаем разные приходы.

    — Это чувствуется. И — это убедительно.

    — Что могу еще добавить, выход на сцену ManSound предваряет молитвой.

    ***

    Знаете, что удивительно в год обретения Томоса Украиной? По-моему, даже незаметно для себя во второй четверти столетия своего существования киевский a cappella секстет ManSound не теряет связи с американской духовной музыкой, почитает коллег из Алабамы, чуть раньше отправившихся в Путь, но ищет собственный голос, а обратившись к колядкам и щедривкам, находит свои корни. Вот она, яркая сценка из вертепа образца 2019-го! И не первое столетие в этом магическом театре главными персонажами остаются Бог, человек и радость их сосуществования. И так из года в год, с великой надеждой и огромной любовью.

    — Для мужчин есть еще один объект преклонения….

    — Ну-ка, ну-ка.

    — Ладно, напомню… Рубен, скажите, изменилась ли с годами ваша эстетическая концепция “поем-без-женщин-но-для-женщин”? И как Вам иная концепция бойз-бэнда, выдвинутая британским продюсером Саймоном Коуэллом, создавшим сначала Westlife, а затем — Il Divo? Говоря о последнем квартете, продюсер так описал сверхзадачу: мы создали ансамбль, где все участники поют как “Три тенора”, а выглядят - как модели Armani.

    — Я понимаю, о чем говорит Саймон Коуэлл. Но… Это не о нас. С огромным уважением лично я отношусь к успешным проектам в мировом шоу-бизнесе: если это работает, пусть работает.

    — Вам не кажется, что крайне мало развит в украинском шоу-бизнесе сегмент вокальной музыки? Для такой огромной певучей страны, как наша, двух a cappella ансамблей маловато. В Соединенных Штатах их добрых два десятка: King’s Singers, Manhattan Transfer, Cliff Adams, New York Voices, Boyz II Men, Young Men Sent и др. Кстати, Вы никогда не думали о совместном проекте с “Пиккардийской терцией”, спеть специальную программу в 12 голосов?

    — Несколько раз мы это даже делали.

    — Да?!

    — На самом деле мы довольно часто с ребятами пересекаемся — рынок-то в Украине небольшой. Когда в 2018-м мы устраивали международный фестиваль вокальной музыки a cappella Vocal Zone имени Владимира Михновецкого, Украину представляли три коллектива. Кстати, “пиккардийцы” были первыми приглашены. Вместе с коллегами в 2011 году мы отыграли на площади Рынок во Львове, в рамках программы Alfa Jazz Fest 2017 каждый – свой сет, а потом в 12 голосов спели…

    — Что?

    — Гимн Украины.

    — Это не досужий вопрос. Популяризируя вокальное искусство в студенческой аудитории, две великие американские a cappella команды Take 6 и Manhattan Transfer, выступили вместе 16 ноября 2016 года в Центре исполнительского искусства при Университете Дикси в Сент-Джордже, штат Юта.

    — Интересно, какая была стоимость билетов?

    — Очень демократичная — $25.

    — Невероятно!

    ***

    Не упустите свой шанс услышать в ближайшее время ManSound – это высококлассное вокальное 3D в шесть голосов. Ансамбль крепкий, с манерой самобытной и постоянной включенной Божьей искрой. Их уже звали выступить более чем на 70 музыкальных фестивалях мира, а каждый из десяти альбомов группы официально номинировался на всемирный “акапельный Оскар” — награду Contemporary A Cappella Recording Awards (CARAS).

    Шесть роскошных мужских голосов - теноры Владимир Сухин, Вилен Кильченко, Юрий Роменский, Артем Банар, баритон Вячеслав Рубель и бас Рубен Толмачев, занимаются своим делом – любимым, мужским. А капелла – кстати, с латыни это переводится “как в часовне” – по нотам и преданно исполняют известные стандарты в своих фирменных аранжировках. Звучит все это, слава Богу, божественно. Так с народом говорят реликвии.

    — Вы вспомнили агентство “Квартал-Концерт”, и тут же вопрос… После киевского концерта вы отправитесь в мини-тур по филармониям: 17 января — Львов, 19 января — Черкассы, 22 января — Житомир. Какие дальше планы?

    — Сегодня буквально появилась новость, что 22 марта этого года “Квартал-Концерт” сделает нам сольник в МЦКИ “Октябрьский дворец”. И это, как бы, станет началом подготовки к нашему юбилейному туру.

    — Он планируется весной?

    — Нет, юбилейный тур ManSound планируется на осень: октябрь — часть ноября…

    Прекрасно, будем держать кулачкиИ заключительный вопрос… По своему происхождению колядки — это первобытные магические формулы, где молящийся возносит просьбы к Богу. Уже есть окончательный плей-лист концерта 16 января? И какие у вас будут просьбы к Иисусу?

    — Плей-лист практически готов. И рецепт тут прост. Поскольку Рождество – традиционный праздник, то, как и на новогоднем столе, у нас будет полный ассортимент: что-то хорошо известное, а что-то — экзотичное.

    — Сколько «блюд»?

    — Не меньше 20.

    — По краям под скатертью чеснок?

    — А как же! В основном – рождественская музыка, но не только она.

    — О сюрпризе расскажете?

    — Недавно, в сентябре 2018-го, мы и с ManSound съездили в Китай, поэтому приготовили слушателям одну тайваньскую песенку под кисло-сладким соусом…

    — Пентатоника, все дела?

    — Да… А просьба к Иисусу у нас одна: Господи, дай силы принимать все уготованное Тобой смиренно, с радостью. С миром в сердце. И, конечно, мира нашей стране.

    — Золотые слова.


    Рождественские фото: Инна Вандаловская

    Студийные фото: Студия Вадима Куличенко