Анна Гречишкина: «Я хочу побывать во всех странах мира»
В эксклюзивном интервью Family Office бесстрашная украинка рассказала о людях, дорогах, слезах, мечтах и благотворительности.
В Варшаве Заходней приезжающих встречают яркие борды польского банка Pekao S.A, на которых наша украинская мотопутешественница Анна Гречишкина рекламирует для соотечественников в Польше услуги банка. Но украинцам ее имя известно давно: еще 10 лет десять назад девушка увлеклась мотоциклом и в 2013 году выехала в кругосветное путешествие.
Анна — киевлянка, окончила здесь гимназию, изучала английский язык и литературу в Национальном лингвистическом университете, успела также поучиться в Международном институте бизнеса и окончить колледж в Канаде. По профессии работала на заводе «АВИАНТ», попробовала себя и в управлении персоналом в банковской сфере. Но все карьерные вопросы со временем начали отходить на второй план после 2005 года, когда она купила свой первый мотоцикл.
С тех пор Анна объехала вокруг света в одну сторону, побив рекорд по самому продолжительному женскому путешествию на мотобайке, издала книгу с потрясающими фото далеких уголков мира, развернулась и поехала в обратную сторону, организовывая по дороге многочисленные встречи с детками из детских домов или мотивационные встречи для сотрудников офисов.
В пути
Аня, а где ты последний раз встречала день рождения?В Германии, в Кельне.
Ты планируешь маршрут? Резервируешь ли какие-то опции (гостиницы, СТО, логистику) заранее?
Заранее обычно ничего не резервирую, особенно гостиницы. Это дает мне свободу передвижения и изменения планов в последний момент. Иногда я не знаю, где буду ночевать сегодня и ищу жилье по дороге, когда устану ехать или темнеет. Маршрут у меня чаще всего приблизительный, скорее просто направление. Детальный маршрут уже вырисовывается на месте. Например, кто-то из местных жителей посоветует какие-то необычные нетуристические места или приходится менять первоначальный маршрут из-за погодных условий.
А почему едешь в одиночку?
Так удобнее и проще. Да и найти попутчика на шесть лет пути не так-то и легко : ) На самом деле, и не искала. В одиночку больше возможностей с головой погрузиться в окружающую среду, ты просто вынужден быть все время вовне, а не внутри своей микрогруппы.
Когда знакомишься со страной, что видишь в первую очередь – природу, людей, закат в конце концов? То есть эффект первого впечатления – он какой?
Каждый раз по-разному, ведь когда путешествуешь так долго, нет ничего стандартного и усредненного, а первое впечатление оно на то и первое, что всегда непредсказуемое. Я стараюсь знакомиться со страной со всех сторон – включая и традиции, и еду, и природу, и людей, и закаты. Закаты обязательно).
В Антарктиду не собираешься?
Очень хотелось бы. Но банально не могу себе позволить. У меня никогда нет при себе сразу той суммы, которая необходима, чтобы попасть туда. За каждый месяц и день пути приходится бороться, в том числе в финансовом плане. Так что пока не до Антарктиды. Но если появится такая возможность, ни минуты не буду сомневаться и поеду.
Что помогает в дороге и что мешает?
Я делаю то, что люблю больше всего на свете, так что в общем-то и помогать ничему не нужно. Каждое утро я просыпаюсь с любопытством, что меня ждет сегодня. Именно сейчас, путешествуя по миру, я нахожусь в своей стихии и своей зоне комфорта. Осознание этого приносит огромное наслаждение и ощущение счастья. Иногда накапливается усталость и бывают эмоциональные спады, и тогда, конечно, немного сложнее, но это временно и быстро проходит. Главное, помнить об этом и не скатываться слишком глубоко в какой-то временный негатив. Ни одна из проблем, с которой я столкнулась за все шесть лет в пути, финально не осталась неразрешенной и не помешала мне продолжать путь.
Какая страна, по опыту, самая опасная для поездок, какая самая безопасная?
У меня не было особых проблем в плане безопасности ни в одной из стран, в которых я побывала. Но, конечно, я стараюсь принимать меры предосторожности, здравый смысл и интуицию никто не отменял. Возможно, в Африке и Южной Америке стоит проявить особую бдительность во время путешествия, но это вовсе не значит, что страны первого мира абсолютно безопасны.
А в какие страны женщине не стоит ехать априори?
Не знаю таких стран. Я хочу побывать во всех странах мира, возможно, не в рамках одной этой кругосветки, но до конца своей жизни уж точно.
Мотолюбовь
Любовь к мотоциклу, технике – как и когда она возникла?
Впервые я села на мотоцикл в 2005 году. Как появилась эта тяга, объяснить не могу до сих пор даже себе. Просто однажды проснулась с такой мыслью в голове, и с этого момента все и завертелось. Пошла учиться в мотошколу, получила права, купила первый мотоцикл и… поехала в кругосветку : )
А тяга к странствиям?
Наверное, с детства, когда мы путешествовали вместе с отцом. Мне всегда это нравилось, и обычно не хотелось доезжать до места назначения, а ехать бесконечно – в поезде, в автобусе, на машине, неважно.
Технические новинки наверняка интересуют тебя больше подиумных новостей. А на мотосалонах бываешь?
На самом деле, особо не интересует ни то, ни другое : ) Для меня мотоцикл – это лучшее средство познания окружающего мира, я рассматриваю его только в разрезе спутника моих путешествий. Я привыкаю к конкретному мотоциклу и мне сложно поменять его на что-то более продвинутое или совершенное в техническом плане. Я за рулем мотоцикла почти 15 лет, и за все это время у меня было всего три мотоцикла.
На выставках в мотосалонах иногда бываю, но для этого должны быть еще какие-то дополнительные веские причины, помимо того, чтобы просто поглазеть на новинки.
А на слетах мотобайкеров?
Раньше бывала часто, сейчас только если случайно окажусь рядом и у меня будет немного свободного времени.
Кто помогает с тюнингом?
Обслуживанием мотоцикла занимаются официальные дилеры КТМ в странах по моему маршруту.
Если бы ты могла только один совет, чтобы сказала начинающему путешественнику-байкеру?
Просто садиться и ехать : )
Дороги
Историй у тебя безусловно много, и интересных. А с какой может начаться твоя книга?
Пока что не определилась с историей для вступления, их несколько. Одна из них о том, как я впервые плакала из-за дороги в Колумбии, когда чуть не попала под колеса грузовика, из-за того что сложно было затормозить на крутом спуске. Когда все обошлось и я остановилась у обочины, чтобы перевести дух, сняла шлем и непроизвольно покатились слезы. Очень хотелось бросить все и первым же рейсом вернуться домой.
Какие дороги доставили наслаждение, а какие испугали? Где лучшие? Где самые опасные?
Наслаждение мне доставляет любая дорога, даже если она непростая, или наоборот, скучная. После преодоления непростой или опасной дороги остается приятное послевкусие – «я сделала это», «я смогла». Дорога, которая не требует особой концентрации или навыков, позволяет мне подумать о каких-то важных для меня вещах, помедитировать, в конце концов, просто расслабиться. Пугает только ожидание предстоящей дороги, когда не знаешь, что тебя ожидает и к чему готовиться. Когда же я приняла решение, что поеду по ней, страху уже места нет, просто делаешь все от тебя зависящее, чтобы проехать и выжить : ) Например, сейчас я немного волнуюсь по поводу предстоящей дороги по Амазонии, она может быть и сложная, и опасная, и по сути это может быть только делом везения – пойдет ли дождь и размоет дорогу или нет, попадутся ягуары по пути или нет, и т.д. Надеюсь, что счастливая звезда будет сопровождать меня и дальше, и все будет хорошо : )
А вообще очень люблю дороги по пустыням – Перу, Чили, например. Там я особенно чувствую присутствие некоей высшей силы.
Легендарная Route 66 – реально дорога-музей?
Да, я с большим удовольствием проехала по ней и познакомилась со многими людьми, которые стараются сохранить ее и ее дух. Одна из моих любимых дорог, при первой же возможности повторю путешествие по ней.
Ты упоминала в контексте собственных путевых заметок книгу Че Гевары “Дневник мотоциклиста”. А ты ездила по его маршруту? Была в его музее в Аргентине?
Да, я была в его музее в Альта-Грации, городе, в котором он жил, видела его мотоцикл. Конечно, его книга и фильм о нем в свое время произвели определенное впечатление, и для меня он до сих пор прежде всего мотоциклист. Что касается его маршрута, конечно, во многих местах я была, но никогда не ставила перед собой цель повторить его маршрут полностью. Да и мой маршрут, на самом деле, намного более протяженный и разнообразный : )
Гиннесс побит. Что дальше?
Гиннесс хоть и побит, но еще официально не подтвержден, так как эта процедура занимает достаточно много времени, поэтому нужно подождать получения официальных бумажек. К тому же у меня собственная планка, которая гораздо выше предыдущего рекорда, и до нее я еще не добралась : ) Так что пока есть чем заняться.
Люди
Насколько ментальные стереотипы влияют на людей? Понятно, что Азия – не Европа, Европа – не Центральная Америка и т. д. Все же, какие традиции и стереотипы тебе впечатлили более всего?
На самом деле, я поняла, что все люди не так уж и отличаются друг от друга, и в базовых ценностях мы все одинаковы. Каждому хочется любви и ласки, здоровой семьи и мира в стране. Правда, во многих странах еще до сих пор существует стереотип, что мотоцикл – не женское дело, и видя меня, путешествующую в одиночку, люди относятся к этому с недоумением, но чаще всего, в хорошем смысле. Недоумение при этом сопровождается уважением, и вижу в глазах такой себе огонек – ну, если она может, почему бы и мне не попробовать .. )
Судя по фотографиям, везде рядом с тобой улыбающиеся и гостеприимные хозяева. А были ли негативные встречи? И что ты делаешь в таких случаях?
Явного негатива не было. Но с кем-то ты сразу находишь общий язык и продолжаешь общение и после отъезда, а с некоторыми просто понимаешь, что человек немного не твой. Вежливо прощаешься и едешь дальше.
Как ты воспринимаешь людей, которые не приемлют женщину-байкершу?
Ну, это их личное мнение, они имеют на это право. Раз не воспринимают, значит, нам с ними просто не по пути : )
Что отличает украинцев в целом? Украинок?
Я думаю, что за последние пять–шесть лет очень многое изменилось и в Украине, и в украинцах. Как раз все это время я была за пределами страны. Так что, наверное, будет не совсем корректно давать какие-то комментарии на этот счет, не владея ситуацией на сегодняшний день. Но даже на разных континентах до меня долетает информация, что украинцы – сильные и мужественные, способные на кардинальные решения. Мне будет очень интересно увидеть все своими глазами, когда вернусь в Украину, и уже тогда проводить какие-то характерные параллели.
Хотя ты и не любишь говорить о благотворительности, но я не могу не спросить об этой стороне путешествий добра. Что именно делаешь?
Стараюсь посещать школы, приюты, колледжи по пути с мотивационными беседами для детей и подростков, присоединяюсь или инициирую какие-то социальные мероприятия с местными байкерами. Последнее время непросто со временем, я еду быстрее, а на организацию крупных мероприятий нужно больше времени.
Планы
Знаю, что такие кругосветки достаточно затратны. Знаю, что есть и спонсоры, и рекламодатели. Но ты не прекращаешь работать онлайн. Неужели в банке?
Нет, в банке я не работаю, и на самом деле спонсоров у меня тоже особо нет. Если не считать компанию КТМ, которая помогает с обслуживанием мотоцикла. Это очень немаловажно, но текущие расходы путешествия – это моя ответственность. Стараюсь постоянно изыскивать возможности заработать – работой онлайн для журналов, проведением презентаций и мотивационных бесед, продажей фото, не упускать интересные идеи, например, та же рекламная кампания для украинских клиентов от польского гиганта PekaoS.A., в которой мне предложили поучаствовать. Конечно, большую поддержку оказывают и люди, с которыми я знакомлюсь в пути – приглашают остановиться у них, знакомят со своими друзьями по моему маршруту и т. д.
Долго ли ты принимала решение об участии в рекламной кампании польского банка? Почему украинка, по-твоему?
Я – нет : ) Идея мне сразу очень понравилась и вдохновила, решение скорее принимал банк, и я, если честно, волновалась, что что-то пойдет не так : ) Я участвую в той части кампании, которая рассчитана на украинцев, проживающих в Польше, поэтому логично то, что они выбрали соотечественницу : )
Это единственный твой рекламный опыт?
В такой форме – да. Но по сути то, что я еду на одном мотоцикле КТМ Адвенчер 1190, уже в течение шести лет, без остановок, тоже можно считать своего рода рекламным опытом. Компания КТМ вполне довольна результатами и уровнем освещения мотоцикла в соцсетях, так что… : )
Как восстанавливаешься? Что является ключевым пунктом релакс-программы?
Каких-то обязательных пунктов или программ у меня нет. В каждой ситуации просто стараюсь прислушаться к себе, чего бы мне хотелось именно здесь и сейчас. Например, почитать книгу, послушать любимую музыку, просто поболтать с близким другом по Facebook, помедитировать, или банально позволить себе подольше поспать. Последнее особенно помогает).
Где-то за границей проходила медобследование? Почему – профилактика или необходимость была?
Проходила медобследование перед началом пути по Африке, просто чтобы убедиться, что я в порядке. Необходимость иногда бывает, но ничего серьезного – визит к стоматологу или очередная прививка типа желтой лихорадки.
Где черпаешь энергию? Твои личные источники силы.
С энергией в последнее время непросто. Сказываются шесть лет в пути без остановки, становится все сложнее восстановить заряд бодрости. Как обычно, все у нас в голове, и физическое состояние тоже во многом зависит от наших внутренних установок. Когда совсем нет сил, стараюсь сбавить темп и остановиться на пару дней, еще раз прокрутить в голове, ради чего я все это делаю, и станет ли мне легче, если я откажусь от своей цели. Однажды мне приснился сон о том, что я досрочно остановилась и вернулась. Мое разочарование и раскаяние во мне были так велики, что я до сих пор это помню. Когда я проснулась и осознала, что это всего лишь сон, моему счастью не было предела, и я восприняла этот сон как знак и ответ – я должна и хочу пройти весь путь до конца, в этом моя миссия. А мои места силы чаще всего возле воды, потому стараюсь слишком надолго не отъезжать от моря или океана. Именно поэтому приняла решение ехать вдоль побережья Бразилии сейчас и видеть океан если не постоянно, то по крайней мере, часто. Чувствую в этом сейчас острую необходимость.
Столько стран, столько встреч, знакомств. Не встретился тот, ради кого ты смогла бы задержаться в каком-то месте нашего шарика?
На данном этапе моей жизни это путешествие – мой приоритет, и я не изменю ему, остановившись на полпути или поменяв планы. Просто потому что знаю, что буду сожалеть об этом впоследствии. Если встретится тот, ради которого хотелось бы задержаться, он отнесется с пониманием и уважением к моей мечте и даст мне свободу закончить начатое.
Смелая и сильная женщина Анна Гречишкина. Какой мужчина должен быть рядом с такой?
Допускающим мою смелость и силу рядом с собой и не чувствующим себя ущемленным ими. Никакого соперничества, а лишь взаимное уважение к увлечениям и образу жизни друг друга.
Может и тривиально, но что ты ждешь в этой жизни?
Хочу, чтобы моя жизнь была непрекращающимся путешествием и приключением.
Редакция Family Office благодарит нашего постоянного автора Ирину Кобыльченко, с помощью которой мы подарили вам, дорогие читатели, возможность узнать дальнейшие планы замечательной украинки, которая сейчас едет по Бразилии.