пт
  • 1
  • сб
  • 2
  • вс
  • 3
  • пн
  • 4
  • вт
  • 5
  • ср
  • 6
  • чт
  • 7
  • пт
  • 8
  • сб
  • 9
  • вс
  • 10
  • пн
  • 11
  • вт
  • 12
  • ср
  • 13
  • чт
  • 14
  • пт
  • 15
  • сб
  • 16
  • вс
  • 17
  • пн
  • 18
  • вт
  • 19
  • ср
  • 20
  • чт
  • 21
  • пт
  • 22
  • сб
  • 23
  • вс
  • 24
  • пн
  • 25
  • вт
  • 26
  • ср
  • 27
  • чт
  • 28
  • пт
  • 29
  • сб
  • 30
  • вс
  • 1
  • пн
  • 2
  • Каким будет банкинг будущего: мнения участников конференции UAFIN.TECH

    Каким будет банкинг будущего: мнения участников конференции UAFIN.TECH
    Фото: UAFIN.TECH
    24 декабря 2018 12:25
    1738

    Финансовые технологии постоянно развиваются, каждый год предлагая людям новые сервисы и возможности. Но к чему в итоге это все приведет? Как изменится рынок в ближайшем и не очень будущем? Что появится нового, а что останется в прошлом? Эти и многие другие вопросы обсуждали участники финтех-конференции UAFIN.TECH 2018, которая прошла в Киеве в начале декабря. О ней - репортаж нашего постоянного автора Владислава Мироновича.


    Конференцию UAFIN.TECH 2018 организовала Украинская ассоциация финтех и инновационных компаний. Она была создана в 2018 году и, по словам ее руководителя Ростислава Дюка, объединила игроков рынка, фактически сформировав финтех-сектор в Украине.

    Само по себе понятие «финтех» очень обширно. К этой отрасли относят компании, использующие современные технологии для конкуренции с традиционными финансовыми организациями. На практике же там есть многие состоявшиеся предприятия и банки, которые понимают, что без использования современных технологий проиграют конкуренцию молодым и амбициозным проектам. На UAFIN.TECH 2018 это было заметно по составу гостей и участников. Среди них присутствовали не только стартапы и компании-«единороги», как их сейчас модно называть. Выступали представители коммерческих и государственных банков, а также технологических брендов. Как раз банкинг стал одной из самых горячих тем конференции. Это и неудивительно, ведь банковские вопросы близки любому, у кого в кармане лежит хотя бы одна платежная карта.

    Заместитель главы Национального банка Украины Сергей Холод поделился интересной статистикой. По его словам, всего за 10 лет количество безналичных операций в Украине выросло на порядок. Если в 2008 году люди в основной массе просто снимали деньги с карточек, а безналичная оплата составляла 4,5%, то сегодня этот показатель достиг 44,3%. Он также рассказал, что Нацбанк не только следит за развитием финтех-рынка в Украине, но и принимает в этом процессе непосредственное участие. Сейчас в НБУ работают над системой идентификации пользователей при помощи BankID для получения разнообразных финансовых услуг, тестируют электронную гривну на основе технологии блокчейн, внедряют мгновенные платежи по международным стандартам (IBAN, ISO 20022 и др.) и заманиваются другими полезными вещами. В общем, без дела не сидят.

    Сергей Холод. Фото: UAFIN.TECH

    Участники конференции поговорили и о том, каким будет банкинг через 10 лет. По мнению специалистов, главные тенденции — это рост роли мобильных устройств и роботизация. Сегодня уже 57% украинцев пользуется смартфонами. Это позволяет удобно совершать финансовые операции, не выпуская гаджеты из рук. Возможностям, которые дают такие приложения, как Приват24 и Ощад24/7, вполне могут позавидовать европейские пользователи, ведь возможности их банковских приложений куда скромнее. У украинцев есть удобные инструменты для мобильного банкинга и было бы странно, если бы количество их пользователей не росло. Но касается это не только Украины, но и остального мира. Там мобильный банкинг тоже становится все популярнее. По словам заместителя главы правления Ощадбанка Антона Тютюна, в Японии и Корее уже более 50% транзакций осуществляются с помощью смартфонов. В Украине этот показатель пока составляет 11%. Так что расти есть куда.

    Говоря о роботизации, участники дискуссии отметили, что клиенты все реже ходят в отделения, предпочитая (по возможности) решать вопросы по телефону и через интернет. Но вместе с тем каждый хочет персонального обслуживания. Как же быть? Ответ прост: персонализированная автоматизация. Разнообразные чат-боты и роботы-консультанты будут совершать 50-70% обслуживания, убежден Антон Тютюн. Изменятся и сами банки. Они станут больше похожими на платформы, а нишу между ними и клиентами займет экосистема из компаний и сервисов, где ведущую роль станет играть как раз финтек. Так считает директор по продажам абонентского оборудования компании Vodafone Украина Евгений Булах.

    Одно из главных удобств, которое принесет развитие финансовых технологий в будущем — это упрощение платежей. Сейчас, например, чтобы оплатить покупку в интернете, нужно как минимум ввести реквизиты карточки или пароль от электронного "кошелька", к которому они подвязаны, а также защитный код-подтверждение с мобильного. Казалось бы, не так сложно, но есть нюансы. Например, карточка не всегда может быть под рукой, а ее полные реквизиты (16-значный номер, срок действия и CVV) запоминают далеко не все. Что уж говорить, если карточек несколько? Глава департамента инновационных платежных решений компании VISA в СНГ и Юго-Восточной Европе Андрей Алейкин говорит, что платежи должны быть простыми, быстрыми и незаметными. В идеале - человек должен просто давать согласие на оплату и не беспокоиться об остальном. Генеральный директор Укрпочты Игорь Смелянский согласен с этим. По его мнению, образцовой должна быть ситуация, когда голосовой ассистент сообщает человеку, что ему пришел счет на определенную сумму и спрашивает, нужно ли его оплатить. А человек просто отвечает «да» или «нет». И на этом его участие в данной операции заканчивается.

    Панельная дискуссия "Банкинг-2028". Фото: UAFIN.TECH

    Двигателем такого прогресса (впрочем, как всегда) является лень. В данном случае лень поколения миллениалов или, как его еще называют, поколения Z. Это люди, которые хотят делать (и получать) все просто и быстро. Одна из услуг, которая будет востребована у них — интеграция нескольких счетов из разных банков, которая позволит легко перечислять деньги между ними и понимать свою финансовую картину в целом. В Украине пока такого сервиса нет (по крайней мере, полноценного). А вот в Великобритании люди уже могут воспользоваться подобной услугой от банка HSBC. Но можно не сомневаться, что подобные сервисы будут появляться и развиваться. Это только вопрос времени.

    Существующие технологии могут серьезно помочь тем, кто пока еще не влился в цифровой прогресс. Например, один из топ-менеджеров Viber Момчил Еленов считает, что чат-боты в месседжерах куда удобнее для пенсионеров, чем полнофункциональные банковские приложения. Простота интерфейса таких приложений позволяет выполнять базовые функции по работе с финансами так же легко, как общаться с родственниками и друзьями. Тем более, что технологии искусственного интеллекта постоянно развиваются и в обозримом будущем смогут полноценно обслуживать клиентов практически без участия человека.

    Момчил Еленов. Фото: UAFIN.TECH

    Финтех-гуру Крис Скиннер уверен, что трансформация коснется не только банков, но и всего финансового сектора. Например, появятся универсальные электронные деньги или их аналоги, которые позволят расплачиваться по всему миру, не обращая внимание на обменные курсы и и другие подобные моменты. Тренд на диджитализацию всего и вся никуда не денется, поэтому стоит также ожидать появления национальных цифровых валют. Правда, произойдет это еще не очень скоро, существенный прогресс в этой области есть лишь у некоторых стран.

    Изменения, которые сейчас происходят, можно сравнить с индустриальной революцией. Финтех упрощает жизнь людей по всему миру, особенно в таких регионах, как Южная Америка, Индия, Китай. По мнению Скиннера, небольшие по количеству сотрудников компании типа PayPal и Stripe очень сильно повлияли на сферу банкинга, фактически имея к ней минимальное отношение. В то же время крупные банки только говорят о диджитализации, но пока мало что делают в этой сфере.

    Широкое поле деятельности для финансовых компаний Крис Скиннер видит в сфере защиты приватности. Сейчас персональные данные — это ценный товар, приносящий миллионные дивиденды тому, кто ими владеет. Тот же Facebook может спокойно продать их рекламщикам. В выигрыше останутся все, кроме самих людей, чьими данными так распорядились. Поэтому защита приватности может стать ценной услугой, которую могли бы предоставлять банки или финтех-стартапы.

    Крис Скиннер. Фото: UAFIN.TECH