чт
  • 11
  • пт
  • 12
  • сб
  • 13
  • вс
  • 14
  • пн
  • 15
  • вт
  • 16
  • ср
  • 17
  • чт
  • 18
  • пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • пт
  • 10
  • сб
  • 11
  • вс
  • 12
  • Людмила Губианури: «Романтические люди хотят именно в доме Михаила Булгакова признаться в любви»

    Людмила Губианури:  «Романтические люди хотят именно в доме Михаила Булгакова признаться в любви»
    Ксения Панченко для Family Office
    21 августа 2018 14:08:57
    4704

    Директор дома-музея Михаила Булгакова – об истории и тайнах дома, французских меценатах музея, отношениях Булгакова со Сталиным и о том, как безотказно признаться в любви в музыкальной гостиной знаменитого особняка на Андреевском спуске

    Наш сегодняшний собеседник – интереснейший, приятнейший и мудрейший человек. Людмила Губианури – киевлянка в четвертом поколении, член Музейного совета при Министерстве культуры, начавшая работу в легендарном доме на Андреевском спуске, 13, в 1991 году, а с 2007-го возглавившая музей.

    Считается, что никто не попадает в гостеприимный и уютный дом на киевском Андреевском спуске, 13, просто так. Хотя миллионы поклонников приезжают сюда со времен СССР, но, как ни удивительно, свою огромную роль в создании и развитии музея сыграли как киевляне, так и самые настоящие, в контексте творчества хозяина дома, иностранцы. Именно их внимание к дому на Андреевском спуске, 13, подстегнуло киевские власти создать музей, о чем мы с вами узнаем в самом интервью.

    Сегодня огромное количество самых невероятных мероприятий проходят в музее. Хотите выпить чашку чая на веранде с ароматным киевским вареньем – пожалуйста. Желаете послушать классическую музыку - легко. Предложение руки и сердца под сверкающим моноклем Михаила Афанасьевича и с бокалом игристого – возможно. 

    Эти приятные музейные новшества стали возможны благодаря профессиональной команде музея, которую возглавляет директор музея Михаила Афанасьевича Людмила Губианури. 

    О том, как сделать Музей настоящей культурной площадкой формата 3.0, сохранив его атмосферу и традиции, о взаимоотношениях Михаила Булгакова с Иосифом Сталиным, о современной Украине и вечных ценностях читайте в нашем эксклюзивном интервью с Людмилой Губианури.

    Тамара Горбань: Давайте вернемся в 1989 год и расскажем читателям об истории образования Музея Михаила Булгакова. 

    Людмила Губианури: 1989 год – это дата начала работы музея. Мало кто знает, что по адресу Андреевский спуск, 13, было три дома, которые и составляли усадьбу Андреевский спуск, 13. В наши дни сохранились только два из этих трех зданий. Когда в дом переехала семья Булгаковых, усадьба принадлежала Захарию Мировичу, который в 1909 году продает ее инженеру, архитектору Василию Листавничему. Василий Павлович задумал архитектурные усовершенствования и стал наводить свои порядки. Это при нем появляется внутренний дворик и ограждения вокруг дома. Он забрал у Булгаковых часть веранды и установил там пожарную лестницу. Юному Михаилу такие изменения не всегда были по душе, он становится старшим в семье после смерти отца и ему приходится вступать в отношения с хозяином усадьбы, что не всегда получалось удачно. Наверное, поэтому так мало обаятелен образ Лисовича в романе "Белая гвардия".

    Маргарита Яковлева: Я помню, как в начале 1990-х, на одной из самых популярных телепрограмм "Клуб знатоков", где собирались умнейшие люди того времени и отвечали на интересные, подчас непростые и замысловатые вопросы зрителей, прозвучал вопрос о том, какой город Михаил Афанасьевич называл Городом в романе "Белая гвардия". К моему удивлению, ответ был: Москва, и эта команда знатоков проиграла, потому что Город – это всегда Киев.

    Л.Г.: Длительное время Булгакова ассоциировали исключительно с Москвой. В некоторых справочниках Москвы даже указывали ее как родной город писателя. А потом, спустя некоторое время, очень активно подключились киевляне. Начался длительный и серьезный путь по изучению киевской биографии писателя, созданию его музея. Я вспоминаю разговор с первым секретарем Подольского райкома партии господином Иваном Салием, который рассказывал, что прибывающая в Киев итальянская делегация изъявила желание посетить дом писателя Булгакова. А Салий признался, что на тот момент даже не слышал о таком писателе. И, кроме «Молодой гвардии», никакой гвардии больше не читал. Пришлось срочно принимать меры по изучению этого вопроса. Можно сказать, уже тогда сформировался запрос от общества, которое жаждало создания Музея. 1989-й это и есть год основания Музея Михаила Булгакова. В 1991 году была завершена реставрация дома и двери Музея открылись в 1993-м. 

    Т.Г.:  Кто те люди, которые боролись за открытие Музея Булгакова?

    Л.Г.: В Киеве намного раньше, чем в Москве, начали проводить экскурсии по местам Михаила Булгакова. Это люди, тесно связанные с историей Киева. Среди них киевоведы Александр Ершов, Михаил Кальницкий, Татьяна Рогозовская, наш первый директор Анатолий Петрович Кончаковский, Дмитрий Шленский и др.  Делались выставки, читались серии лекций о Булгакове, проводились экскурсии. И конечно, не нужно забывать, что в Киеве живет один из самых мощных «булгаковедов» Мирон Петровский. Его книга "Мастер и Город" именно об этих отношениях писателя и города, о «киевоцентричности» булгаковской модели мира.  Эти люди, как и вся команда музея, способствовали появлению и созданию его.

    Т.Г.: Дому семьи Булгаковых - 130 лет. Нуждается ли он в реставрации? Что нужно обновить и какие работы по реставрации провести?

    Л.Г.: Постоянно  нужно что-то делать. О доме надо заботиться, любить, ухаживать.  Поэтому мы регулярно что-то делаем, стараемся продлить жизнь «дома постройки изумительной». Но есть вещи, которые от нас не зависят. На Андреевском спуске проблемы с гидроизоляцией, поэтому в музее высокая влажность. От этого страдает сам дом, страдают экспонаты. Нужно проводить работы по гидроизоляции, созданию целой системы отвода воды на всем спуске. Это очень дорогостоящие работы. Музею, конечно, это не под силу, необходима помощь городских властей. В очень плохом состоянии мемориальный паркет в гостиной и медкабинете писателя. Его нужно реставрировать и консервировать. Окна на втором этаже, где жили Булгаковы, уже советские, но их давно пора заменить. Сами мы с этим не справимся. Поэтому пока мы их ремонтируем, подкрашиваем собственными силами. И таких проблем огромное количество.



    М.Я.: Много лет музею помогают Укрсиббанк BNP Paribas и банкир Алексей Александров, который ранее работал в Укрсиббанке, а сейчас переехал в Европу. Кто, кроме них, поддерживает музей?

    Л.Г.: Спонсоры готовы вкладывать деньги в те проекты, которые могут дать им мощную рекламу. Мы очень маленький музей, и что мы можем им предложить? На протяжении 10 лет нашим главным спонсором является Укрсиббанк BNP Paribas. Это та редкая ситуация, когда они сами к нам пришли, узнав, что у нас есть проект «Жур-фикс» (жур-фикс – прием гостей в определенный, заранее установленный день недели. В семье Булгаковых два раза в месяц устраивали жур-фиксы – музыкальные вечера). Жур-фиксы - это исконно французская традиция, что, конечно, импонировало  банку, и уже много лет они нас поддерживают, за что мы им благодарны. Раз в год мы получаем от Укрсиббанка энную сумму денег на развитие музея. В 2019 году мы планируем переиздать книгу «Дом Булгаковых» - об истории семьи Булгаковых, которая проходила в стенах легендарного дома. Выпускаем второе дополненное издание. Транш от банка делает это возможным. 

    С помощью банка мы также в свое время закупили коллекцию писем и фотографий от племянницы Булгакова. Несмотря на то, что всю свою жизнь она прожила в Москве, сохранившуюся у нее от матери, сестры Михаила Булгакова Надежды, коллекцию писем и фотографий решила передать киевскому музею. Племянница Михаила Афанасьевича Елена Андреевна Земская хорошо понимала, как важен для писателя был Киев и поэтому решила вернуть коллекцию домой. Банк помогал нам ее приобрести. Но у банка, понятно, мы не единственный благотворительный проект, поэтому суммы, которую мы ежегодно получаем, конечно, не хватает на решение проблем музея и самого дома.

    Т.Г.: Как украинские компании помогают Музею?

    Л.Г.: К сожалению, пока что украинских компаний-спонсоров нет. Есть отдельные лица, собственники бизнеса, которые оказывают нам помощь. Совсем недавно несколько киевлян по собственной инициативе помогли нам сделать ремонт и приобрести мебель в рабочие кабинеты, туалетные комнаты, на кухню, веранду. Среди них есть серьезные бизнесмены, а есть люди, не имеющие никакого отношения к бизнесу. Пользуясь случаем, хочу еще раз  поблагодарить Аллу Ботанову, семью Тадай, Алексея Елисеева, Глеба Синявского, Сергея Дзюбу, Лесю Петренко, Владимира Еремеенко, Татьяну Гончаренко.

    Для того, чтобы спонсорство было системным, необходим Закон о меценатстве, которого у нас, к сожалению, пока нет. Хотя постоянно об этом говорят все. На сегодняшний день нам помогают люди, которым ничего не надо взамен и которые просто хотят помочь. А чтобы сделать спонсорство выгодным, нужен закон. Как это происходит во всем мире, когда меценаты получают налоговые преференции. 

    М.Я.: У нас следующий вопрос – о взаимоотношениях между писателем и властью. Александр Македонский, завоевав Фивы, уничтожил город огнем, но сохранил лишь один дом — поэта Пиндара, автора «Меня увлекают дикие кобылицы» и гимнов «Удаче, несущей города». И это очень непростое положение поэта – уцелеть на пепелище, благодаря расположению тирана, который уничтожил все вокруг.

    Я провожу некую условную параллель с историей Михаила Афанасьевича. В разных источниках можно найти информацию о том, что Иосиф Сталин с глубоким интересом зачитывался произведениями Михаила Афанасьевича. Известен даже случай, как Сталин лично звонил Булгакову, когда тот был болен, и ровно через некоторое время после ужасающих самоубийств Сергея Есенина и Владимира Маяковского. 

    Как Вы считаете, какое реальное влияние может оказать писатель на сильных мира сего?

    Л.Г.: Я не знаю, стоит ли преувеличивать это влияние, потому что в нашей истории правителями были зачастую диктаторы. Вряд ли диктаторы принимают и допускают кого-то близко к сердцу. Но если говорить об их стратегии, то, конечно же, писатели им нужны. 

    В 1930-е, когда шла жесточайшая критика Булгакова, многие выступали за запрет его произведений, Иосиф Сталин ответил: «Других писателей у меня нет». Сам Сталин в первую очередь знал Михаила Булгакова как драматурга. Известно, что, прочитав пьесу «Бег», Сталин разрешил ее постановку только в том случае, если Булгаков добавит к уже описанным снам в пьесе сон, который бы прославил большевиков. Так как писатель отказался это сделать, то и пьеса не была поставлена. Есть информация, что Сталин также неоднократно смотрел «Дни Турбиных», однако пьеса очень сильно отличается от романа. Михаил Булгаков неоднократно вносил изменения в пьесу «Дни Турбиных», шел на компромисс, чтобы  в конце концов разрешили постановку. Сталину понравился спектакль, нравились актеры, но он сказал, что к успеху спектакля автор не имеет никакого отношения. И поэтому, когда сегодня многие говорят, что Сталин любил писателя Булгакова, это не соответствует действительности. Не было там никакой любви. Сталин был прагматиком и понимал, как ему использовать писателей. 

    Т.Г.: Всем известное письмо Михаила Афанасьевича Иосифу Сталину, в котором писатель после ряда запретов его публикаций попросил большевистского вождя либо разрешить ему уехать из страны, либо позволить работать в России. Как Вы думаете, что стоит за решением Сталина оставить Булгакова в СССР?

    Л.Г.: Вы правильно сформулировали: что я думаю? Потому что достоверно мы не знаем. Я могу сказать только свое мнение. Думаю, Иосиф Сталин понимал, что выпустить Булгакова с таким настроением за границу, учитывая его сатирический дар  это значит приобрести в его лице еще одного врага советской власти. Лучше, чтобы он оставался в стране и был под контролем. Но нужно сказать, что ведь Булгаков и сам не хотел уезжать. Он чувствовал себя частью русской культуры и понимал, что больше всего он нужен здесь. 



    М.Я.: Вы можете дать оценку влияния творчества Михаила Афанасьевича на современное общество?

    Л.Г.: Во-первых, Михаил Булгаков входит в сотню писателей, которых стоит рекомендовать для чтения. Его роман "Белая гвардия", повесть "Собачье сердце", пьеса "Бег" - образцы хорошей художественной прозы: романа, повести, пьесы. Во-вторых, сегодня есть часть общества, которая ностальгирует по советской жизни. Михаил Афанасьевич в своих произведениях мощно описывает все ужасы советской жизни, по которым точно не следует тужить.

    В-третьих, есть кодекс чести, с которым писатель шел по жизни. На мой взгляд, сегодня он востребован, как никогда. Ведь люди часто легко расстаются с нравственными и моральными понятиями ради улучшения жизни. Хотя они не рискуют своей жизнью, рискуют чем-то большим. Булгаков очень старался не идти на сделку с совестью, подписывать разного рода письма, участвовать в интригах. Несмотря на то, что рисковал своей жизнью. Сегодня этому есть доказательства.

    Я, например, люблю  Булгакова,  за его чувство юмора, игру, театральность. Этот комический дар, афористичность его прозы делают произведения писателя современными, отсюда - такое количество цитирования  произведений Булгакова.    

    М.Я.: Я помню День Голодомора 2017. В память о погибших украинцах принято зажигать у себя в окнах свечи. И тогда в доме Булгакова на окне горела свеча памяти. После музея я шла по городу, по Подолу, потом по Оболони. И не видела ни одного окна со свечей. Это к слову о кодексе Чести, который так важен для развивающегося общества.

    Т.Г.: Кто те люди, которые посещают Музей? 

    Л.Г.: Если говорить о начальном периоде, когда Музей только начал свою работу, то типаж был очень определенный. Это были фанаты Булгакова. Так называемые «шестидесятники», люди, выросшие на его литературе. Для них Музей был глотком свежего воздуха, и они были очень благодарны за его создание. Не так важно было, что это за музей, важно было прийти и «приложиться к иконе». Со временем типаж поменялся. Сейчас наша аудитория очень разная. Это и школьники, которые проходят Булгакова по школьной программе, и студенты, и опять же люди, которые выросли на его литературе. Также иностранцы. Наверное, больше всего из иностранцев Булгакова знают и любят поляки. 

    Т.Г.: А какие произведения Булгакова сейчас популярны среди украинской молодежи?

    Л.Г.: Сейчас Булгакова читают меньше, чем когда-либо. По многим причинам. Это и «расплата» за сумасшедшую популярность на протяжении 50 лет. Это и осторожность к представителю русской культуры, что тоже понятно сейчас. Но все же актуальность Булгакова не проходит. Ведь вы же сами знаете: если происходят какие-то судьбоносные события в Украине, то мы сразу вспоминаем «Белую гвардию», а если хотим высмеять ограниченность, ущербность, бюрократизм - цитируем "Собачье сердце".

    Что касается Музея, то наша миссия - возрождение традиций дома и семьи. Поверьте, эта ценность не устаревает никогда. Когда началась война, к нам  приходили люди, которые все это потеряли, им хотелось опять оказаться в доме. Бойцы АТО приходили в Музей, потому что им хотелось уюта, музыки, теплоты, чаепития на веранде. Мы передавали на фронт посылки, где среди медикаментов, еды обязательно клали книги Булгакова. Волонтеры говорили, что они пользовались большим спросом.  

    М.Я.: Расскажите, пожалуйста, о вашей библиотеке. Она продолжает традиции семьи Булгаковых или это новое собрание?

    Л.Г.: Есть три направления в нашей библиотеке. 

    Первое: мы собираем книги, которые были в доме, которые читали в семье, указаны в произведениях Булгакова и которые были в московской библиотеке Булгакова. Елена  Сергеевна Булгакова, вдова писателя, совершила настоящий подвиг. Она смогла сохранить весь архив мужа, исключая библиотеку. Ей надо было за счет чего-то жить, она вынуждена была распродавать библиотеку писателя. Сейчас мы ее собираем. 

    Второе: мы собираем книги о самом Булгакове.

    И третье: мы собираем переводы произведений Булгакова на языки мира. В день рождения писателя мы читаем его произведения на разных языках. Любой желающий может прийти и прочитать, что хочет. Наши двери открыты. В этот день город слышит своего Мастера. 

    М.Я.: В чем заключается научная деятельность Музея?

    Л.Г.: В музее обязательно должна быть научная деятельность. Наше главное направление - изучение киевского периода жизни Михаила Булгакова. Ведь в Киеве Булгаков прожил большую часть жизни - 28 лет. Это самый важный период человеческой жизни, ее фундамент. Михаил покидает Киев уже полностью сформировавшейся личностью. Но вот именно этот период наименее изучен из-за отсутствия фактажа, мало сохранилось информации, документов. Кроме того, перед тем, как создать любую экспозицию, которую вы видите в музее, нужно проделать большую предварительную работу. Я уже упоминала, что мы получили коллекцию писем и фотографий Михаила Афанасьевича. Перед тем, как показать ее общественности, коллекцию нужно изучить, обработать, опубликовать. На основе коллекции нужно делать выставки. Это тоже очень серьезная научная работа. Потом мы, конечно же, пишем статьи, выступаем с докладами, к 125-летию организовали конференцию. Кроме того, я уже упоминала, что мы выпускаем книги. Но хочу подчеркнуть, что все же основную деятельность Музея составляют экскурсии. Некоторые Музеи говорят, что у них летом «мертвый сезон». Мы не знаем, что это такое.

    М.Я.: Расскажите, пожалуйста, о том, как Вы поддерживаете традиции семьи Булгаковых?

    Л.Г.: Начали мы нашу работу с изучения быта дома, его праздников, будней, традиций. Это в первую очередь касается календарных церковных праздников, именин. Например, Рождество.  Мы который год приглашаем в Музей маленьких детей и делаем для них  детское Рождество. Потому что в доме, где жил Михаил Афанасьевич, одним из главных звуков, наполняющих дом, были голоса большого количества маленьких детей, для которых любимым праздником было Рождество. Следующий - именины Михаила, 21 ноября. Булгакова назвали в честь небесного защитника Киева, Архистратига Михаила.

    У нас есть фотография, где запечатлен пасхальный стол семьи Булгаков 1914 года. Поверьте, он прекрасен. И это последний мирный пасхальный стол перед всеми войнами, революциями, запретом религии в Советах. 

    Каждый год мы по этой фотографии воссоздаем такой же пасхальный стол в столовой дома.

    Жур-фиксы, о которых мы уже упоминали. 

    Т.Г.: Какие планы Вы хотите реализовать в будущем? 

    Л.Г.: Из ближайших планов - выставка, которую бы мне хотелось сделать. Пока что с рабочим названием «Бег». 1919-й - это год, когда Михаил Булгаков покинул дом. Также разъехались и другие дети. Его братья эмигрировали во Францию, двоюродные братья – в Америку. Как сложились их судьбы? Кем стали эти люди? Мне очень хотелось бы рассказать их истории в нашей выставке.

    Еще у нас есть очень амбициозный план. Булгаковы полжизни проводили на даче в Буче, там был их второй дом. И не просто дом, это был их рай. В Буче было все: озеро, цветы, природа, бабочки, книги, дачные романы. С собой на дачу возили фортепиано, потому что как же без музыки? Нам кажется, что это потрясающее место для фестиваля небольших аматорских театров. Ведь не стоит забывать, что театр играл важную роль в жизни Булгаковых. Вся семья принимала участие в театральных постановках дачного театра, у нас даже афиша сохранилась. Михаил играл под псевдонимом господин Агарин, сестра Вера – под псевдонимом госпожа Неверова. Я думаю, подобные мероприятия сегодня очень востребованы и привлекли бы много туристов, в том числе иностранных. 

    М.Я.: Как, по Вашей оценке, со времен юности Михаила Афанасьевича изменились понятия о благодарности и человечности, а также об искренности?

    Л.Г.: Все названные человеческие достоинства сложно исследовать. Это все достаточно субъективно, индивидуально. Когда я читаю письма того времени, воспоминания, меня трогает огромный интерес людей друг к другу. Это проявляется в постоянной переписке, в семейных отношениях, когда так тщательно продумывался семейный досуг, общие праздники. Желание вместе читать вслух, вместе музицировать, вместе наслаждаться прогулками, вместе ставить спектакль, чтобы потом это обсудить, пересказать, написать. От этого мне немного грустно, мы сегодня чаще всего индивидуалисты, одиночки.  

    М.Я.: Что люди обретают в литературе Булгакова?

    Л.Г.: У Булгакова во всех произведениях тонкой нитью проходит тоска по дому. Не зря Булгаков, награждая Мастера покоем, наградил его Вечным домом. Но покой, дом, семью надо оберегать от предательства, лжи, зависти, глупости. Об этом тоже пишет писатель.

    М.Я.: Что лично для Вас привнес опыт работы в этом гостеприимном и светлом месте?

    Л.Г.: Очень много! Ты не только что-то узнаешь о прошлом, ты создаешь такую реальность, в которой прекрасное прошлое должно сделать прекрасным настоящее. Плохо жить ностальгией по «временам легендарным», это значит быть неблагодарным за собственную жизнь. Но взять из прошлого все самое интересное и полезное для сегодняшней жизни - кажется мне правильным. Этим, думаю, я и занимаюсь.

    Т.Г.: Какие проекты открыты сегодня в Музее, на какую аудиторию они рассчитаны? 

    Л.Г.: Один из самых популярных - это «Жур-фиксы», музыкальные вечера в Доме Булгаковых. Дело в том, что два раза в месяц по нечетным субботам в доме Булгаковых устраивались музыкальные вечера. Музей продолжает эту традицию. Есть у нас также «Чаепитие на веранде», куда можно прийти, посидеть на веранде, где когда-то пили чай члены семьи Булгаковых, также насладиться ароматным чаем с киевским вареньем. Еще у нас есть проект, который стал международным - Kiev non objective. Огромное количество современных иностранных художников, которые работают в стиле минимализма и абстракции, когда узнали, что можно здесь выставлять свои произведения, были счастливы. Для них Киев - это родина авангарда. Приезжают из Нидерландов, США, Австралии, Польши. И, конечно же, для нас это очень ценно. Экспозиция обновляется каждый месяц 22 числа. 

    Еще один проект – «Вход с веранды», т. е. для своих, где можно послушать современных украинских и зарубежных писателей, прозаиков. В доме писателя должны быть открыты двери для них. 

    Следующее событие, которое у нас проходит – это « Булгаковське збіговисько». Известно, что в доме писателя всегда было много детского смеха, крика. И поэтому одно событие в Музее также посвящено детям. Мы приглашаем хороших современных детских писателей, которых изучают в школе. Таким образом, у детей есть возможность увидеть писателя воочию, попить с ними чай, поговорить, задать вопросы, взять автограф и показать это одноклассникам. 

    Один из последних проектов, который меня очень заряжает - иммерсивное шоу «Рукописи горят». С помощью всевозможных театральных эффектов мы предоставляем посетителям возможность полностью погрузиться в атмосферу булгаковского времени и пространства. Словами это передать невозможно. Нужно прийти и все увидеть. Следующее шоу состоится 18 августа.

    Совершенно неожиданно и поэтому прекрасно у нас появился проект «Романтическое свидание». Дело в том, что большое количество людей хотят провести свидание в нашем музее, сделать предложение. Для них играет рояль, молодые люди пьют шампанское, потом мы делаем им променад по Музею. Романтики хотят именно в этом доме признаться в любви. И никто ни разу не получил отказа.

    К сведению  читателей, посетителей, каждый наш проект имеет свою страничку в Facebook. Мы были бы благодарны всем за комментарии, предложения, пожелания. 

    М.Я.: Вы верите в Любовь?

    Л.Г.: Да. Безусловно. Очень грустно было бы не верить. Я бы тогда все равно стала учиться этому дару.