Место налога
Из 36 стран ОЭСР, которые отслеживает Tax Foundation, лучше всех свои позиции по сравнению с показателями прошлого года изменили Канада и Испания (пп. 5 и 4 соответственно), а хуже всех пришлось Бельгии, "упавшей" после принятия ряда международных налоговых правил в соответствии с директивой ЕС, на 5 пунктов и оказавшейся в этом году на 27-м месте из 36-ти возможных.
Tax Foundation анализирует налоговые системы стран по пяти категориям:
- корпоративные налоги;
- индивидуальные налоги;
- налоги на потребление;
- налоги на имущество;
- международные налоговые правила.
Однако каждая категория имеет свои подкатегории и в целом индекс строится на 40 переменных.
Если ограничиться пятью лидерами и антилидерами по каждой из пяти категорий, то в итоговом списке останется 27 стран.
Часть из них — "отличники", занявшие только первые места по пяти разделам индекса. И в этом списке первой — по числу первых мест в пяти разделах — останется Эстония. В этом году у нее два первых места в разделах "Индивидуальные налоги" и "Налоги на имущество" и 2-е место в разделе корпоративных налогов.
За ней следуют "хорошисты", получившие высокие оценки в двух из пяти разделов.
Страна | Corporate Tax Rank | Individual Taxes Rank | Consumption Taxes Rank | Property Taxes Rank | International Tax Rules Rank | Overall Score |
Литва | 3 | 3 | 4 | |||
Новая Зеландия | 4 | 2 | 2 | |||
Люксембург | 4 | 5 | 6 |
И замыкают эту группу страны с высокими оценками по одному из пяти разделов.
Страна | Corporate Tax Rank | Individual Taxes Rank | Consumption Taxes Rank | Property Taxes Rank | International Tax Rules Rank | Overall Score |
Латвия | 1 | 3 | ||||
США | 5 | 21 | ||||
Австралия | 3 | 7 | ||||
Швеция | 5 | 8 | ||||
Нидерланды | 3 | 9 | ||||
Австрия | 4 | 12 |
За антилидерство же соперничают Франция и Польша. Первая — заняла предпоследние места по корпоративным и индивидуальным налогам (35-е) и последнее (36-е) по налогу на имущество. Вторая взяла практически последние места в потребительских налогах (36-е), налогах на имущество (33-е) и международных налоговых правилах (33-е).
Чуть получше ситуация у тех, кто отделался двумя плохими оценками
Страна | Corporate Tax Rank | Individual Taxes Rank | Consumption Taxes Rank | Property Taxes Rank | International Tax Rules Rank | Overall Score |
Португалия | 34 | 32 | 33 | |||
Мексика | 32 | 35 | 29 | |||
Израиль | 36 | 33 | 31 |
И еще чуть полегче тем, у кого только одна негативная оценка.
Страна | Corporate Tax Rank | Individual Taxes Rank | Consumption Taxes Rank | Property Taxes Rank | International Tax Rules Rank | Overall Score |
Дания | 34 | 24 | ||||
Испания | 32 | 23 | ||||
Италия | 35 | 34 | ||||
Чили | 36 | 32 |
Но наиболее примечательна третья группа — страны, у которых есть и позитивные, и негативные оценки. Таких стран из 27-ми оказалось семь.
Страна | Corporate Tax Rank | Individual Taxes Rank | Consumption Taxes Rank | Property Taxes Rank | International Tax Rules Rank | Overall Score |
Япония | 36 | 32 | 3 | 28 | ||
Корея | 33 | 2 | 34 | 26 | ||
Швейцария | 1 | 34 | 1 | 5 | ||
Венгрия | 4 | 35 | 2 | 14 | ||
Словакия | 2 | 33 | 4 | 11 | ||
Ирландия | 5 | 33 | 17 | |||
Чехия | 5 | 34 | 10 |
Почему же такой разброс между общим местом в Индексе и местом в конкретной категории? Казалось бы, у Венгрии и Чехии, к примеру, могли бы быть места и похуже. Но нет, они входят в твердую двадцатку рейтинга. Объясняется это тем, что каждая категория Индекса имеет разный вес, наиболее "тяжелая" из которых — корпоративные налоги. Вслед за ними по весу следуют индивидуальные налоги и налоги на потребление, и наиболее легкие — налоги на недвижимое имущество.
Tax Foundation последовательно подчеркивает, что структура Налогового кодекса страны является важным фактором, определяющим его экономические показатели. Хорошо структурированный Налоговый кодекс легок для соблюдения налогоплательщиками и может способствовать экономическому развитию, в то же время обеспечивая достаточный доход для приоритетов правительства. Напротив, плохо структурированные налоговые системы могут быть дорогостоящими, искажать принятие экономических решений и наносить ущерб экономике страны.