чт
  • 11
  • пт
  • 12
  • сб
  • 13
  • вс
  • 14
  • пн
  • 15
  • вт
  • 16
  • ср
  • 17
  • чт
  • 18
  • пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • пт
  • 10
  • сб
  • 11
  • вс
  • 12
  • Почему датские дети любят учиться

    Почему датские дети любят учиться
    Getty Images/Global Images Ukraine
    05 сентября 2019 16:30
    1236

    Дело совсем не в уровне жизни. А в чем же?


    За шесть лет проживания в Дании у Татьяны Годард было много приятных открытий. Одно из них: здесь дети любят учиться. И уровень жизни здесь не при чем: дело в менталитете и подходу датчан к образованию. Теоретически все это можно внедрить и у нас.

    Детей не заставляют учиться: они это делают самостоятельно. Потому что самостоятельность прививают с раннего детства. Да, родители рядом и всегда во всем подстраховывают, но у ребенка максимум свободы. Каждый успех (начиная с первого шага, навыка самостоятельно есть, одеваться и т. п.) фиксируется на уровне подсознания и ребенок растет с пониманием, что со всем способен справиться. Это помогает в любом возрасте, а впоследствии и во взрослой жизни. Во многом благодаря уверенности в себе и способности брать ответственность за свою жизньдатчане много лет подряд становились самой счастливой нацией в мире.

    В датских школах очень хорошая атмосфера. Закон здесь на стороне ребенка, учителя не имеют права даже повышать голос, не то что кричать на учеников. С этим предельно строго. Благо, у них и повода для этого нет: спокойное уважительное общение – это часть датской культуры, которая прививается и воспитывается с раннего возраста. Конечно, разные бывают и дети, и учителя, но негативные случаи это исключение, а не правило.

    Очень ценно, что и детей учат относиться друг к другу по-доброму. У них нет булинга. Более того, во многих классах учатся дети с ограниченными возможностями. О них принято заботиться, помогать. И дети гордятся, если им удается что-то хорошее сделать для тех, кто слабее. Это ценнейшая база для развития эмпатии и доброго отношения к себе и другим. Разумеется, учиться в спокойной атмосфере максимально комфортно.

    Очень важен и сам процесс обучения. Это не зубрежка, а развитие творческих способностей, логического мышления, способности делать правильный выбор. Дети свободно выражают свои мысли, отстаивают свою точку зрения. Много времени посвящено обсуждению актуальных тем, и учитель участвует в таких дискуссиях как модератор. Информацию дают самую новую, а учебники для самостоятельного изучения – дома.

    Очень много коллективных проектов, заданий, в которых школьники участвуют группами. Это тоже очень помогает развивать взаимную поддержку и уважение друг к другу. Дети привыкают к тому, что каждый важен, нет явных лидеров и аутсайдеров. Так формируется очень позитивная гармоничная атмосфера, детям не приходится проходить через стресс, и они спокойно учатся, максимально раскрывая свои способности. Причем оценки ставят лишь с восьмого класса, до того знания проверяют только тестированием.Если у ребенка сложности с каким-то предметом, преподаватели занимаются с ним индивидуально, причем бесплатно.

    Немаловажно, что учителя не работают по жестким программам, а могут самостоятельно составлять учебный план и внедрять в образовательный процесс свои методики. Есть ориентировочный план, но внутри него максимум простора для деятельности. Кстати, школьники могут сами выбирать преподавателей, это стимулирует последних постоянно работать над собой и личностно и профессионально.

    Уроков задают не много, все делается в основном в классе, после основных занятий. Поэтому дома дети могут отдохнуть и расслабиться. И у них хватает сил и желания заниматься спортом: большинство школьников посещают спортивные секции. Также обычное явление – тренировки семьями: часто родители тренируются в спортклубах вместе с детьми.

    Как видите, многое из того, что много лет успешно практикуется в датских школах, можно внедрить у нас. Дело за малым – изменить сознание. С этого начинаются все перемены к лучшему, включая систему образования и отношений в школьной среде.