вт
  • 16
  • ср
  • 17
  • чт
  • 18
  • пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • пт
  • 10
  • сб
  • 11
  • вс
  • 12
  • пн
  • 13
  • вт
  • 14
  • ср
  • 15
  • чт
  • 16
  • пт
  • 17
  • Привязь для железного коня: как не стать жертвой угона

    Привязь для железного коня: как не стать жертвой угона
    Getty Images/Global Images Ukraine
    03 мая 2019 11:34
    1335

    Стать жертвой угона автомобиля может любой из нас, независимо от состояния банковского счета и количества охранников на квадратный метр. При этом в Украине раскрывается менее половины автокраж, а значит вероятность вернуть свой автомобиль в случае угона можно оценить как «скорее нет, чем да». Family Office рассказывает, как воруют машины и как от этого защититься.

    Угон — дело техники

    Если вы думали, что крадут в основном недорогие автомобили, то это не так. Премиальные модели тоже часто становятся целью угонщиков. Они идут в основном не на перепродажу, а на запчасти: оригинальные комплектующие стоят дорого и многие автовладельцы предпочитают экономить, покупая б/у комплектующие, особо не интересуясь их происхождением.

    Чтобы завладеть чужим автомобилем, не оборудованным дополнительными средствами защиты, злоумышленнику главное взломать штатную электронную сигнализацию. Дальше — дело техники. Сейчас самым распространенным противоугонным средством даже в автомобилях премиум-класса остается штатная сигнализация, которая дистанционно активируется при помощи брелока. Но вместе с таким типом защитных систем появилось и оборудование, которое умеет перехватывать и подменять сигнал.

    Стандартная автосигнализация состоит из многих компонентов: датчиков удара, разбития стекла, движения, реле блокировки, центрального блока. И, конечно, брелока-коммуникатора. Команды с брелока на центральный блок и обратно передаются с помощью обычного радиосигнала на определенной частоте. Опознавание центральным блоком правильного брелока происходит через уникальный код. Если злоумышленник перехватит сигнал с этим кодом при помощи устройства-кодграббера, то сможет без проблем подделать его и отключить сигнализацию. Для этого достаточно находиться неподалеку от хозяина машины в момент, когда он активирует охранную систему.

    Перехват сигнала с брелока — один из распространенных способов взлома авто

    Еще один вариант взлома сигнализации — перебор стандартных кодов. Сканер по очереди отправляет сигналы с разными кодами на сигнализацию и ждет, когда попадется правильный. Правда, сегодня таким способом можно взломать только самые дешевые сигнализации. Остальные имеют разнообразную защиту от сканирования, например, срабатывают после нескольких попыток подбора кода.

    Производители борются с кодграбберами несколькими способами. Один из самых распространенных — использование одноразовых кодов. После включения сигнализации старый код становится недействительным, а при снятии будет использоваться новый. Какой? Знает только центральный блок сигнализации, поэтому использование кодграббера в этой ситуации не принесет плодов. Также распространено шифрование кодов, когда по незащищенному каналу передается сигнал, непригодный для снятия охраны. Взломать такой шифр в полевых (да и не только) условиях практически нереально. В ответ на это угонщики идут на разные ухищрения. Например, глушат сигнал брелока. Хозяин в таком случае может подумать, что в нем просто села батарейка и оставить машину без сигнализации, что и требуется злоумышленнику.

    Еще одно слабое место автомобиля — порт OBD. Обычно он используется для диагностики автомобиля и поиска ошибок в его системах. Но через него также легко взломать защитную систему, например отключить сигнализацию и разблокировать двери. Чтобы затруднить злоумышленникам эту задачу, желательно установить на OBD-порт специальный замок. В комплексе с другими мерами, о которых пойдет речь далее, это должно создать угонщику проблемы и может заставить бросить начатое.

    Фото: auto-keys.eu

    Кодграббер внешне похож на обычный брелок сигнализации, но также их часто «прячут» в корпусах старых кнопочных телефонов

    Защитить авто реально

    Есть несколько типов охранных систем, которые могут помочь в случае попытки кражи автомобиля. Один из них — спутниковая сигнализация. Помимо штатных противоугонных средств, она содержит небольшой модуль GPS-сигнала, который устанавливается в малозаметном месте. В случае угона на пульт диспетчерской службы подается сигнал о происшествии, а диспетчер или хозяин могут отслеживать перемещение автомобиля по карте. В таких сигнализациях также часто есть скрытая тревожная кнопка, которая нужна при нападении непосредственно на водителя. В самых продвинутых моделях есть функции удаленного управления: можно заглушить мотор, заблокировать двери, включить сирену и проводить другие манипуляции. Но вот беда: сигнал GPS хорошо передается только на открытой местности. Заехав в подземный паркинг или в другое подобное место, машина пропадет из поля зрения спутниковой системы, а значит окажется недоступной. К тому же GPS-сигнал может глушиться при помощи специальных устройств.

    На рынке также есть комбинированные сигнализации, которые, помимо GPS, имеют GSM-модули, а также радиомаяки. Они облегчают поиск угнанной машины, так как сигналы сотовой связи и радиомаяков легче проходят через препятствия. К тому же, в маячках может использоваться довольно широкий диапазон частот, который проблематично заглушить.

    Но чем искать угнанную машину, лучше не допускать самой кражи. Для этого хорошо подходят иммобилайзеры — системы, которые блокируют те или иные компоненты автомобиля. Они бывают двух видов: механические и электронные. Механические (например, хорошо известный MUL-Т-LOCK) может физически блокировать коробку передач, трансмиссию, руль и т. д. Электронный — размыкает электрические цепи, из-за чего не происходит искрообразование в свечах, не подается топливо в двигатель и не работают другие функции, за которые отвечает электроника. Снимается же блокировка при помощи физического ключа с микрочипом, содержащим код безопасности, который система должна распознать.

    Самый современный вариант противоугонной системы — это биометрическая охрана. Во многом она работает как обычная защитная система, но ключ к ней — не радиосигнал с брелока или нажатие потайной кнопки, а отпечаток пальца или рисунок сетчатки глаз владельца. Такой тип охраны пока не распространен. Он используется в премиальных авто, да и то далеко не во всех моделях. Но в ближайшие годы эта технология станет куда более популярной. В этом можно убедиться, взглянув на смартфоны: еще пару лет назад биометрическая идентификация была только в топовых моделях, а сейчас встречается даже в бюджетных аппаратах дешевле $100. С автомобильными охранными системами будет примерно так же.

    Комбинация продвинутой спутниковой сигнализации с иммобилайзером или биометрической системой защиты действительно надежно защищает автомобиль от угона. Не на 100%, но на 99% — так точно. Плюс есть еще несколько советов, которые помогают предотвратить даже попытки взлома. Например, покупать авто, которое не пользуется спросом у угонщиков. В Киеве среди премиальных моделей чаще всего угоняют машины марок Toyota, BMW, Lexus, Honda, Mercedes і Range Rover. А вот Jeep, SsangYoung, Volvo, Subaru и Suzuki у угонщиков не в почете. Еще один совет — не оставлять машину надолго без присмотра. Оставив автомобиль на платном паркинге, вы рискуете намного меньше, чем просто припарковавшись на улице.

    Краткое послесловие

    Надежная защита машины от угона — это не фантастика, а вполне реальная вещь. Конечно, придется немного потратиться, но все равно это будет стоить намного меньше, чем покупка нового автомобиля. Да и сэкономленные нервы стоят немало, как и душевное спокойствие.