чт
  • 11
  • пт
  • 12
  • сб
  • 13
  • вс
  • 14
  • пн
  • 15
  • вт
  • 16
  • ср
  • 17
  • чт
  • 18
  • пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • пт
  • 10
  • сб
  • 11
  • вс
  • 12
  • Школьные годы чудесные: в какой стране они интереснее

    Школьные годы чудесные: в какой стране они интереснее
    Иллюстрация: iStock by Getty Images
    21 февраля 2019 11:47
    1460

    Слово «школа» впервые появилось в Древней Греции, однако смысл его был совершенно иной. Школой называлось время отдыха, которое древние мыслители и их ученики посвящали философским беседам и мировоззренческим диспутам. Сегодня школа — это подчас тяжелый упорный труд, подчас игра, помогающая интеграции в жизненное пространство во взрослом возрасте, подчас получение основ выбранной профессии и практически всегда — навыков коммуницировать в социуме. В любом случае, по данным исследования Всемирного банка, за последние 60 лет наши дети стали тратить на школьные занятия в 3,5 раза больше времени. Ученые считают, что это — проявление кризиса среднего образования. Так ли это на самом деле, мы в Family Office решили разобраться вместе с нашим постоянным автором Анной Зарембо.

    1 сентября 2017 года было, можно сказать, знаменательным — в первый класс пошли дети Z, то есть дети первого цифрового поколения, которые умеют схватывать знания на лету, анализировать информацию, оперативно переключаться. Дети, которые отличаются, пусть не феноменальной, но особой, цифровой памятью, при этом ощущают свою индивидуальность и всеми силами стремятся к свободе выбора, независимо от того, где они живут и каков достаток в их семье. И это тренд нынешнего образования, который еще раз подтверждает: время, проведенное за учебниками или в школьных стенах, абсолютно не гарантирует, что дети планеты становятся умнее и грамотнее. На самом деле уровень образованности жителей тех или иных стран зависит от многих факторов, в том числе от систем и практик школьного образования. Нам показались интересны те «изюминки», которые помогают различным государствам сберечь самый ценный ресурс сегодня — человеческий капитал.

    Главная задача — научить трудиться

    На всех континентах дети обучаются в школе основным предметам и навыкам, среди которых главное — уметь читать и писать. Однако не все так просто. В каждой стране есть национальные особенности, которые подчас для нас достаточно необычны, как, например, единая школьная одежда в виде спортивной формы в Китае или ежегодное «перемешивание» классов и учителей в Австралии.

    В любой стране школа — это начальные, средние и старшие классы. В основном малыши начинают учебу с 6 лет, хотя в Эстонии считают, что детство можно продлить до 7-ми, а в Великобритании воспитанием джентльменов и леди государство озабочено уже с 5-ти. В Канаде дети идут в школу в 6 лет, но при всех школах (общеобразовательных муниципальных, католических и частных) действуют дошкольные классы (Preschools), куда принимают малышей 4-х лет. Вместе с тем США, Франция и Аргентина перещеголяли и их — там малыши обязаны посещать дошкольные классы (не просто детский сад!) уже с 3 лет.

    Начальная школа, которая длится, как правило, до 10-11 лет, есть практически в каждой образовательной системе. Однако, например, в Италии после получения аттестата начальной школы дети переходят учиться в среднюю школу до 14 лет, где, кроме общеобразовательных предметов, уже есть специализация. Это помогает им в 18 лет выбрать лицей по способностям и увлечениям: классический, технический или естественных наук.

    Подобная профессиональная ориентация образовательной системы присутствует и в немецких и английских школах. Так, в Германии после окончания начальной школы можно выбрать основную школу (Hauptschule), реальную (Realschule) или гимназию (Gymnasium), разница между которыми — в содержательном наполнении учебных программ, в которых большое внимание уделяется трудовым навыкам. И если основная и реальная школы отличаются прикладными дисциплинами, позволяющими получить затем рабочую специальность, то гимназии характеризуются академической подготовкой и тремя основными направлениями — гуманитарное, общественное и техническое.

    В гимназиях, как правило, учатся дети, которые могут похвастаться хорошей успеваемостью и происходят преимущественно из состоятельных семей. В реальных школах учатся дети, которые будут иметь все шансы стать, например, чиновниками. И наконец, в основных школах готовят будущих рабочих и ремесленников. Кроме того, существуют школы смешанных типов: общая (Gesamtschule) и общественная (Gemeinschaftsschule).

    В Великобритании юных англичан также готовят ко взрослой жизни, специализируясь в «грамматических» школах (с расчетом на дальнейшее обучение в вузах) или «современных» школах (тут позволяют обучиться конкретному ремеслу и даже получить квалификацию). Хотя надо сказать, все большую популярность приобретают «единые» школы, в которых, кстати, уже практикуется смешанное обучение, то есть совместно мальчиков и девочек.

    «Изюминкой» французского школьного образования является особое отношение к языкам, особенно государственному — французскому, по которому ежегодный тест проходят все без исключения, начиная с 1-го класса. Такое же трепетное отношение к языкам наблюдается и в финских школах. Здесь ученики с 3-го класса начинают учить английский, с 4-го подключают на выбор факультативный (французский, русский или немецкий), а с 7-го класса в обязательном порядке изучают шведский.

    Особенности американской и финской школ, кроме прочего, состоят в их особой любви к инновациям. В Финляндии, например, приветствуются уроки тематического проникновения, когда, изучая сегодняшние климатические изменения на планете, ученики обязательно должны подготовить научные доклады не только по экологии и естествознанию, но экономике и политике. Такое занятие может длиться до трех часов с перерывами, однако игровая форма или формат диспута, настоящего студенческого коллоквиума делают его интересным и несложным для детей различного возраста. В Америке же есть даже специальный предмет «Научные изобретения», где главная направленность — раскрыть потенциал талантливого в той или иной сфере ученика. На таких уроках сначала начитывается теория, а затем ребятам дается целый год, чтобы что-то изобрести.

    Безусловно нельзя сегодня обойти вниманием такой предмет в школах Израиля, находящегося в состоянии перманентной войны, как «Кибербезопасность». Честно говоря, пока что именно о таком ракурсе обученияIT-технологиям мы не слышали. Кроме знакомства с элементарными навыками программирования и работы с офисными программами, израильских школьников обучают правильно вести себя в социальных сетях, грамотно коммуницировать в них, чтобы не наражать на опасность себя и своих близких, как бороться с зависимостью от различных гаджетов и компьютерных игр.

    Очень интересные методы и приемы воспитания инновационности в частных авторских школах. Так, в школе Илона Маска Ad Astra оначалу учились только пятеро его детей (кстати, все дети Маска мальчики и практически одного возраста, так как родились сначала двойняшки и затем тройняшки). Со временем такая "домашняя" школа разрослась: кроме пятерых сыновей инвестора, туда отобрали детей из семей других сотрудников SpaceX. В 2018 году в таком эксклюзивном учебном учреждении училось уже 40 одаренных учеников от 7 до 17 лет. В этой школе не ставят оценок. Дети учатся по группам. Никаких особых спортивных дисциплин и искусства там не преподают, ребят не обучают иностранным языкам, поскольку, как говорит сам Маск, в ближайшем будущем технологии по синхронному переводу сделают такие знания бесполезными (очень спорно, на наш взгляд, даже с точки зрения тренировки памяти — знания иностранных языков еще никому не помешали). Так чему же учат в этой школе, спросите вы? В Ad Astra в первую очередь изучают системы искусственного интеллекта и уже с детства дают умения и навыки самостоятельно создавать «умные алгоритмы»...

    Но вернемся к обычным школам, пусть в Китае и Японии, где растят настоящих трудоголиков. Их учебные программы отличает огромное количество домашних и проверочных заданий, поэтому каникулы и выходные у маленьких китайцев и японцев — это возможность хорошо потрудиться над уроками. Так как школьники этих стран сдают много экзаменов, то все каникулы (в Китае они длятся всего месяц в году, а в Японии — не больше недели!) дети готовятся к ним — не сдать их просто непозволительно. Да и типичный распорядок дня учеников в этих странах ужаснул бы любого педиатра — в Китае, например, день школьника начинается с самостоятельных занятий в 5 утра и заканчивается дополнительными занятиями до 21:00.

    Атмосферность — важная составляющая успеха

    Во многих развитых образовательных системах весомый акцент делается на взаимоотношении детей и школы — учителей, воспитателей, менеджмента, общественных советов. Наиболее расслабленная, по мнению многих экспертов, но и одновременно наиболее эффективная, достойная подражания — это образовательная модель Финляндии.

    Финские школы занимают лидирующие позиции в образовательном рейтинге PISA. Согласно международным исследованиям, которые раз в три года проводит авторитетная Организация экономического сотрудничества и развития, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.Поэтому даже самые ярые противники методов финской образовательной системы, которых в мире становится все меньше, признают гуманность, равноправие и уважение, царящие в классах и аудиториях финских школ. И что немаловажно: здесь нет отстающих или отчисленных. Каждого ученика обязательно доведут до среднего уровня, а стресс от экзаменов вообще назвали ненужным негативом, поэтому уровень знаний определяется полученными в течение обучения средними баллами, которые позволяют поступить в колледж или лицей.

    В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

    Кроме того, в финских школах стараются привлечь внимание ученика, сконцентрировать его на какой-либо области знаний, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию. При этом здесь задачу средней школы видят в том, чтобы выявить, стоит ли ребенку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, ведь не всем интересно или возможно общаться на языке программирования, кто-то должен хорошо водить автобусы. И что немаловажно — и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

    Толерантность и понимание и к талантливым, и к отстающим ученикам отличают также школы Франции, где зачастую в классах можно встретить и второгодников и детей, «перепрыгнувших» через класс. Но если считать это неудобством, то уж точно комфортны французские каникулы, которые начинаются в каждой из трех региональных зон в свое время, дабы избежать пробок, скопления людей и других неприятных моментов.

    Атмосферность британских школ определяет девиз «Учат — многие, мы — воспитываем сэров», подчеркивающий обучение хорошим манерам, когда в школе категорически запрещен сленг, а допустимым считается только литературный английский. Уметь любоваться флорой и фауной учат уроки созерцания природы в японских школах, что, по мнению учителей, помогает детям расслабиться и вообще учит замечать прекрасное, а не только экран гаджета или компьютера. Право самостоятельного выбора дисциплин для изучения, а также факультативных занятий и кружков, которые составляют львиную долю учебных программ, имеют ученики американских школ, а канадские школьники — время для утреннего получасового индивидуального общения с учителем, когда можно по-взрослому обсудить любой вопрос или проблему.

    На снятие тревожности и повышение концентрации внимания направлены уроки йоги во вьетнамских школах и обилие спортивных занятий у китайских учеников. А вот зачет на Тайване получить достаточно просто — надо только хорошо убрать свой класс, хотя школы Тайбэя, столицы страны, не раз входили в топ лучших в рейтинге PISA.

    И безусловно мы не могли не вспомнить «уроки счастья», которыми славятся школы немецкого города Гейдельберга. Тут детей учат просто быть счастливыми, жить в гармонии с собой и слушать не только свой разум, но и душу. Причем ученики должны к концу учебного года воплотить собственные счастливые мысли в какой-либо благотворительный или меценатский проект. Думаем, такие же минуты счастья приносят армянским детям обязательные уроки народных танцев в каждой школе страны и уроки серфинга в школах Австралии, которые позволяют местной молодежи уже достаточно долго сохранять лидерство среди покорителей волн.

    Финляндия

    учебный год: август — май

    время урока: как решит учитель, 5 дней

    экзамены: нет

    домашние задания: практически нет

    отличия: за партами сидеть не обязательно; планируется согласно образовательной реформе, что учебный день перестанет делиться на уроки, а по решению учителя будет единый предмет, объединяющий несколько наук 

    Франция


    учебный год: сентябрь — июль

    время урока: 55 мин — 2 часа (зависит от предмета), 5 дней (среда — короткий день)

    экзамены: есть

    домашние задания: есть, но не письменные

    отличия: 20-балльная система оценок, 2-часовой перерыв на обед, на переменах дети обязательно выходят на улицу

    Испания

    учебный год: сентябрь — июнь

    время урока: 45 мин, 5 дней

    экзамены: есть

    домашние задания: нет

    отличия: обязательны два дополнительных языка — английский и региональный, на которых, кроме языковых, преподают, например, природоведение и урок труда

    Италия

    учебный год: ежегодно начинается по-разному в зависимости от региона

    время урока: 50-55 мин, 5 дней

    экзамены: есть

    домашние задания: нет

    отличия: 13 лет учебы, обязательная смена школ два раза — после начальной опять идут в 1-й класс средней школы. Вместо выпускного вечера — «ужин с профессорами», на который выпускники должны заработать самостоятельно

    Великобритания

    учебный год: сентябрь — июль

    время урока: 40-50 мин (решает школа), 6 дней

    экзамены: промежуточные в течение всей учебы

    домашние задания: нет, но только в младших классах

    отличия: 100-балльная система оценок, очень многие школы практикуют пансионную форму обучения, распространено раздельное обучение девочек и мальчиков

    Канада

    учебный год: сентябрь — июнь

    время урока: 85 мин, 5 дней (пятница — короткий день)

    экзамены: есть + регулярные тесты и контрольные

    домашние задания: как решит учитель

    отличия: в школу можно прийти на 8:15, если у ученика есть вопросы к учителю. Если все в порядке, можно прийти к 8:45.

    Япония

    учебный год: начало апреля — конец марта

    время урока: 45 мин — младшие классы, 50 мин — старшие, 6 дней

    экзамены: несколько раз в году

    домашние задания: нет — в младшей школе, очень много — в средней и старшей

    отличия: 100-балльная система оценок, каникулы длятся с 20 июля по 1 сентября, с 26 декабря по 7 января и с 25 марта по 1 апреля — и это время, чтобы хорошо позаниматься самостоятельно!

    Израиль

    учебный год: сентябрь — июнь

    время урока: 90 мин, 6 дней

    экзамены: есть

    домашние задания: нет

    отличия: в зависимости от успеваемости и способностей детей делят на группы разного уровня

    Китай

    учебный год: сентябрь — июль

    время урока: 40 мин, 6 дней

    экзамены: есть

    домашние задания: есть

    отличия: утро начинается с общешкольной зарядки, после 3-го урока — зарядка для глаз, после 14:00 — зарядка на основе активных видов спорта

    Индия

    учебный год: июль — май

    время урока: 35 мин, 6 дней

    экзамены: есть

    домашние задания: есть

    отличия: наличие аттестата — отличный социальный «лифт», поэтому вся семья очень переживает за экзамены

    Австралия

    учебный год: январь — декабрь

    время урока: как решит учитель, 5 дней

    экзамены: с 3-го класса каждый второй год

    домашние задания: есть

    отличия: 100-балльная система оценок, два обязательных предмета — математика и английский, каждый год меняется классный руководитель, дресс-код — шорты

    США

    учебный год: сентябрь — июль

    время урока: 40-50 мин (решает школа), 6 дней

    экзамены: промежуточные в течение всей учебы

    домашние задания: нет, но только в младших классах

    отличия: нет постоянных классов, студенты (так называют школьников) сами выбирают дисциплины, т. е. у каждого ребенка свое расписание занятий, не принято списывать

    Аргентина

    учебный год: февраль — декабрь

    время урока: 8:30-13:00 и 13:00-17:00 (решает школа), 5 дней

    экзамены: система тестов в течение всей учебы

    домашние задания: есть, но учителя рекомендуют делать их в классе

    отличия: популярны частные школы, определяющие круг общения, по окончании секундарии (школы второго уровня) каждый класс отправляется в традиционное путешествие по стране


    Все иллюстрации: iStock by Getty Images