пт
  • 8
  • сб
  • 9
  • вс
  • 10
  • пн
  • 11
  • вт
  • 12
  • ср
  • 13
  • чт
  • 14
  • пт
  • 15
  • сб
  • 16
  • вс
  • 17
  • пн
  • 18
  • вт
  • 19
  • ср
  • 20
  • чт
  • 21
  • пт
  • 22
  • сб
  • 23
  • вс
  • 24
  • пн
  • 25
  • вт
  • 26
  • ср
  • 27
  • чт
  • 28
  • пт
  • 29
  • сб
  • 30
  • вс
  • 31
  • пн
  • 1
  • вт
  • 2
  • ср
  • 3
  • чт
  • 4
  • пт
  • 5
  • сб
  • 6
  • вс
  • 7
  • пн
  • 8
  • Что означает цифровой налог в ЕС

    Что означает цифровой налог в ЕС
    leocopello/iStock by Getty Images
    17 октября 2018 16:14:39
    1043

    Мировые IT-гиганты Apple, Google, Microsoft, Amazon и Facebook — пять крупнейших компаний согласно их рыночной капитализации, которые из года в год увеличивают прибыль и усиливают свое доминирование. Одновременно в мире растет и тревога относительно честной конкуренции с их участием. 

    Соответственно критики заявляют, что монопольную силу IТ-гигантов надо сдерживать. Особенно далеко в этом процессе зашла Еврокомиссия, которая уже неоднократно штрафовала указанные компании за так называемую монополию на миллиарды долларов. Параллельно в том же ЕС к заключительной стадии подходит процесс формирования цифрового налога для крупных игроков онлайн-рынка. Family office попробовал разобраться: что это за новшество и чем оно грозит IT-компаниям и мировой экономике в целом.


    Еврокомиссия нашла «золотое дно»…

    Стоит упомянуть, что Европейская комиссия славится громкими судебными делами против многих ІТ-компаний. Еще задолго до появления проекта цифрового налога, в 2009 году, к примеру, Intel выплатила миллиард долларов за подрыв конкуренции, предоставляя производителям скидки на чипы. В прошлом 2017 году Apple доплатила $15 млрд налогов по требованию Еврокомиссии. Microsoft по двум искам (2008-го и 2013 года) выплатила в общей сложности $1,5 млрд за ограничения в выборе браузеров в Windows и привилегированное положение Internet Explorer. А в прошлом году за предоставление "ложной или недостоверной" информации в процессе покупки программы обмена сообщениями WhatsApp та же участь постигла и Facebook.

    Также на рекордные $5 млрд за нарушение антимонопольного законодательства в Европе в прошлом году был оштрафован и Google. Это самый большой штраф в истории компании. Google не согласна с решением и сегодня его оспаривает. Сундар Пичаи, глава компании, уже опубликовал развернутый ответ на решение комиссии:

    «Решение не учитывает тот факт, что устройства на Android конкурируют с устройствами на iOS. Это подтверждают 89% опрошенных согласно исследованию самой же комиссии. Благодаря Android на рынке сейчас 24 тыс. устройств во всех ценовых категориях от 1300 разных брендов. Все смартфоны, созданные этими компаниями, различные. Но у них есть одна общая черта — возможность использовать одни и те же приложения».

    Судебная тяжба по поводу этого решения, вероятно, затянется на годы, и даже если решение останется неизменным — оно лишь ограничит Google в распространении своих сервисов. Хотя производители смогут предустанавливать их и дальше по собственному желанию

    Прошлый рекордный штраф для Alphabet, которому принадлежит Google, кстати, тоже был от Еврокомиссии в 2016 году — €2,4 млрд за влияние на поисковую выдачу. Товары из каталога Google Shop, согласно обвинению, намеренно ставились выше, чем остальные.


    Откуда "растут ноги" у нового налога?

    Примерно год назад Европейская комиссия выпустила документ «Справедливая и эффективная налоговая система в Евросоюзе для единого цифрового рынка», в котором заявила, что суммы налога на прибыль, уплачиваемые цифровыми компаниями, недостаточны из-за устаревших правил международного налогообложения.

    По оценкам Европейской комиссии, приблизительная ставка корпоративного налога для транснациональных компаний, работающих в сфере цифровых технологий, составляет в ЕС 10%, тогда как компании с физическим присутствием в европейских странах платят 23%. Де-факто некоторые высокотехнологичные гиганты снижают корпоративную налоговую ставку практически до нуля: например, Apple в 2014 году в Ирландии заплатила 0,005% годовой прибыли, тогда как стандартная ставка налога на прибыль в этом государстве составляет 12,5%. Или, к примеру, реальная ставка корпоративного налога для Amazon в Великобритании, которая в 11 раз ниже, чем для традиционных книжных магазинов. В выпущенном документе Европейская комиссия предложила, помимо прочего, провести реформы по исправлению такого недочета системы международного налогообложения.

    Особенно ревниво реагируют на обогащение крупных технологических гигантов Германия и Франция. Именно они первыми объявили о планах разработать предложение о налогообложении цифровых монстров. Так, Брюно Ле Мэр, французский министр финансов, заявил, что Франция и Германия хотят заставить интернет-гигантов вносить «справедливый вклад» в бюджет каждого государства, где они получают доход. Ле Мэр предложил взять доходы таких компаний, как Amazon, Facebook, Apple и Google, в качестве ориентира для определения уровня налогов, которые те будут обязаны платить в каждом из государств, где зарабатывают деньги. Подобное предложение уже вносилось на уровне ЕС, но особого развития пока не получило.

    Причиной таких намерений Франции и Германии эксперты называют решение, принятое в июле 2017 года Парижским административным судом по делу о взыскании с компании Google налоговой недоимки в размере более чем €1 млрд. Тогда суд постановил, что ирландская «дочка» американской корпорации Google Ireland Limited не обязана выплачивать корпоративные налоги и НДС за период с 2005-го по 2010 год, так как не являлась в эти годы резидентом Франции. Суд, таким образом, счел, что раз у корпорации «отсутствует постоянное представительство» во Франции, она не обязана декларировать свои доходы в этой юрисдикции. Планы Германии и Франции поддержали Испания и Италия. И данный вопрос был действительно поднят на уровне министров финансов стран ЕС.

    Предложения Еврокомиссии были обсуждены на Цифровом саммите Евросоюза в Таллинне. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер отметил, что государства ЕС могли бы ввести обновленные правила налогообложения цифровой экономики уже в 2018 году, но страны - члены Евросоюза разделились во мнениях относительно того, должны ли такие интернет-гиганты, как Amazon, Facebook и Google, платить больше налогов. Небольшие европейские страны, такие как Люксембург и Ирландия, выразили свои беспокойства по поводу того, что подобные налоговые изменения могут повредить их конкурентоспособности.

    Но на самом ли деле ІТ-гиганты угрожают свободной конкуренции? Если речь идет о цифровом сегменте, то Amazon здесь может и доминирует, но по сравнению с покупкой товаров в "живых" магазинах, онлайн-шопинг до сих пор кажется незначительным. Только в сети супермаркетов Walmart объем продаж за прошлый год был втрое больше, чем у Amazon.

    Крупнейшие акулы - Microsoft и Google - борются за пользователей облачных сервисов с такими компаниями, как IBM and Salesforce. То есть потребители в секторе технологий могут свободно переходить к новым игрокам с развивающихся рынков. Сторонники невмешательства утверждают, что китайские технологические гиганты Baidu, Alibaba и Tencent достаточно уверенно противостоят гегемонии Соединенных Штатов.

    «Этот рынок является конкурентным именно благодаря тому, что покупатель имеет выбор», — объясняет Рональд Джоуз, аналитик онлайн и цифровых средств коммуникации из компании JMP Securities.

    Кроме того, недавно Amazon пообещала Европейской комиссии, что перестанет навязывать контракты, которые нарушают правила конкуренции с другими издателями электронных книг.


    Цифровой налог в цифрах

    В проекте формирования евроепейского цифрового налога отмечается, что онлайн-рекламодатели должны платить налог "там, где отображается реклама" и "где размещены пользователи, которым предоставляют данные о товаре".

    С онлайн-магазинов предлагается взимать налог в странах, "где находится пользователь, который платит за возможность доступа к платформе или для заключения транзакции на платформе".

    Под цифровой налог ЕС попадут компании в случае, если:

    - ежегодные поступления от цифровых услуг составляют €7 млн;
    - насчитывается 100 000 пользователей цифровыми услугами компании;
    - подписано более 3000 контрактов между цифровой компанией и пользователями.

    Новый промежуточный цифровой налог ЕС, который составит 3% взимаемого с оборота компании, позволит государству - члену Евросоюза получать прибыль с тех видов цифровой деятельности, которые ранее фактически не облагались налогом. Это значит, что все лазейки налогообложения, за счет которых онлайн-компании на законном уровне уклонялись от налогов, будут перекрыты, а поступления в государственную казну начнутся фактически сразу после внедрения этого налога. Мера временная и будет действовать до тех пор, пока не окажется полностью реализованным реформирование корпоративных правил налогообложения.

    Временный цифровой налог ЕС затронет прибыль, полученную с:

    1. продажи интернет-рекламы;

    2. посредничества, за счет которого пользователи могут взаимодействовать с другими пользователями, и действий, за счет которых может осуществляться им же продажа товаров и услуг;

    3. продажи данных, полученных из предоставленной пользователями информации.

    Новый налоговый проект в некоторой степени коснется и стран, не входящих в состав Евросоюза. И хотя он не затрагивает конкретные страны, сектор или какие-либо отдельные компании, общий подход затронет цифровые компании, которые ведут деятельность с пользователями - членами ЕС, даже в случае, когда компания как бы находится во не входящей в союз стране. Ведь согласно проекту любая компания (неважно – имеет ли страна ее регистрации двустороннее соглашение или не входит в ЕС) в случае активной цифровой деятельности на территории ЕС полностью попадает под правила нового цифрового налогообложения и обязана платить цифровой налог ЕС.

    Благодаря принятию законопроектов планируется внести в экономику Евросоюза €415 млрд в 2019 году и прийти к €739 млрд (сумма, составляющая 4% от сегодняшнего ВВП Евросоюза) к 2020 году. За счет выхода экономики на этот уровень цифровой налог, по прогнозам его авторов, поспособствует росту рабочих мест, конкуренции, инвестированию и внедрению инноваций.


    Новый налог — потенциальная причина экономической конфронтации ЕС и США

    Тем временем страсти вокруг внедрения цифрового налога немного утихают. К примеру, буквально недавно министр финансов Германии Олаф Шольц во время встречи с коллегами в Австрии заявил, что новый налог для крупных интернет-компаний нужно хорошо продумать. Он также сообщил, что его могут принять уже к концу этого года.

    «Если посмотреть на другие проблемы в мировой истории, которые произошли из-за изменений в экономике и технологиях, то мы начали действовать заранее, пока проблема не разрослась. Очень важно все еще раз обсудить», — сказал Шольц.

    Это говорит о том, что Германия продвигает новый закон уже не так активно, как раньше. Она хочет удостовериться, что реформа не нанесет урон ее автомобильной индустрии, которая может пострадать от ответных мер США. Кроме того, вследствие внедрения этой инновации могут понести убытки и ее собственные интернет-компании.

    В свою очередь, министр финансов Франции – один из главных сторонников закона – предложил компромисс в виде срока действия налога. То есть европейские сборы автоматически аннулируются, как только соглашение о налогах для интернет-компаний будет принято на международном уровне.

    Интересно, что Американская торговая палата в ЕС (AmCham EU), ознакомившись с общими предложениями Еврокомиссии, выпустила предупреждение о том, что введение уравнительного налога снизит привлекательность Евросоюза. По словам главы представительства Американской торговой палаты в Брюсселе Сюзанны Дангер, такие односторонние действия Евросоюза могут сильно подорвать международные усилия по решению различных налоговых проблем, и ЕС нужно продолжать работу над налоговыми реформами в рамках ОЭСР. А текущие намерения Евросоюза могут поставить Европу в невыгодное положение по сравнению с остальными глобальными игроками и более того — привести к экономической конфронтации с США, где находится большинство фирм, подпадающих под действие налога.