пт
  • 27
  • сб
  • 28
  • вс
  • 29
  • пн
  • 30
  • вт
  • 1
  • ср
  • 2
  • чт
  • 3
  • пт
  • 4
  • сб
  • 5
  • вс
  • 6
  • пн
  • 7
  • вт
  • 8
  • ср
  • 9
  • чт
  • 10
  • пт
  • 11
  • сб
  • 12
  • вс
  • 13
  • пн
  • 14
  • вт
  • 15
  • ср
  • 16
  • чт
  • 17
  • пт
  • 18
  • сб
  • 19
  • вс
  • 20
  • пн
  • 21
  • вт
  • 22
  • ср
  • 23
  • чт
  • 24
  • пт
  • 25
  • сб
  • 26
  • вс
  • 27
  • пн
  • 28
  • Дела семейные или как передать бизнес по наследству

     Дела семейные или как передать бизнес по наследству
    06 февраля 2020 14:50
    1415
    Партнер проекта: Legal House

    90-е годы можно считать началом зарождения первых украинских семейных компаний. В те годы бизнесу не учили так, как это делают сейчас. Коучей и консультантов не было, о программах MBA задумывались редко.

    Семейный бизнес – обычная практика для развитых капиталистических стран. В  Италии, например, более 70% бизнесов – семейные. В Украине частный бизнес начал развиваться лишь с середины 80-х годов.

    Зачастую украинский бизнес выстраивался по системе единоличного (семейного) или совместного (партнерского) владения и управления. Сегодня украинским семейным бизнес-династиям от силы 30 лет. В этот период сменяется первое поколение, созданный родителями бизнес должен перейти во владение и управление наследникам. По статистике 30 процентов семейных компаний выживают во втором поколении и только около 3-х процентов – после четвертого поколения. О том, как найти самый оптимальный способ передачи бизнеса по наследству расскажет Светлана Голянпартнер юридической компании Legal House

    Сложности при передаче бизнеса в наследство

    Передача бизнеса в наследство состоит из двух важных аспектов: передачи активов и передачи права управления. С передачей активов все более-менее понятно – через 6 месяцев с момента открытия наследства наследники по завещанию или пользуясь правом очередности вступают в права наследования (если наследуют по украинскому законодательству). С правами управления намного сложнее. Корпоративные права – это:

    • право владения долей в компании
    • право получения части дохода (прибыли) компании, пропорционально этой доле
    • право участия в управлении
    • право голосования на общих собраниях участников.

    Если первые два вида прав относятся к имущественным правам, которые могут наследоваться, то право голосования является личным, неотчуждаемым. Это означает, что при наследовании правопреемники получают имущественные права – право владения долей и право на часть дохода пропорционально доле, но не обязательно получат право участия в управлении и право голосования. Скорее наоборот, особенно если бизнес партнерский и в наследство досталась часть корпоративных прав, а не все 100 процентов. С большой долей вероятности партнеры оставят наследников не у дел, сохранив им лишь возможность пассивного получения дивидендов.

    Примеров споров между наследниками и с участием наследников очень много как в украинской, так и международной практике. Чтобы избежать таких случаев, в Украине существуют несколько основных инструментов, которые используют для комфортной передачи корпоративных прав в наследство.

    Решения для передачи бизнеса в наследство

    Корпоративный договор. В корпоративном договоре можно оговорить заранее условия участия наследников в управлении. В таком случае даже смерть наследодателя не отразится существенно на управлении бизнесом – наследники получат право голоса наравне с другими участниками. Правда, принятие решений будет отсрочено на период оформления наследства, то есть на шесть месяцев.

    Договор управления наследственным имуществом. Период оформления наследства (6 месяцев) – это период, когда статус наследников еще может быть не определен и существует высокий риск растраты и потери бизнеса или активов. В течение этих шести месяцев управлять долей и голосовать по тем или иным вопросам позволит договор управления наследственным имуществом. Наследодателю достаточно обратиться к нотариусу и составить договор. Главное, правильно определиться с личностью распорядителя. Обычно эту функцию выполняет доверенный нотариус, адвокат, аудитор.

    Траст или Семейный фонд. Тот, кто творит для потомства, большой оптимист, если думает, что потомству больше нечем будет заняться. Часто бывает и так, что дети не идут по стопам родителей, или же они еще недостаточно взрослые для управления, или не хотят управлять бизнесом, доставшимся в наследство. Для таких случаев в мировой практике существует решение, которое используется состоятельными семьями еще со времен средневековья и крестовых походов. Это передача имущества в трастовое управление, а бизнес-активов в управление профессиональным управленцам.

    Для уверенности в том, что наследники все же будут получать доход от имущества и бизнеса, а не станут объектом мошенничества со стороны доверительных трастовых управляющих, в структуре назначается протектор, функции которого может выполнять как наследник, так и нотариус, аудитор, адвокат или другое доверенное лицо.


    Траст – это в первую очередь инструмент защиты активов и передачи их по наследству, а также – инструмент налогового планирования. Учреждение траста уже давно стало обычной практикой для стран англо-саксонской правовой семьи. Украине, как представительнице романо-германской правовой семьи, инструмент траста пока еще мало привычен, но интерес к трастовым структурам растет с каждой новой редакцией нашего Налогового кодекса. Аналогом траста является Семейный фонд, который, по сути, выполняет те же функции, что и траст, но является юридическим лицом.


    Ближайший «родственник» траста в Украине – это договор управления, предусмотренный статьей 1029 Гражданского кодекса. Как и в трасте, учредитель управления передает имущество в управление. По договору управления учредитель управления (собственник) не теряет своей собственности (юридически право владения активом за ним сохраняется), а только на время передает право управления и распоряжения имуществом или активом. Договор управления часто используется для разделения функций владения и управления, особенно в период государственной службы.

    Договор управления, как и доверенность, может действовать только в период жизни учредителя и теряет силу в случае его смерти. Эта особенность не позволяет использовать договоры управления имуществом для комфортной передачи наследства, поскольку после смерти собственника актив остается без управления и фактически «замораживается» на период принятия наследства.

    В отличие от договора управления, трастовый договор не прекращает своего действия с прекращением существования учредителя. Наоборот, основной задачей трастового договора является его существование после смерти учредителя. В некоторых случаях трастовый договор вступает в силу, т.е. начинает свое действие, только при наступлении события, фактически заменяя собой завещание.

    Другое ключевое отличие, которое делает траст более привлекательным нежели договор управления – это юридическая сепарация. При передаче активов в траст собственник теряет юридическую связь с активом – по закону он больше не является собственником актива. Это позволяет обеспечить сохранность актива даже в случае, если в отношении учредителя траста будут применены санкции по аресту или принудительному взысканию имущества (нельзя лишиться того, чем не владеешь). В свете предстоящих налоговых законодательных изменений в Украине, траст поможет решить вопросы и с декларированием иностранных компаний, и с персональным налогообложением.