ср
  • 10
  • чт
  • 11
  • пт
  • 12
  • сб
  • 13
  • вс
  • 14
  • пн
  • 15
  • вт
  • 16
  • ср
  • 17
  • чт
  • 18
  • пт
  • 19
  • сб
  • 20
  • вс
  • 21
  • пн
  • 22
  • вт
  • 23
  • ср
  • 24
  • чт
  • 25
  • пт
  • 26
  • сб
  • 27
  • вс
  • 28
  • пн
  • 29
  • вт
  • 30
  • ср
  • 1
  • чт
  • 2
  • пт
  • 3
  • сб
  • 4
  • вс
  • 5
  • пн
  • 6
  • вт
  • 7
  • ср
  • 8
  • чт
  • 9
  • пт
  • 10
  • сб
  • 11
  • Гражданская эволюция

    Гражданская эволюция
    01 июля 2019 12:29
    1653
    Партнер проекта: Henley & Partners

    Европейский Союз идет по пути усиления мониторинга за новыми потенциальными инвесторами. Family Office разобрался в том, что сейчас происходит с инвестиционным гражданством в ряде европейских стран.

    «Мы не хотим троянских коней в Союзе», – сообщила в интервью Die Welt в августе 2018 года Вера Юрова, европейский комиссар по вопросам юстиции, прав потребителей и гендерного равенства. Эти слова станут для некоторых отправной точкой. В октябре 2018 года Transparency International опубликовала доклад, в котором критиковала схемы, связанные с «золотыми» паспортами и визами, и говорила о том, что подобные схемы могут угрожать целостности ЕС.

    Чуть позже, в январе 2019 года, комиссия Европарламента выпустила отчет, посвященный инвестиционному гражданству и другим резидентским схемам в Евросоюзе. В отчете особое внимание уделялось трем странам – Болгарии, Мальте и Кипру. Помимо вопросов, связанных с уклонением от налогообложения и отмыванием денег, комиссия отмечала также вопрос наличия связи инвестиционного гражданина и страны, чье гражданство он получает. А еще — принятие и уважение европейских ценностей.

    Целостность Европы, следование европейским ценностям и связь со страной гражданства – категории, которыми до 2013 года европейские чиновники и общественные деятели вряд ли оперировали. Теперь эти категории стали реальностью: политика, а точнее – геополитика, вносит в вопросы гражданства свои коррективы.

    Решительная Болгария, лукавящая Мальта

    Болгария, одна из бедных европейских стран, надеявшаяся улучшить свою экономику за счет инвестиционного гражданства, быстро оставила эти надежды. Практически одновременно с рекомендациями комиссии Европарламента София заявила о намерении прекратить выдачу гражданства «за деньги». По словам представителя Минюста Болгарии, схема не оправдала себя в части увеличения иностранных инвестиций и экономического роста. На следующий день после заявления Болгария отозвала гражданство Сергея Адоньева. Причина: родившийся во Львове российский миллионер обвинялся Штатами в мошеннических действиях 20 лет назад. 225 паспортов, выданных за спецвзносы за последние 10 лет (125 из них согласно российскому Фонду борьбы с коррупцией – россиянам) добавили стране неприятностей: в начале июня 2019 года Нидерланды заблокировали Болгарии вступление в Шенгенскую зону.

    В отличие от Болгарии, с экономикой на Мальте все в порядке. Согласно прогнозу Еврокомиссии, опубликованному в начале мая 2019 года, Мальта была самым быстрорастущим государством-членом ЕС с темпом роста ВВП 6,6% по сравнению со средним показателем ЕС в 2%. К 2020 году, правда, ожидается, что он снизится до 4,8%. Впрочем, эта цифра все равно превысит средние показатели по Европе и исторический средний показатель по Мальте. По мнению авторов доклада, инвестиции останутся важным фактором для развития экономики Мальты, которая продолжает развивать свою сферу услуг и инфраструктуру страны. Рост инвестиций, обозначенный в докладе, связан с ожиданиями ЕС относительно укрепления структурных государственных финансов и снижения поступлений инвестиций за гражданство.

    Лейбористы, находящиеся у власти на Мальте, пытаются лавировать между ожиданиями ЕС и собственными. В исследовании Transparency International (TI) говорится о том, что за счет гражданства Мальта собрала около €718 млн в виде прямых иностранных инвестиций с 2014 года – неплохая цифра для страны, почти в два раза меньше Украины.

    Вопрос инвестиционного гражданства вышел в политическую плоскость и вылился на страницы прессы. В марте этого года местная оппозиция – Националистическая партия – «слила» прессе данные о том, что Мальта якобы провалила тест Moneyval, то есть не прошла первоначальное тестирование своей системы по борьбе с отмыванием денег. Партия власти отрицала негативную оценку Moneyval, подчеркивая, что отчет еще не опубликован, и данные, полученные оппозиционерами, не являются окончательными и официальными, а всего лишь черновиком. Но лейбористам не повезло. Как назло, уже в апреле мировые СМИ шумели о задержании в Нью-Йорке египтянина Мустафы Абдель-Вадуда, владеющего также и мальтийским гражданством. Бывший управляющий партнер Abraaj Group был арестован в Нью-Йорке по обвинению в мошенничестве за предполагаемое присвоение миллионов долларов компании.

    На фоне этих событий оппозиция усилила свою критику действий официальных властей. Она утверждает, что схема с инвестиционным гражданством на Мальте была спорной с самого начала. Депутат-националист Петер Агиус написал целое эссе, в котором подчеркивает, что правительство сделало все для того, дабы общество не могло установить, кто эти новые граждане, получившие мальтийский паспорт.

    ЕС не имеет возможности остановить продажу паспортов на Мальте, однако она уполномочена принимать меры по ограничению ущерба для обеспечения европейской безопасности и может наложить ограничения на свободное передвижение в Шенгенской зоне. Это означает, считает депутат, неутешительные последствия для всех, имеющих мальтийский паспорт, включая и добропорядочных граждан. «Само по себе богатство не свидетельствует о законопослушности человека», – говорит депутат и добавляет, что эта ситуация должна беспокоить мальтийцев «не только из-за того, что это влияет на наши отношения с другими государствами-членами ЕС, но и потому, что в долгосрочной перспективе это может повлиять на действительность нашего паспорта. Кажется, киприоты это поняли».

    Кипр меняет правила

    Что же поняли киприоты, на которых ссылается Агиус? Продажей гражданства за инвестиции Кипр занялся в 2013 году, и этому были причины. Экономика Кипра оказалась фактически на нуле и схема "гражданство за инвестиции" стало чуть ли не первым антикризисным решением правительства.

    Инвестиционная программа Кипра до недавнего времени позволяла иностранным гражданам получить престижный паспорт европейской страны за 6 месяцев. Для получения гражданства необходимо было инвестировать €2 млн в недвижимость, бизнес или акции компаний на Кипре, а также дополнительно приобрести жилье за €500 тыс. Программа имела огромный успех. С 2013 года за счет инвестиционного гражданства Кипр получил €4,8 млрд прямых инвестиций, стране удалось избежать апокалиптических прогнозов по падению ВВП на 12%, стимулировать сектор строительства и недвижимости.

    Несмотря на это, уже тогда ряд европейских стран критиковал подобные схемы, и в мае 2017 года кипрские власти обратили на нее внимание. Для начала они создали реестр поставщиков услуг, обязав потенциальных инвесторов работать с кем-нибудь из них. Таким образом, они поставили на контроль тех, кто может претендовать на гражданство. Параллельно был создан надзорный орган – Комитет по надзору и контролю, который занимался тем, что пристально наблюдал за взаимоотношениями поставщиков услуг и потенциальными инвесторами.

    Кроме того, с 15 мая этого года в силу вступили новые правила Инвестиционной программы Кипра (ИПК), о чем Family Office писали ранее.

    Зайти с тыла

    Кроме Мальты и Кипра, в Старой Европе традиционной точкой входа для жаждущих европейского гражданства за деньги продолжает оставаться Австрия, где схема его получения, по многим оценкам, наиболее непрозрачна среди всех прочих стран. Кроме нее – Греция и Португалия (резидентские программы в рамках €250 тыс. и €500 тыс. соответственно). На фоне пристального внимания к иммиграционным программам в Западной Европе на первый план могли бы выйти и другие страны, желающие поддержать свою экономику за счет доходов от инвестиционного гражданства. Например, Молдова, уже выполнившая первую заявку в рамках программы «Гражданство за инвестиции».

    Правда, после этого события появились некие странные инициативы, на которые не преминула отреагировать Европа. Так, в конце мая 2019 года девелопер Kleindienst Group заявил, что все, кто вложат в его дубайский проект "Сердце Европы" 5 млн дирхамов ($1,36 млн), получат право подать заявку на получение гражданства Республики Молдова через инвестиционную программу (MCBI). Это заявление многих возмутило, поскольку такие вопросы находятся не в компетенции застройщика, а исключительно правительства Молдовы. А некоторых – насторожило. Например, Еврокомиссию, которая озвучила свою позицию в прессе: «Комиссия внимательно следит за воздействием схемы, запущенной в ноябре в Молдове, поскольку она может представлять риск для миграции и безопасности (в Европе. – FO)». Тем временем, 18 июня 2019 года парламент Молдовы уже успел утвердить в первом чтении законопроект об отмене гражданства за инвестиции.

    К подобным программам вряд ли присоединится Украина (о причинах вкратце см. в материале «Мир без границ». – FO). Несмотря на ожидания и слухи, озвученные в отчете CBI Index-2018, Грузия также пока не сделала подобные инвестиции одним из приоритетных направлений. Но зато есть перспективы у другой постсоциалистической страны — Черногории, которая станет полноправным членом ЕС в 2025 году и гражданство в которой стоит всего лишь €350 тыс.

    Консалтеры, которые раньше не придавали большого внимания разъяснению различий между разными направлениями инвестиционной иммиграции, теперь пытаются исправить ошибку. В частности, Сент-Невис и Китс сейчас проводит активную кампанию по своей программе гражданства за инвестиции. В поддержку доброго имени государства выступил представитель EY, пытавшийся объяснить нюансы и тонкости инвестиционной иммиграции в Карибском бассейне (см. таблицу «В чем разница»).

    Однако, у OECD есть собственный взгляд на вещи. Судя по всему, она не видит большой разницы между двумя схемами — CBI и RBI. По мнению этой организации, и гражданство, и проживание за инвестиции – вполне законные схемы, имеющие множество уязвимостей. В частности, считает OECD, в их рамках любая документация может быть использована для избегания Общего стандарта отчетности (CRS) и, следовательно, «для сокрытия своих активов за рубежом». В число потенциально опасных схем OECD относит такие, которые предоставляют доступ к низкой ставке подоходного налога с физических лиц (менее 10% для оффшорных финансовых активов) и не требуют длительного физического присутствия (в течение как минимум 90 дней) в юрисдикции, предлагающей схему (Список стран с высоким риском неправильного использования схем CBI/RBI для обхода отчетности CRS в таблице).

    Учитывая все проблемные моменты, страны с небольшими экономиками, которые раньше могли заработать на гражданстве, теперь будут вынуждены очень тщательно взвешивать свои шаги. Ведь, как очевидно, вопрос уже не только в деньгах.

    Ирина Симонян, директор по маркетингу международной компании Henley & Partners, Швейцария

    Инвестиционная миграция – молодая индустрия. Еще 10 лет назад сложно было себе представить, что она превратится в многомиллиардную отрасль, которая создает реальную общественную ценность (около 20 европейских государств предлагают программы инвестиционной миграции). Такое быстрое развитие из небольшой нишевой деятельности в серьезную политическую силу не может не привлекать внимание критиков, политиков и общества. Это естественные этапы взросления и становления любой индустрии.

    Пришло время разработки и унификации нормативно-правовой базы, которая обеспечит возможность работы в сфере инвестиционной миграции только тем, кто привержен самым высоким стандартам управления и проверки на благонадежность. Злоупотребление системой со стороны неквалифицированных специалистов или мошенников однозначно наносит ущерб каждой честной компании, стране или правительству. Henley & Partners полностью соглашается, в частности, с выводами Европейской комиссии в том, что четкие рекомендации или даже законы необходимы для регулирования рынка инвестиционной миграции.

    Существует множество объективных источников, которые демонстрируют важность прямых иностранных инвестиций для таких стран, как Мальта, Греция, Латвия, Испания или Португалия. Эти программы имеют социальное значение не только за счет увеличения государственных доходов, создания рабочих мест и увеличения расходов на инфраструктуру, но и за счет создания новых возможностей на всех уровнях общества.

    Из постсоветских стран в настоящее время Казахстан активно рассматривает возможность создания собственной инвестиционной программы предоставления вида на жительство. Для того чтобы программа заработала не только на бумаге, но и была интересна иностранным инвесторам, а также принесла пользу стране, правительству необходимо разработать и значительно изменить, например, налоговое законодательство.

    В связи с приходом нового правительства Украине тоже может быть потенциально интересна тема разработки собственной программы для привлечения прямых иностранных инвестиций в страну. Для этого Украина должна будет также провести большую работу на законодательном уровне.

    В качестве аргументации в пользу инвестиционной миграции можно привести лишь некоторые цифры, которые говорят сами за себя:

    • Инвестиционная программа Кипра за пять лет принесла стране более €5 млрд.

    • На Мальте программа помогла справиться с финансовым кризисом. К концу 2018 года государство получило почти €600 млн прямых поступлений в бюджет, более €120 млн инвестиций в государственные облигации, объем продаж недвижимости превысил €110 млн, аренда жилья – €70 млн. Сейчас экономика Мальты показывает лучшие результаты в Европе.

    • Успешные программы действуют также в Австрии и в пяти странах Карибского бассейна. Поступления от программы карибского государства Антигуа и Барбуды составляют около 15% годового государственного дохода, при этом инвесторов привлекают в основном безвизовым въездом в страны Шенгена.

    Тот факт, что граждане Украины получили в 2018 году возможность посещать без визы страны Шенгенской зоны, смог бы сделать украинский паспорт привлекательным для иностранных инвесторов.


    В чем разница

    Family Office вместе с партнером Henley & Partners подготовили небольшой словарь иммиграционного инвестора:

    Citizenship

    гражданство

    система постоянных взаимоотношений между индивидуумом и государством

    Residency

    проживание

    система временных отношений между индивидуумом и государством

    Economic citizenship

    экономическое гражданство

    гражданство, получаемое за материальный вклад в улучшение благосостояния страны; либо гражданство, получаемое человеком, чье экономическое положение влияет на его гражданские права

    Tax residency

    налоговое резидентство

    резидентство (проживание) с целью налогообложения

    CBI

    citizenship by investment

    гражданство за инвестиции – термин, обычно используемый в названиях профильных программ государств

    RBI

    residence by investment

    проживание за инвестиции с целью налогообложения

    Источник: открытые публикации


    ТОП-7 стран по серьезности проверки на благонадежность

    Страна

    Баллы

    Сент-Китс и Невис

    10

    Мальта

    10

    Доминика

    10

    Антигуа и Барбуда

    10

    Болгария

    8

    Гренада

    8

    Кипр

    7

    Источник: CBI Index-2018


    ТОП-7 стран по максимальным инвестиционным затратам

    Страна

    Баллы

    Австрия                

    1

    Мальта

    2

    Кипр

    3

    Иордания

    3

    Турция

    3

    Болгария

    5

    Камбоджа

    8

    Источник: CBI Index-2018


    ТОП-7 стран с наиболее строгими правилами по посещению или проживанию

    Страна

    Баллы

    Мальта

    2

    Кипр

    7

    Болгария

    7

    Антигуа и Барбуда

    7

    Австрия

    8

    Вануату

    8

    Камбоджа

    8

    Источник: CBI Index-2018


    Страны высокого риска*

    Список юрисдикций с высоким риском неправильного использования схем CBI/RBI для обхода отчетности CRS

    1. Антигуа и Барбуда

    2. Багамские острова

    3. Бахрейн

    4. Барбадос

    5. Вануату

    6. Гренада

    7. Доминика

    8. Катар

    9. Кипр

    10. Колумбия

    11. Малайзия

    12. Маврикий

    13. Мальта

    14. Монако

    15. Монтсеррат

    16. Объединенные Арабские Эмираты

    17. Панама

    18. Сейшельские Острова

    19. Сент-Китс и Невис

    20. Сент-Люсия

    21. Теркс и Кайкос

    * По состоянию на 24 мая 2019 года в алфавитном порядке

    Источник: https://www.oecd.org