вт
  • 8
  • ср
  • 9
  • чт
  • 10
  • пт
  • 11
  • сб
  • 12
  • вс
  • 13
  • пн
  • 14
  • вт
  • 15
  • ср
  • 16
  • чт
  • 17
  • пт
  • 18
  • сб
  • 19
  • вс
  • 20
  • пн
  • 21
  • вт
  • 22
  • ср
  • 23
  • чт
  • 24
  • пт
  • 25
  • сб
  • 26
  • вс
  • 27
  • пн
  • 28
  • вт
  • 29
  • ср
  • 30
  • чт
  • 1
  • пт
  • 2
  • сб
  • 3
  • вс
  • 4
  • пн
  • 5
  • вт
  • 6
  • ср
  • 7
  • чт
  • 8
  • пт
  • 9
  • Налоги по-швейцарски

    Налоги по-швейцарски
    Getty Images/Global Images Ukraine
    05 августа 2019 12:51
    873
    Партнер проекта: Henley & Partners

    Швейцария — лучшее место жительства денег, однако вскоре условия их «проживания» могут измениться.

    Если вы ищете наиболее спокойную и предсказуемую страну для сохранения своих активов или ведения бизнеса, то Швейцария – одна из первых юрисдикций, на которую следует обратить внимание. К тому же, именно здесь все еще с должным уважением относятся к банковской тайне. Однако давление, оказываемое ЕС и США в ходе борьбы с отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов, не минуло и этот оплот стабильности – уже с 1 января 2020 года вступит в силу новая Налоговая реформа. О том, что изменится с нового года и как подготовиться к переменам, выяснил Family Office с помощью наших партнеров – международной компании Henley & Partners.

    История вопроса, или оттенки серого по-швейцарски

    Широкомасштабная борьба с размыванием налоговой базы и перемещением прибыли развернулась в ЕС десять лет назад. Так, в 2009 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на встрече Большой двадцатки (G20) представила доклад, в котором разделила все государства на три категории в зависимости от степени внедрения налоговых стандартов. Именно тогда впервые были опубликованы так называемые «серые» и «черные» списки стран, не готовых к обмену информацией по налоговым вопросам для администрирования и принуждения к соблюдению национального налогового законодательства вне зависимости от его положений относительно защиты частной информации или банковской тайны.

    Позже, в 2013 году, та же G20 приняла Декларацию о плане BEPS (Base Erosion and Profit Shifting – план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения), к которому позже, в 2017 году, присоединилась и Украина. При этом позиция ОЭСР в вопросе уклонения от уплаты налогов довольно жесткая, и это логично: по оценкам разных экспертов в оффшорах размещено от $7,6 трлн до $25 трлн. Доля незадекларированных средств на таких счетах достигает 80%. Отсюда вывод: бюджеты многих стран ежегодно недополучают сотни миллиардов долларов.

    И хотя Швейцария в целом соблюдает международные налоговые стандарты, существующие в ней нюансы налогообложения позволяют стране оставаться одной из самых привлекательных гаваней для международного капитала. В связи с этим обвинения со стороны ЕС в недобросовестной налоговой конкуренции и недостаточной транспарентности швейцарского налогового режима звучат регулярно. Швейцария, в свою очередь, публично выражает намерения ликвидировать существующие специальные фискальные режимы. Дабы ускорить процесс и оказать политическое давление на страну в 2017 году ЕС включил Швейцарию в «серый» налоговый список и обязал внести изменения в налоговую политику до конца 2018 года.

    Однако по местному законодательству проведение налоговой реформы в стране требует одобрения общественности (проведения референдума), которая отвергла подобное предложение в 2017 году (Corporate Tax Reform III). Тем не менее, нарастающее давление вынудило Швейцарию перейти от обещаний к делу, и 19 мая 2019 года в стране прошел референдум, результатом которого стало принятие закона о Корпоративной налоговой реформе и реформе социального страхования в Швейцарии (TRAF).

    Что изменится с 1 января 2020 года

    Новопринятый закон на федеральном уровне и в большинстве кантонов вступит в действие с 01 января 2020 года. Основное изменение в этой связи — ликвидация существующих льготных налоговых режимов (обязательная мера для всех кантонов). Новые правила не касаются налоговых льгот, установленных на федеральном и местном уровнях.

    С 1 января 2020 года льготный режим налогообложения на уровне кантонов для холдинговых компаний, смешанных компаний, управляющих компаний, компаний-принципалов, а также для местных филиалов иностранных компаний, которые осуществляют финансовую деятельность, будет отменен. В отношении таких компаний будет применяться стандартный налоговый режим с единой ставкой налога на прибыль. Правда, для нынешних льготных налогоплательщиков законом предусмотрен специальный переходной режим: возможность раскрыть ранее скрытый благодаря льготному налогообложению резерв (goodwill), применив амортизационные вычеты по таким активам, что позволит уменьшить налоговую базу по налогу на доходы корпораций. Переходной режим будет вводиться на усмотрение кантонов и может длиться до пяти лет.

    Кроме того, чтобы избежать существенного увеличения налоговой нагрузки, налог на доходы корпораций на уровне кантонов будет снижен до 12-15%. Опасаясь массовой миграции компаний, многие кантоны уже пересмотрели стандартные ставки налогообложения в сторону снижения, другие планируют сделать это в ближайшие месяцы. Так, после соответствующих изменений, эффективная совокупная (федеральный плюс кантональный уровень) ставка по налогу на доходы корпораций составит: в Женеве — 13,99% (вместо 24,16%), в Цюрихе — 18,19% (вместо 21,15%), в Цуге — 12,02% (вместо 14,35%).

    Чтобы сохранить привлекательность Швейцарии для ведения бизнеса, реформой также предусмотрены:

    • Режим PatentBox – это специальный льготный режим налогообложения доходов от использования объектов интеллектуальной собственности (изобретений, ноу-хау, а также программного обеспечения) на уровне кантонов. Чистая прибыль от таких прав интеллектуальной собственности будет облагаться налогом отдельно от других поступлений, а налог может быть снижен до 90%.

    • Расходы на R&D. Кантоны будут иметь возможность (но не обязательство) ввести дополнительный налоговый вычет расходов на исследования и разработки, увеличенных до 50% от подтвержденных расходов компаний. В результате общий вычет может составить до 150% от суммы фактических расходов. Таким образом страна планирует стать привлекательным местом для проведения подобной исследовательской деятельности.

    • Условный налоговый вычет процентов. Кантоны с высокими налогами (на данный момент речь идет только о Цюрихе) будут иметь возможность ввести условный налоговый вычет процентов.

    • Ограничение налогового освобождения. Перечисленные выше режимы PatentBox, расходы на R&D, условный налоговый вычет процентов могут применяться одновременно, но сопровождаются общим ограничением на освобождение от налогообложения. Общая величина льгот не может превышать 70% чистой прибыли.

    • Опциональное (по решению кантона) освобождение от налога на капитал инвестиций в акции (минимум 10%), патенты и внутригрупповые займы.

    • Ускоренное переселение. Иностранные компании, переезжающие в Швейцарию, будут иметь право раскрывать скрытые резервы (так называемый goodwill, или нематериальные блага: деловая репутация компании, деловые наработанные связи, фирменный бренд, ТМ и т. д.) и получать налоговые выгоды от амортизации в первые годы.

    • Транспозиция. В настоящее время частные лица могут продать долю менее 5% в швейцарской компании без налогообложения при условии, что они владеют более чем 50% компании. Пятипроцентная квота будет устранена.

    С учетом вышеперечисленных льгот, а также сниженных ставок в целом можно предположить, что некоторые кантоны Швейцарии по-прежнему смогут составить конкуренцию даже тем странам ЕС, где стандартная ставка налога на доходы корпораций является невысокой (к примеру, Кипру).

    Что нужно успеть сделать до конца 2019 года

    Как мы уже говорили, нововведения вступят в силу на федеральном уровне и в большинстве кантонов с 01 января следующего года. За оставшиеся менее чем 6 месяцев украинским владельцам бизнеса в Швейцарии нужно успеть оценить влияние изменений на бизнес и отреагировать на них. Особенно важно это для тех корпораций, чей финансовый год заканчивается раньше, чем 31 декабря.

    То есть следует осуществить такие действия:

    • если ваш бизнес использует действующий льготный налоговый режим, необходимо оценить налоговый эффект в связи с переходом на стандартный режим с учетом применимых льготных переходных положений и новой налоговой ставки в соответствующем кантоне;

    • определить величину существующих «скрытых» резервов компании (goodwill) при их наличии и возможности их раскрытия в налоговой отчетности для снижения налоговой базы;

    • оценить возможность применения режима PatentВox и супервычета расходов на R&D;

    • обсудить изменения и план действий с вашим налоговым консультантом.

    Швейцария всегда была одной из самых привлекательных юрисдикций для транснациональных компаний за счет лояльной системы налогообложения. В 2020 году корпоративный налог этой страны претерпит существенные изменения, но сохранит гибкую систему определения налогооблагаемой базы инвесторов в области инноваций и исследований, а это позволит сохранить привлекательность страны для некоторых направлений бизнеса.