White Tie, или Правильный выбор
Знание что надеть и когда было важнейшим жизненным навыком для привилегированного класса и частью строгого этикета, разделявшего аристократов и нуворишей.
Само понятие “дресс-код” оформилось в начале XIX века. Основополагающий принцип был сформулирован в правилах по этикету, объяснявших, что наряд должен соответствовать случаю, сезону, месту и времени так, чтобы была “гармония между качеством одежды и компании”. Об этой гармонии и рассуждает сегодня Анатолий Шевченко, руководитель и основатель Студии элитных тканей Flavio.
Правильный выбор в одежде — вопрос серьезный. И особо внимательно следует подходить к самому строгому из дресс-кодов — White Tie. Именно этот мужской костюм необходим для посещения вечерних королевских церемоний и балов, а также формальных вечерних свадеб. (Для дневных королевских церемоний и дневных свадеб традиция диктует надевать костюм-визитку.)
White Tie, или фрачная пара, ведет свое происхождение от военной униформы кавалеристов, и для своего времени он был очень современным и функциональным, хотя сегодня фрак воспринимается как живое воплощение консерватизма и приверженности традициям. Короткий спереди, он был удобен для верховой езды, а длинные фалды сзади защищали всадника от холода.
За несколько десятилетий до начала Наполеоновских войн фрак перешел из военного гардероба в гражданский. Один и тот же фасон с небольшими отличиями надевался утром и вечером, менялись лишь цвета пиджака, а также колористика жилета, сорочки и чулок. Дневной вариант выполнялся в более светлых оттенках, вечерний — в более насыщенных. К моменту воцарения в обществе Бо Брюммеля, английского денди, законодателя моды в эпоху Регентства, было допустимо надевать фрак изумрудный, синий, брусничный, бордо или цвета листвы. Жилеты также поражали разнообразием набивных рисунков.
Фото: odaibacity.com
Бо Брюммель, с чьим именем и поведением связаны десятки забавных и познавательных историй, совершил революцию, собственным примером установив новые правила джентльмена — сдержанные, темные цвета, идеальная посадка по фигуре и брюки с высокой талией вместо чулок. Таким образом, в непринужденный светский гардероб вернулась строгая четкость военной жизни, и это неслучайно.
Друг принца-регента, красавчик Брюммель всеми силами стремился быть в центре внимания и светского обожания, поэтому он заимствовал фрак из военной униформы, чтобы подчеркнуть собственную привлекательность. Ведь этот силуэт акцентирует внимание на широко развернутых плечах, тугой талии и стройных ногах, представляя атлетическую фигуру в выигрышном свете. Принятый в 1801 году престижным лондонским клубом Almack черно-белый фрак становится обязательным для всех вечерних мероприятий аристократии.
Фрачный пиджак мог быть однобортным или двубортным, носился застегнутым.
Среди прочего, Брюммель ввел в моду современный мужской черный костюм с галстуком, ставший деловой и официальной одеждой. Сам он обычно носил снежно-белую сорочку, галстук или шейный платок, белый жилет или жилет пастельного цвета, белые или бежевые панталоны или бриджи из ткани или кожи в обтяжку, подтяжки, темно-синий сюртук с фалдами и латунными пуговицами, черные ботфорты. Кстати, именно этот англичанин также ввел в обычай новые элементы ухода за собой: он протирал тело грубой щеткой из конского волоса, мылся и переодевался несколько раз в день.
Конечно, в ХІХ веке необходимость переодеваться к ужину была сугубо функциональной – большую часть дня мужчины проводили в седле, и понятно, что им не хотелось приносить в гостиную ароматы конюшни. Джентльмены стремились хорошо выглядеть, особенно если в обществе присутствовали дамы. Большинство требований к формальным нарядам глубоко логичны, практически без изменений сохранились до сегодняшнего дня и продолжают “работать” в современном обществе.
Одежда для вечера становилась более нарядной, но и более сложной по набору элементов, ведь ужин был не просто окончанием дня. Ужин — это водораздел между дневными делами (деловыми встречами и обедами в клубе) и вечерним обществом в компании дам. За ужином следовали домашние развлечения, посещение театра или оперы, поэтому и наряд требовался соответствующий.
Фрак долгое время был единственным возможным вариантом для джентльмена быть одетым по всей форме, вплоть до Первой мировой войны, когда стремление к упрощению жизни заменило его на более демократичный смокинг.
Уже позже фрак стал символом прекрасного “старого мира”, что наглядно демонстрируют фильмы золотой эры Голливуда с Фредом Астером.
В отличие от этикета ХІХ века современный фрак носится незастегнутым, открывая белый жилет.
Сегодня дресс-код white tie встречается настолько редко, что становится особым поводом вновь обратиться к традиции, прочувствовать всю торжественность момента и — продемонстрировать свое умение правильно одеться, как того требует случай, сезон, место и время.
Составляющие дресс-кода White Tie:
- фрачный пиджак из шерсти черного или темно-синего цвета. Допустимый для фрака темно-синий цвет используется чаще для свадеб, чем для формальных мероприятий при дворе;
- белый жилет из пике (однобортный или двубортный);
- сорочка из белого пике со съемным воротником “бабочка” и жесткими двойными манжетами под запонки;
- исключительно белый галстук-бабочка из той же ткани, что и сорочка;
- черные или темно-синие брюки из той же ткани, что и пиджак, с узкой полосой на внешнем шве из атласной или полушелковой ткани. Брюки должны иметь высокую талию и поддерживаться исключительно подтяжками. Ремень не допускается;
- запонки и часы должны гармонировать;
- обувь — вечерние узкие туфли из черной кожи, на шнурках.